![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Назад к списку обзоров |
|
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | |
ВВП | -14.0 | -8.7 | -12.7 | -4.2 | -3.5 | 0.8 | -4.6 |
Промышленное производство | -18.0 | -14.1 | -20.9 | -3.3 | -4.0 | 1.9 | -5.2 |
Инвестиции в основной капитал | -40.0 | -12.0 | -24.0 | -10.0 | -18.0 | -5.5 | -6.7 |
Дефицит федерального бюджета (% ВВП)* | 15.6 | 10.6 | 5.3 | 8.0 | 6.7 | 4.8 | |
Инфляция (декабрь к декабрю) | 2510.0 | 840.0 | 220.0 | 130.0 | 21.8 | 11.0 | 84.4 |
Денежная база | 646.0 | 189.0 | 115.0 | 26.2 | 25.7 | 27.9 | |
Денежная масса (M2)** | 605.0 | 407.0 | 192.0 | 127.0 | 33.7 | 26.7 | 20.8 |
Номинальный обменный курс рубля (ММВБ) | 145.6 | 200.5 | 184.7 | 30.7 | 20.0 | 7.3 | 250.0 |
*- По методологии МВФ
** - Предварительные данные |
ВВП. В 1998 г. объем валового внутреннего продукта в текущих ценах составил 2684.5 млрд. руб. (в 1997 г. - 2562.6 млрд. руб.). Реальный объем ВВП снизился на 4.6%, тогда как в 1997 г. наблюдался реальный рост ВВП на 0.8%. Годовая динамика индекса выпуска продукции и услуг базовых отраслей показывает, что реальный объем ВВП в 1998 г. был ниже соответствующего показателя 1997 г. Наибольший спад производства наблюдался в сентябре прошлого года в связи с банковским кризисом и приостановлением расчетов между предприятиями. В структуре произведенного ВВП продолжает расти доля производства услуг: в 1996 г. она составляла 49%, в 1997 г. - 51.4%, в 1998 г. - 53%. Увеличение доли услуг происходит в основном из-за падения производства товаров.
В структуре использования ВВП увеличилась доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление - с 51.6% в 1997 г. до 56.2% в 1998 г. Относительный рост расходов населения на покупку товаров и услуг объясняется падением уровня сбережений населения. В прошедшем году резко уменьшилась доля потребления государственных учреждений - на более чем 22% - после сокращение расходов на госаппарат. Вследствие существенной девальвации рубля доля чистого экспорта выросла более чем вдвое, при этом чистый экспорт, выраженный в долларах, сократился.
В структуре образования доходов в 1998 г. вновь сократилась доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов и достигла уровня 38%. Также несколько уменьшилась доля чистых налогов на производство и импорт - до 13.4%. Соответственно, возросла доля оплаты труда наемных работников - до 48.2%.
Промышленность. Объем промышленной продукции в текущих ценах в 1998 г. составил 1658.4 млрд. руб., сократившись в реальном исчислении по сравнению с 1997 г. на 5.2% (в 1997 г. относительно предшествующего года промышленное производство увеличилось на 2.0%). В первом полугодии прошлого года объем промышленного производства находился на уровне 1997 г.; в июле-августе падение промышленного выпуска составило 11.8%, в октябре-декабре - 8.2% (по сравнению с соответствующими периодами 1997 г.).
В 1998 г. наибольший спад производства был зафиксирован в легкой промышленности (-11.5%), машиностроении (-7.5%) и химической и нефтехимической промышленности (-7.5%), тогда как в 1997 г. объем продукции машиностроения вырос на 3.5%, химической и нефтехимической отрасли - на 2.0%. Снижение уровня производства наблюдалось также в топливной, черной и цветной металлургии.
Финансовое положение предприятий в 1998 г. ухудшилось - сальдо прибылей и убытков на 1 декабря 1998 г. составило 12.4 млрд. руб. (в 1997 г. - 72.2 млрд. руб.). Просроченная кредиторская задолженность за одиннадцать месяцев прошлого года достигла 701.3 млрд. руб. (аналогичный показатель в 1997 г. был равен 514.2 млрд. руб.).
