![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Назад к списку обзоров |
|
|
Среди
причин, определяющих нестабильность российской экономики, можно выделить
отсутствие реального роста ВВП, невыполнение бюджета по доходам, продолжающийся
кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых
рынках. Отсутствие реального роста производства и финансовая нестабильность
привели к увеличению расходов и уменьшению доходов в экономике в целом.
В результате Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств,
вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. Осознавая
крайне неблагоприятные последствия падения курса рубля для экономики, неадекватность
системы государственных финансов условиям кризиса, недейственность имеющихся
экономических стимулов для роста производства, правительство разработало
перечень экстренных мер для выхода из кризиса - стабилизационную программу.
Однако, прежде чем могут произойти институциональные изменения в налоговой
системе и экономической политике государства, предусмотренные ею, правительству
следует нормализовать ситуацию на финансовом рынке страны, для чего необходимо
получение долгосрочного кредита от международных организаций на сумму 10-15
млрд. долл.
В текущем году реальный рост ВВП в апреле составил 0.2%, но в мае упал на 1.2%. В целом за январь-май 1998 г. объем произведенного ВВП уменьшился на 0.2% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. и в номинальном выражении составил 978.3 млрд. руб.
Анализ основных элементов использования ВВП показывает, что в январе-мае текущего года сохранился сложившийся ранее рост потребительского спроса на товары, - объем товарооборота составил 103.1% к соответствующему периоду прошлого года. В то же время остается значительным инвестиционный спад: инвестиции в основной капитал снизились на 6.2% от уровня 1997 г. Существенно сократилось также внешнеторговое сальдо по товарам - с 8.2 млрд. долл. за январь-апрель 1997 г. до 2.4 млрд. долл. за первые четыре месяца текущего года.
По-прежнему низкими остаются дефляторы ВВП, которые, начиная с января с.г., заметно отстают от индексов потребительских цен. Так, в мае текущего года расчетный дефлятор по отношению к маю 1997 г. составил лишь 101.1% при индексе потребительских цен в 107.5%. В случае сохранения текущего уровня дефлятора ВВП до конца этого года объем ВВП за 1998 г. в фактических ценах окажется значительно меньше прогнозируемого (порядка 2630 млрд. руб. - при официальном прогнозе, использованном при подготовке бюджета, в 2840 млрд. руб.).
Прогноз
реального объема ВВП по итогам года зависит от того, удастся ли достичь
финансовой стабилизации. Если будет происходить их постепенное снижение
до 30-35% годовых к концу 1998 г., то ВВП может составить 99.5% от уровня
1997 г. При сохранении же ставок на уровне около 50% спад может оказаться
более значительным - порядка 1.5%.
Устойчивое падение производства происходит в секторах, где в 1997 г. наблюдался рост - топливной промышленности, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности. За первые пять месяцев производство в данных отраслях снизилось на 1.8, 1.7 и 3.8% соответственно.
Наибольший рост в январе-мае наблюдался в микробиологической промышленности (12.8%), медицинской (10.6%) и полиграфической (8.7%) промышленностях. В цветной металлургии производство за первые пять месяцев с.г. выросло на 7.1%, но в апреле-мае произошло его падение на 0.8%.
Инвестиции. Объем
инвестиций в основной капитал в январе-мае 1998 г. составил 114.5 млрд.
руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года инвестиции за
указанный временной интервал уменьшились в сопоставимых ценах на 6.2%.
Причина снижения капиталовложений остается неизменной - нехватка средств
у предприятий реального сектора и сокращение объемов финансирования государственных
инвестиционных программ.
Дефицит консолидированного бюджета, по данным казначейства, в январе-апреле 1998 г. составил 33.1 млрд. руб., или 4.3% ВВП.
