Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"

    Обозрение Макроэкономика
    Назад к списку обзоров
    N 11
    Итоги экономического развития России в 1998 году
    • Реальный сектор
    • Фискальная политика
    • Кредитно-денежная политика
    • Население

    Прошедший год разрушил, в общем-то, необоснованные надежды на быстрый подъем экономики в России. С начала проведения в стране рыночных реформ ни одному правительству не удалось достичь существенных успехов в поднятии отечественного производства. Незначительный рост ВВП в 1997 г. (на 0.8%) был вызван скорее ожиданиями этого роста, а не реальными преобразованиями в экономике, в истекшем же году реальный объем валового внутреннего продукта сократился на 4.6%, промышленное производство упало на 5.2%. Правительство и Центральный банк не смогли выполнить намеченные на 1998 г. целевые показатели инфляции и обменного курса: увеличение потребительских цен составило 84.4% (5% по бюджетному плану), рост обменного курса - 250% (4%). Процентные ставки по государственным ценным бумагам в середине года превысили 100%, а с 17 августа рынок государственных облигаций был заморожен.

    Основные макроэкономические показатели, % к предыдущему году

      1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
    ВВП -14.0 -8.7 -12.7 -4.2 -3.5 0.8 -4.6
    Промышленное производство -18.0 -14.1 -20.9 -3.3 -4.0 1.9 -5.2
    Инвестиции в основной капитал -40.0 -12.0 -24.0 -10.0 -18.0 -5.5 -6.7
    Дефицит федерального бюджета (% ВВП)*   15.6 10.6 5.3 8.0 6.7 4.8
    Инфляция (декабрь к декабрю) 2510.0 840.0 220.0 130.0 21.8 11.0 84.4
    Денежная база   646.0 189.0 115.0 26.2 25.7 27.9
    Денежная масса (M2)** 605.0 407.0 192.0 127.0 33.7 26.7 20.8
    Номинальный обменный курс рубля (ММВБ) 145.6 200.5 184.7 30.7 20.0 7.3 250.0
    *- По методологии МВФ
    ** - Предварительные данные



    Реальный сектор

    ВВП. В 1998 г. объем валового внутреннего продукта в текущих ценах составил 2684.5 млрд. руб. (в 1997 г. - 2562.6 млрд. руб.). Реальный объем ВВП снизился на 4.6%, тогда как в 1997 г. наблюдался реальный рост ВВП на 0.8%. Годовая динамика индекса выпуска продукции и услуг базовых отраслей показывает, что реальный объем ВВП в 1998 г. был ниже соответствующего показателя 1997 г. Наибольший спад производства наблюдался в сентябре прошлого года в связи с банковским кризисом и приостановлением расчетов между предприятиями. В структуре произведенного ВВП продолжает расти доля производства услуг: в 1996 г. она составляла 49%, в 1997 г. - 51.4%, в 1998 г. - 53%. Увеличение доли услуг происходит в основном из-за падения производства товаров.
    В структуре использования ВВП увеличилась доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление - с 51.6% в 1997 г. до 56.2% в 1998 г. Относительный рост расходов населения на покупку товаров и услуг объясняется падением уровня сбережений населения. В прошедшем году резко уменьшилась доля потребления государственных учреждений - на более чем 22% - после сокращение расходов на госаппарат. Вследствие существенной девальвации рубля доля чистого экспорта выросла более чем вдвое, при этом чистый экспорт, выраженный в долларах, сократился.
    В структуре образования доходов в 1998 г. вновь сократилась доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов и достигла уровня 38%. Также несколько уменьшилась доля чистых налогов на производство и импорт - до 13.4%. Соответственно, возросла доля оплаты труда наемных работников - до 48.2%.