Инвестиции. Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 402.4 млрд. руб., сократившись в номинальном объеме по сравнению с 1997 г. - 408.8 млрд. руб. В сопоставимых ценах капиталовложения уменьшились на 6.7% к уровню предшествующего года. Значительно сократились инвестиции федерального бюджета: из предусмотренного на 1998 г. ввода 267 важнейших производственных и социальных объектов было введено лишь 15. На каждом пятом объекте, предусмотренном к вводу в 1998 г., строительство не велось.
Доходы | 10.2 |
Налоговые доходы | 8.8 |
НДС | 3.9 |
Налог на прибыль | 1.3 |
Акцизы | 2.0 |
Таможенные сборы | 1.4 |
Другие налоговые доходы | 0.3 |
Неналоговые доходы | 0.5 |
Доходы бюджетных фондов | 0.9 |
Расходы | 15.0 |
Процентные расходы | 4.0 |
Внутренние | 2.4 |
ГКО/ОФЗ | 2.2 |
Внешние | 1.5 |
Непроцентные расходы | 11.0 |
Национальная оборота | 2.1 |
Социальная сфера | 2.1 |
Финансовая помощь регионам | 1.7 |
Дефицит | -4.8 |
Первичный профицит | 0.9 |
Финансирование | 4.8 |
Внешнее финансирование | 2.0 |
Заимствования | 3.4 |
еврооблигации | 2.2 |
Погашение основного долга | -1.4 |
Внутреннее финансирование | 2.8 |
ГКО/ОФЗ | 0.9 |
Кредиты МВФ (чистые) | 0.2 |
Доходы от приватизации | 0.6 |
Доходы от продажи золота | 0.3 |
Справочно: ВВП, млрд. руб. | 2685 |
* - По методологии МВФ |
Правительство намеревалось прекратить в 1998 г. практику проведения зачетов при получении доходов бюджета. Однако в прошедшем году взаимозачетов было проведено на общую сумму порядка 30 млрд. руб.
Доходы бюджета в 1998 г. составили 11.3% от ВВП (без заключительных оборотов), тогда как в 1997 г. данный показатель был равен 12.6%. Сокращение бюджетных поступлений произошло в основном за счет снижения налоговых поступлений: в 1998 г. налоговые доходы составили 8.8% от ВВП (около 10% от ВВП в 1997 г.). Практически по всем налогам в 1998 г. было зафиксировано сокращение номинальных поступлений в бюджет. Уменьшились поступления от НДС: в 1997 г. они составили 128.6 млрд. руб. (5.0% от ВВП), в 1998 г. - 104.7 млрд. руб. (3.9%). Данное снижение связано с ухудшением собираемости налогов: в прошедшем году коэффициент собираемости был равен примерно 50%. Доходы бюджета от налога на прибыль составили 34.9 млрд. руб., или 1.3% от ВВП (в 1997 г. - 36.3 млрд. руб.). Падение поступлений по налогу на прибыль произошло из-за сокращения прибыли предприятий.
Расходы бюджета в 1998 г. составили 14.5% от ВВП, снизившись с 19.4% в 1997 г. (включая процентные расходы по ГКО/ОФЗ). Это явилось следствием резкого сокращения номинальных непроцентных расходов - до 282.3 млрд. руб. (378.46 млрд. руб. в 1997 г.), а следовательно, и реальных (в % от ВВП) - с 14.8% в 1997 г. до 10.5% в 1998 г. Расходы на национальную оборону уменьшились до 56.7 млрд. руб. (на 5.6 млрд. руб.) - с 2.4 до 2.1% от ВВП. В то же время расходы на финансовую помощь регионам увеличились до 45.2 млрд. руб. (на 4.7 млрд. руб.), или с 1.8 до 2.1% от ВВП. Также несколько возросли расходы на социальную сферу - до 57.2 млрд. руб. (на 0.4 млрд. руб.), или с 1.6 до 1.7% от ВВП.