По
оперативным данным Госналогслужбы, ГТК и казначейства, в мае в консолидированный
бюджет поступило около 43.2 млрд. руб. налоговых доходов (21.0% ВВП), что
на 16% меньше, чем в мае прошлого года (без учета зачетов на федеральном
уровне). Снижение произошло за счет уменьшения объема налоговых поступлений
как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
За пять месяцев года доходы федерального бюджета составили 105.6 млрд. руб., или 10.8% от ВВП, что в сопоставимых ценах выше прошлогоднего показателя на 5%.
В январе-мае 1998 г. было собрано налогов на сумму 86.2 млрд. руб. (8.8% от ВВП) - на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года в сопоставимых ценах (75.6 млрд. руб., или 8.0% от ВВП).
По
данным Госналогслужбы, недоимка по налоговым платежам в федеральный бюджет
(без учета бюджетных фондов) на 1 июня с.г. составила 121.2 млрд. руб.
Суммарная задолженность по налоговым платежам и штрафным санкциям в федеральный
бюджет выросла за январь-май на 64.6 млрд. руб. (в прошлом году за аналогичный
период задолженность увеличилась на 55.9 трлн. руб.) и на 1 июня определилась
на уровне 375.2 млрд. руб. (без учета бюджетных фондов).
Финансирование дефицита по определению МВФ. Дефицит в первые пять месяцев с.г., рассчитанный на кассовой основе по определению МВФ, составил, по предварительным оценкам, 44.6 млрд. руб., или 4.6% от ВВП.
В
мае произошло резкое повышение доходности государственных ценных бумаг,
вызванное дальнейшим обострением финансового кризиса. Поэтому заимствования
на внутреннем финансовом рынке делались только для рефинансирования долга.
В мае на рынке ГКО/ОФЗ правительству пришлось потратить 6.0 млрд. руб.
из бюджетных доходов для погашения долга. В целом за месяц чистые заимствования
оказались меньше расходов на обслуживание долга, что означает первичный
профицит в 1.5% от ВВП (по итогам пяти месяцев года - 0.7% от ВВП, или
7.2 млрд. руб.).
Валовые международные резервы (ВМР) в апреле-мае вновь уменьшились приблизительно на 2 млрд. долл. и составили на конец мая 14.6 млрд. долл., вызвав соответствующее уменьшение чистых международных резервов (ЧМР) - с 1.4 млрд. долл. в марте до 58 млн. долл. в мае. Наряду с расходами на обслуживание внешнего долга, сокращение резервов связано с интервенциями ЦБР на валютном рынке, ограничивающими рост курса доллара.
Чистые внутренние активы (ЧВА) в мае выросли на 6.7% по сравнению с уровнем апреля. При этом увеличились все компоненты ЧВА. После майского уменьшения ЧМР и увеличения ЧВА, доля ЧМР в денежной базе почти исчезла, и обеспечение денежной базы состояло лишь из внутренних активов.
Объем обязательных резервов увеличился с 25.7 млрд. руб. в апреле до 25.8 млрд. руб. в мае, отражая небольшой рост депозитов. Отношение обязательных резервов к депозитам с марта этого года (после повышения резервных требований с 01.02.98 до 11%) почти не изменяется и в мае вновь составило 11.0%.
Скорость обращения денежной массы уменьшилась с 6.7 в апреле до 6.3 в мае. В январе-мае этого года средняя скорость обращения денежной массы упала на 11.3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, что также свидетельствует о кризисе ликвидности.
Ставка рефинансирования дважды поднималась Центробанком в мае текущего года: 19 мая она была увеличена с 30 до 50% годовых, а 27 мая - до 150%. Шоковый уровень - 150% - остановил спекуляции на рынке госбумаг и привел к некоторому снижению доходности по ГКО. Воспользовавшись относительной стабилизацией на финансовых рынках, ЦБР 5 июня снизил ставку до 60%. Но это значение оказалось слишком низким, не соответствующим реальному уровню российского странового риска. Возобновившийся рост доходности ГКО и давление на валютный рынок вызвали необходимость нового ее повышения, и с 29 июня ЦБР увеличил ставку рефинансирования до 80%.