    Динамика произведенного ВВП и объема промышленной продукции,
    % к аналогичному периоду предыдущего года

    Промышленность. Объем промышленной продукции в текущих ценах в 1998 г. составил 1658.4 млрд. руб., сократившись в реальном исчислении по сравнению с 1997 г. на 5.2% (в 1997 г. относительно предшествующего года промышленное производство увеличилось на 2.0%). В первом полугодии прошлого года объем промышленного производства находился на уровне 1997 г.; в июле-августе падение промышленного выпуска составило 11.8%, в октябре-декабре - 8.2% (по сравнению с соответствующими периодами 1997 г.).
    В 1998 г. наибольший спад производства был зафиксирован в легкой промышленности (-11.5%), машиностроении (-7.5%) и химической и нефтехимической промышленности (-7.5%), тогда как в 1997 г. объем продукции машиностроения вырос на 3.5%, химической и нефтехимической отрасли - на 2.0%. Снижение уровня производства наблюдалось также в топливной, черной и цветной металлургии.
    Финансовое положение предприятий в 1998 г. ухудшилось - сальдо прибылей и убытков на 1 декабря 1998 г. составило 12.4 млрд. руб. (в 1997 г. - 72.2 млрд. руб.). Просроченная кредиторская задолженность за одиннадцать месяцев прошлого года достигла 701.3 млрд. руб. (аналогичный показатель в 1997 г. был равен 514.2 млрд. руб.).
    Инвестиции. Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 402.4 млрд. руб., сократившись в номинальном объеме по сравнению с 1997 г. - 408.8 млрд. руб. В сопоставимых ценах капиталовложения уменьшились на 6.7% к уровню предшествующего года. Значительно сократились инвестиции федерального бюджета: из предусмотренного на 1998 г. ввода 267 важнейших производственных и социальных объектов было введено лишь 15. На каждом пятом объекте, предусмотренном к вводу в 1998 г., строительство не велось.


    Вверх
    Фискальная политика

    Федеральный бюджет. Согласно Закону о бюджете на 1998 г. всего в федеральный бюджет предполагалось поступление 367.5 млрд. руб. доходов. По предварительным данным, за прошедший год суммарные доходы составили лишь 302.4 млрд. руб., или 82.3% выполнения бюджета. Налоговые поступления были исполнены в размере 236.0 млрд. руб. - 76.9% от предусмотренного показателя. Расходы федерального бюджета в 1998 г. были исполнены в объеме 388.9 млрд. руб., что составило 77.8% от планировавшихся. Безусловно, невыполнение бюджета по доходам и расходам в первую очередь связано с нереалистичными показателями доходов, которые были заложены в бюджет прошлого года.

    Исполнение федерального бюджета за 1998 год*, % от ВВП

    Доходы 10.2
    Налоговые доходы 8.8
    НДС 3.9
    Налог на прибыль 1.3
    Акцизы 2.0
    Таможенные сборы 1.4
    Другие налоговые доходы 0.3
    Неналоговые доходы 0.5
    Доходы бюджетных фондов 0.9
    Расходы 15.0
    Процентные расходы 4.0
    Внутренние 2.4
      ГКО/ОФЗ 2.2
    Внешние 1.5
    Непроцентные расходы 11.0
    Национальная оборота 2.1
    Социальная сфера 2.1
    Финансовая помощь регионам 1.7
    Дефицит -4.8
    Первичный профицит 0.9
    Финансирование 4.8
    Внешнее финансирование 2.0
    Заимствования 3.4
      еврооблигации 2.2
    Погашение основного долга -1.4
    Внутреннее финансирование 2.8
    ГКО/ОФЗ 0.9
    Кредиты МВФ (чистые) 0.2
    Доходы от приватизации 0.6
    Доходы от продажи золота 0.3
    Справочно: ВВП, млрд. руб. 2685
    * - По методологии МВФ