В 1998 г. сократились процентные расходы федерального бюджета - до 106.6 млрд. руб. (со 118.0 млрд. руб. в 1997 г.), или до 4.0% от ВВП (с 4.6% от ВВП), в результате замораживания рынка государственных ценных обязательств в августе прошлого года. Расходы по обслуживанию ГКО/ОФЗ составили 106.6 млрд. руб. (118.0 млрд. руб. в 1997 г.). Вследствие девальвации национальной валюты расходы по обслуживанию внешнего долга возросли - с 23.8 млрд. руб. (0.9% от ВВП) в 1997 г. до 40.9 млрд. руб. (1.5% от ВВП).
Дефицит федерального бюджета в 1998 г. по методологии Министерства финансов составил 86.5 млрд. руб., или 3.4% от ВВП. Следует заметить, что с 1998 г. в дефицит входят процентные расходы по государственному долгу.
По международному определению (МВФ) дефицит федерального бюджета в 1998 г. выразился в сумме 130.0 млрд. руб., или 4.8% от ВВП. (По международной методологии доходы от приватизации и продажи золота относятся к внутреннему финансированию, кроме того, во внутреннее финансирование включаются кредиты МВФ.) В 1997 г. дефицит федерального бюджета был равен 172.3 млрд. руб., или 6.7% от ВВП.
Чистое внешнее финансирование сложилось в объеме 53.8 млрд. руб., привлечение займов составило 90.4 млрд. руб., платежи по основному долгу - 36.6 млрд. руб. (В 1997 г. внешние кредиты составили 51.2 млрд. руб., а платежи по основному долгу - 10.3 млрд. руб.) Бо'льшую часть внешних займов в 1998 г. сформировали поступления от размещения еврооблигаций - 59.2 млрд. руб. (включая переоформление ГКО в июле 1998 г.), или около 9.5 млрд. долл.
Чистое внутреннее финансирование (включая изменение остатков средств бюджета) составило в 1998 г. 76.2 млрд. руб. Финансирование посредством выпуска государственных облигаций выразилось в сумме 25.1 млрд. руб., при этом чистое финансирование по ГКО/ОФЗ было отрицательным - -34.8 млрд. руб., рефинансирование процентов составило 59.9 млрд. руб. Чистые кредиты МВФ составили 4.7 млрд. руб., доходы от приватизации - 15.2 млрд. руб., чистые доходы от продажи драгоценных металлов - 7.9 млрд. руб.
Консолидированный бюджет. По предварительным оценкам, доходы консолидированного бюджета в 1998 г. составили 657.1 млрд. руб., или 24.5% от ВВП. (В 1997 г. доходы бюджета равнялись 687.8 млрд. руб., или 26.8% от ВВП.) Сокращение доходов произошло из-за уменьшения поступлений как в федеральный бюджет, так и в бюджеты территорий.
Расходы консолидированного бюджета были исполнены в объеме 753.0 млрд. руб., или 29.4% от ВВП. (В 1997 г. - 806.2 млрд. руб., или 31.5% от ВВП.) Расходы сократились вследствие уменьшения расходов федерального бюджета.
Дефицит консолидированного бюджета в 1998 г. составил 95.9 млрд. руб., или 3.6% от ВВП.
Резкая девальвация национальной валюты и замораживание рынка государственных внутренних облигаций с неизбежностью привели к росту инфляции и монетарному финансированию бюджета. Кроме того, Центральный банк был вынужден поддерживать ликвидность некоторых крупных коммерческих банков в связи с ажиотажным снятием средств с депозитов населением. Все это обусловило рост денежной базы за сентябрь-декабрь 1998 г. на 30.1%, при этом объем наличных денег увеличился на 40.6%, или более чем на 57 млрд. руб.
Чистые международные резервы (ЧМР) на начало 1998 г. составляли 22.4 млрд. руб. Динамика ЧМР соответствовала расходованию ЦРБ валюты на поддержку обменного курса и поступлениям внешних кредитов. Так, в январе ЧМР сократились на 17 млрд. руб., в апреле, после получения Россией первого в 1998 г. еврооблигационного займа, - увеличились на 11 млрд. руб. Очередной рост ЧМР наблюдался в июне, после получения валютных средств от июньского размещения еврооблигаций - 9.2 млрд. руб. Однако уже на 1 августа их величина была отрицательной - -5.3 млрд. руб., на 1 сентября - -40.6 млрд. руб. До конца 1998 г. ЧМР изменились незначительно и на 1 января составили -38.9 млрд. руб.