    Правительство намеревалось прекратить в 1998 г. практику проведения зачетов при получении доходов бюджета. Однако в прошедшем году взаимозачетов было проведено на общую сумму порядка 30 млрд. руб.
    Доходы бюджета в 1998 г. составили 11.3% от ВВП (без заключительных оборотов), тогда как в 1997 г. данный показатель был равен 12.6%. Сокращение бюджетных поступлений произошло в основном за счет снижения налоговых поступлений: в 1998 г. налоговые доходы составили 8.8% от ВВП (около 10% от ВВП в 1997 г.). Практически по всем налогам в 1998 г. было зафиксировано сокращение номинальных поступлений в бюджет. Уменьшились поступления от НДС: в 1997 г. они составили 128.6 млрд. руб. (5.0% от ВВП), в 1998 г. - 104.7 млрд. руб. (3.9%). Данное снижение связано с ухудшением собираемости налогов: в прошедшем году коэффициент собираемости был равен примерно 50%. Доходы бюджета от налога на прибыль составили 34.9 млрд. руб., или 1.3% от ВВП (в 1997 г. - 36.3 млрд. руб.). Падение поступлений по налогу на прибыль произошло из-за сокращения прибыли предприятий.
    Расходы бюджета в 1998 г. составили 14.5% от ВВП, снизившись с 19.4% в 1997 г. (включая процентные расходы по ГКО/ОФЗ). Это явилось следствием резкого сокращения номинальных непроцентных расходов - до 282.3 млрд. руб. (378.46 млрд. руб. в 1997 г.), а следовательно, и реальных (в % от ВВП) - с 14.8% в 1997 г. до 10.5% в 1998 г. Расходы на национальную оборону уменьшились до 56.7 млрд. руб. (на 5.6 млрд. руб.) - с 2.4 до 2.1% от ВВП. В то же время расходы на финансовую помощь регионам увеличились до 45.2 млрд. руб. (на 4.7 млрд. руб.), или с 1.8 до 2.1% от ВВП. Также несколько возросли расходы на социальную сферу - до 57.2 млрд. руб. (на 0.4 млрд. руб.), или с 1.6 до 1.7% от ВВП.

    Структура недоимки в федеральный бюджет на 1 января 1999 г.

    В 1998 г. сократились процентные расходы федерального бюджета - до 106.6 млрд. руб. (со 118.0 млрд. руб. в 1997 г.), или до 4.0% от ВВП (с 4.6% от ВВП), в результате замораживания рынка государственных ценных обязательств в августе прошлого года. Расходы по обслуживанию ГКО/ОФЗ составили 106.6 млрд. руб. (118.0 млрд. руб. в 1997 г.). Вследствие девальвации национальной валюты расходы по обслуживанию внешнего долга возросли - с 23.8 млрд. руб. (0.9% от ВВП) в 1997 г. до 40.9 млрд. руб. (1.5% от ВВП).
    Дефицит федерального бюджета в 1998 г. по методологии Министерства финансов составил 86.5 млрд. руб., или 3.4% от ВВП. Следует заметить, что с 1998 г. в дефицит входят процентные расходы по государственному долгу.
    По международному определению (МВФ) дефицит федерального бюджета в 1998 г. выразился в сумме 130.0 млрд. руб., или 4.8% от ВВП. (По международной методологии доходы от приватизации и продажи золота относятся к внутреннему финансированию, кроме того, во внутреннее финансирование включаются кредиты МВФ.) В 1997 г. дефицит федерального бюджета был равен 172.3 млрд. руб., или 6.7% от ВВП.
    Чистое внешнее финансирование сложилось в объеме 53.8 млрд. руб., привлечение займов составило 90.4 млрд. руб., платежи по основному долгу - 36.6 млрд. руб. (В 1997 г. внешние кредиты составили 51.2 млрд. руб., а платежи по основному долгу - 10.3 млрд. руб.) Бо'льшую часть внешних займов в 1998 г. сформировали поступления от размещения еврооблигаций - 59.2 млрд. руб. (включая переоформление ГКО в июле 1998 г.), или около 9.5 млрд. долл.
    Чистое внутреннее финансирование (включая изменение остатков средств бюджета) составило в 1998 г. 76.2 млрд. руб. Финансирование посредством выпуска государственных облигаций выразилось в сумме 25.1 млрд. руб., при этом чистое финансирование по ГКО/ОФЗ было отрицательным - -34.8 млрд. руб., рефинансирование процентов составило 59.9 млрд. руб. Чистые кредиты МВФ составили 4.7 млрд. руб., доходы от приватизации - 15.2 млрд. руб., чистые доходы от продажи драгоценных металлов - 7.9 млрд. руб.
    Консолидированный бюджет. По предварительным оценкам, доходы консолидированного бюджета в 1998 г. составили 657.1 млрд. руб., или 24.5% от ВВП. (В 1997 г. доходы бюджета равнялись 687.8 млрд. руб., или 26.8% от ВВП.) Сокращение доходов произошло из-за уменьшения поступлений как в федеральный бюджет, так и в бюджеты территорий.
    Расходы консолидированного бюджета были исполнены в объеме 753.0 млрд. руб., или 29.4% от ВВП. (В 1997 г. - 806.2 млрд. руб., или 31.5% от ВВП.) Расходы сократились вследствие уменьшения расходов федерального бюджета.
    Дефицит консолидированного бюджета в 1998 г. составил 95.9 млрд. руб., или 3.6% от ВВП.


    Вверх
    Кредитно-денежная политика

    Кредитно-денежную политику Центрального банка в течение 1998 г. логично разделить на два этапа - до и после августовского кризиса. С 1996 г. Центральный банк прекратил прямое финансирование правительства и начал проводить политику, которая основывалась на поддержании стабильности национальной валюты и банковской системы. До середины августа 1998 г. Центральному банку удавалось сдерживать рост обменного курса рубля и не прибегать к значительной денежной эмиссии. Однако с 17 августа по декабрь обменный курс вырос с 6.2 до 20.7 руб./долл., денежная эмиссия превысила 60 млрд. руб., а валютные резервы Центробанка сократились на 6 млрд. долл.
    Денежная база в 1998 г. увеличилась на 27.9% и составила на 1 января 1999 г. 210.4 млрд. руб. (в предшествующем году прирост денежной базы равнялся 25.7%). Однако, несмотря на близкие итоговые показатели, динамика и структура денежной базы в 1998 г. значительно отличались от аналогичных параметров 1997 г. В январе 1998 г., после спекулятивной атаки на рубль, валютные резервы Центрального банка сократились на 2.3 млрд. долл., что привело к соответствующему уменьшению наличных денег в обращении более чем на 12 млрд. руб. На начало прошлого года денежная база равнялась 164.5 млрд. руб., на 1 февраля 1998 г. - 151.4 млрд. руб. С февраля по август она выросла на 6.8% и на 1 сентября составила 161.7 млрд. руб. В целом за январь-август денежная база уменьшилась на 2%.

    Динамика денежной базы и темпы инфляции

    Резкая девальвация национальной валюты и замораживание рынка государственных внутренних облигаций с неизбежностью привели к росту инфляции и монетарному финансированию бюджета. Кроме того, Центральный банк был вынужден поддерживать ликвидность некоторых крупных коммерческих банков в связи с ажиотажным снятием средств с депозитов населением. Все это обусловило рост денежной базы за сентябрь-декабрь 1998 г. на 30.1%, при этом объем наличных денег увеличился на 40.6%, или более чем на 57 млрд. руб.
    Чистые международные резервы (ЧМР) на начало 1998 г. составляли 22.4 млрд. руб. Динамика ЧМР соответствовала расходованию ЦРБ валюты на поддержку обменного курса и поступлениям внешних кредитов. Так, в январе ЧМР сократились на 17 млрд. руб., в апреле, после получения Россией первого в 1998 г. еврооблигационного займа, - увеличились на 11 млрд. руб. Очередной рост ЧМР наблюдался в июне, после получения валютных средств от июньского размещения еврооблигаций - 9.2 млрд. руб. Однако уже на 1 августа их величина была отрицательной - -5.3 млрд. руб., на 1 сентября - -40.6 млрд. руб. До конца 1998 г. ЧМР изменились незначительно и на 1 января составили -38.9 млрд. руб.
    Чистые внутренние активы (ЧВА) на 1 января 1998 г. равнялись 141.2 млрд. руб. В январе-июне ЦБР проводил жесткую монетарную политику, что выражалось в ограниченном предоставлении кредитов правительству и банкам. За первое полугодие ЧВА выросли на 9% и достигли 154 млрд. руб., при этом чистый кредит правительству увеличился лишь на 6%. Августовский кризис привел к росту ЧВА как за счет предоставления кредитов правительству, так и за счет массового выделения кредитов банкам. В августе ЧВА увеличились на 35.7 млрд. руб., чистый кредит правительству вырос на 13.5 млрд. руб., чистый кредит банкам - на 25.2 млрд. руб. В целом за год ЧВА увеличились на 76.6%, данный рост произошел в результате повышения уровня кредитования ЦБР расширенного правительства в 1998 г. на 85 млрд. руб.