Чистые внутренние активы (ЧВА) на 1 января 1998 г. равнялись 141.2 млрд. руб. В январе-июне ЦБР проводил жесткую монетарную политику, что выражалось в ограниченном предоставлении кредитов правительству и банкам. За первое полугодие ЧВА выросли на 9% и достигли 154 млрд. руб., при этом чистый кредит правительству увеличился лишь на 6%. Августовский кризис привел к росту ЧВА как за счет предоставления кредитов правительству, так и за счет массового выделения кредитов банкам. В августе ЧВА увеличились на 35.7 млрд. руб., чистый кредит правительству вырос на 13.5 млрд. руб., чистый кредит банкам - на 25.2 млрд. руб. В целом за год ЧВА увеличились на 76.6%, данный рост произошел в результате повышения уровня кредитования ЦБР расширенного правительства в 1998 г. на 85 млрд. руб.
Объем обязательных резервов снизился с 27.5 млрд. руб. на 1 января 1998 г. до 12.5 млрд. руб. на 1 января текущего года. С февраля прошлого года ЦБР установил единую для банков ставку по резервным требованиям - 11%. В конце августа процент обязательного резервирования был снижен до 10%, с сентября ЦБР ввел дифференцированную ставку в 7.5 и 5%, а с 1 декабря 1998 г. - единую ставку в 5%. Снижение нормы обязательного резервирования явилось продолжением "смягчения" денежной политики Центробанком и в первую очередь стало отражением стремления повысить ликвидность банковской системы.
По предварительным данным, денежная масса (М2) на 1 января 1999 г. выразилась в сумме 452 млрд. руб., увеличившись за год на 78 млрд. руб. Таким образом, прирост М2 в 1998 г. составил 20.8% (в 1997 г. аналогичный показатель был равен 26.7%). Депозиты населения и предприятий практически не изменились - это означает, что денежная масса увеличилась исключительно за счет роста наличных денег. Кроме этого, с учетом инфляции, депозиты населения и предприятий в реальном выражении сократились.
Скорость обращения денежной массы в 1998 г. составила 7.1, по сравнению с 1997 г. данный показатель сократился на 14%. Однако падение скорости обращения произошло в первой половине 1998 г.; так, в мае скорость обращения денег упала до 6.3, отразив кризис ликвидности в экономике. Во второй половине прошлого года скорость обращения денежной массы возросла, продемонстрировав падение спроса на деньги.
Инфляция. Рост потребительских цен в 1998 г. составил 84.4% (в 1997 г. - 11.0%). Инфляция по продовольственным товарам соответствовала 96.0%, непродовольственным товарам - 99.5%, платным услугам населению - 18.3%. В первой половине года рост цен был незначительным и в годовом выражении не превышал 10%. В августе-декабре инфляция составила 76.9%; основной всплеск инфляции наблюдался в сентябре - 38.4% и декабре - 11.6%. Но если в сентябре основным фактором повышения цен стал рост обменного курса рубля, то в декабре сказалось осеннее увеличение денежной базы.
Инфляция цен производителей в 1998 г. составила 23.2% (в 1997 г. - 7.5%). Цены на средства производства выросли на 18.3%, на промежуточные товары - на 12.2%, на потребительские товары - на 53.4%. Наиболее заметное удорожание в промышленности было отмечено на продукцию цветной металлургии - на 76.1%, пищевой промышленности - на 52.9%. Менее всего подорожала продукция топливной промышленности - на 0.8%, что было вызвано снижением цен в нефтедобывающей отрасли на 10%.
Реальный размер средней заработной платы (начисленной) в 1998 г. уменьшился по сравнению с уровнем 1997 г. на 13.8%, среднемесячная начисленная заработная плата составила 1095 млрд. руб. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 1999 г. равнялась 77.0 млрд. руб. (из нее задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней - 19.7 млрд. руб.); однако за декабрь 1998 г. задолженность сократилась на 8.0 млрд. руб. (на 2.4 млрд. руб.).
Реальный размер назначенной пенсии в 1998 г. снизился на 4.8% по сравнению с аналогичным показателем 1997 г.
Copyright © 1999 VEDI