    Прирост ЧМР и ЧВА

    Объем обязательных резервов снизился с 27.5 млрд. руб. на 1 января 1998 г. до 12.5 млрд. руб. на 1 января текущего года. С февраля прошлого года ЦБР установил единую для банков ставку по резервным требованиям - 11%. В конце августа процент обязательного резервирования был снижен до 10%, с сентября ЦБР ввел дифференцированную ставку в 7.5 и 5%, а с 1 декабря 1998 г. - единую ставку в 5%. Снижение нормы обязательного резервирования явилось продолжением "смягчения" денежной политики Центробанком и в первую очередь стало отражением стремления повысить ликвидность банковской системы.
    По предварительным данным, денежная масса (М2) на 1 января 1999 г. выразилась в сумме 452 млрд. руб., увеличившись за год на 78 млрд. руб. Таким образом, прирост М2 в 1998 г. составил 20.8% (в 1997 г. аналогичный показатель был равен 26.7%). Депозиты населения и предприятий практически не изменились - это означает, что денежная масса увеличилась исключительно за счет роста наличных денег. Кроме этого, с учетом инфляции, депозиты населения и предприятий в реальном выражении сократились.
    Скорость обращения денежной массы в 1998 г. составила 7.1, по сравнению с 1997 г. данный показатель сократился на 14%. Однако падение скорости обращения произошло в первой половине 1998 г.; так, в мае скорость обращения денег упала до 6.3, отразив кризис ликвидности в экономике. Во второй половине прошлого года скорость обращения денежной массы возросла, продемонстрировав падение спроса на деньги.
    Инфляция. Рост потребительских цен в 1998 г. составил 84.4% (в 1997 г. - 11.0%). Инфляция по продовольственным товарам соответствовала 96.0%, непродовольственным товарам - 99.5%, платным услугам населению - 18.3%. В первой половине года рост цен был незначительным и в годовом выражении не превышал 10%. В августе-декабре инфляция составила 76.9%; основной всплеск инфляции наблюдался в сентябре - 38.4% и декабре - 11.6%. Но если в сентябре основным фактором повышения цен стал рост обменного курса рубля, то в декабре сказалось осеннее увеличение денежной базы.
    Инфляция цен производителей в 1998 г. составила 23.2% (в 1997 г. - 7.5%). Цены на средства производства выросли на 18.3%, на промежуточные товары - на 12.2%, на потребительские товары - на 53.4%. Наиболее заметное удорожание в промышленности было отмечено на продукцию цветной металлургии - на 76.1%, пищевой промышленности - на 52.9%. Менее всего подорожала продукция топливной промышленности - на 0.8%, что было вызвано снижением цен в нефтедобывающей отрасли на 10%.


    Вверх
    Население

    Денежные доходы на душу населения в 1998 г. составили 970 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3.8% в номинальном выражении. Реальные доходы населения сократились на 18.2% (в 1997 г. реальные денежные доходы выросли на 22.4%). Таким образом, дефлятор по денежным доходам в 1998 г. составил 126.9. В структуре денежных доходов возросла доля заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, при этом снизилась доля социальных трансфертов за счет роста задолженности по выплате пенсий и пособий на детей.

    Динамика реальных доходов населения и заработной платы (12.95 = 100%)

    Реальный размер средней заработной платы (начисленной) в 1998 г. уменьшился по сравнению с уровнем 1997 г. на 13.8%, среднемесячная начисленная заработная плата составила 1095 млрд. руб. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 1999 г. равнялась 77.0 млрд. руб. (из нее задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней - 19.7 млрд. руб.); однако за декабрь 1998 г. задолженность сократилась на 8.0 млрд. руб. (на 2.4 млрд. руб.).
    Реальный размер назначенной пенсии в 1998 г. снизился на 4.8% по сравнению с аналогичным показателем 1997 г.


    Вверх

    Copyright © 1999 VEDI