Инфляция. Темп роста потребительских цен за первые пять месяцев текущего года составил 4.0%, а в годовом выражении (май 1997 г. к маю 1998 г.) - 7.5%. При этом цены на продовольственные товары повысились на 5.0%, непродовольственные - на 1.3%, услуги - на 6.1%.
Цены
производителей в январе-мае с.г. выросли на 0.5%. По средствам производства
инфляция составила 1.8%, потребительским товарам - 2.3%, цены на промежуточные
товары упали на 0.9%. Наиболее заметное снижение цен производителей зафиксировано
на продукцию нефтедобывающей промышленности - на 11.1% за период с начала
года.
Суммарная задолженность по заработной плате на 1 июня составила 66.9 млрд. руб., в том числе из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней - 11.0 млрд. руб., или 16.4%.
В
мае в структуре использования доходов населения удельный вес организованных
сбережений (в виде банковских депозитов и покупки ценных бумаг) снизился
- с 4.3% в апреле до 1.6%. Такое падение объясняется общим низким уровнем
доходов. Доля средств, идущих на прирост денег на руках у населения, также
уменьшилась - с 4.7% в апреле до 0.6% в мае. При этом доля расходов на
покупку товаров и оплату услуг выросла в мае до 77.5% (в апреле она составляла
71.6%). Доля средств, направляемых на покупку валюты, составила 14.1% (в
апреле - 13.0%). Остатки вкладов в банках выросли в мае на 2.2% - до 165.8
млрд. руб. Реальные остатки с учетом инфляции увеличились на 1.7%.
Импорт из стран вне СНГ продолжил рост, в то время как импорт из стран СНГ снизился по сравнению с январем-апрелем 1997 г. Уменьшение доли машин и оборудования в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья, к сожалению, свидетельствует о снижении инвестиционной активности в российской экономике. По всей видимости, резко ухудшившееся финансовое положение экспортеров заставило их сократить средства, направляемые на модернизацию и расширение производства.
Рост импорта при снижающемся экспорте привел к серьезному сокращению положительного сальдо внешней торговли товарами, которое в апреле 1998 г. практически стало нулевым. Сальдо торгового баланса в январе-апреле 1998 г. сложилось положительным - 2.4 млрд. долл. (8.4 млрд. долл. за соответствующий период 1997 г.). Суммарный экспорт составил 23.3 млрд. долл. (сократился на 7.5%), а импорт - 20.9 млрд. долл. (вырос на 4.4%).
В январе-мае 1998 г. внешнеторговый оборот России со странами вне СНГ составил 33.2 млрд. долл. и по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. уменьшился на 8.8%. Экспорт выразился в сумме 17.6 млрд. долл. и снизился на 19.5%, импорт - 15.6 млрд. долл. и вырос на 7.4%.
Внешнеторговый
оборот России с государствами-участниками СНГ в первые пять месяцев текущего
года составил 11.0 млрд. долл. (экспорт - 5.7 млрд. долл., импорт - 5.3
млрд. долл.), что на 3.6% меньше аналогичного показателя 1997 г., причем
экспорт и импорт уменьшились практически в одинаковых пропорциях.
Рост дефицита в 1998 г. связан со снижением экспорта, увеличением импорта, ростом процентных выплат нерезидентам и снижением притока иностранного капитала в частный сектор. В текущем году, по предварительным оценкам, экспорт сократится на 3.5%, что вызвано падением мировых цен на нефть и продукты нефтепереработки, которые являются основными статьями российского экспорта. Рост импорта определяется повышением внутреннего спроса на товары, которое не обеспечивается внутренними производителями. Тем не менее рост импорта в 1998 г. замедлится и составит 2.5% - против 5.8% в 1997 г. Увеличение процентных выплат нерезидентам и снижение притока капитала в частный сектор вызваны резким ростом процентных ставок вследствие продолжающегося финансового кризиса. Таким образом, в текущем году реально ожидать отрицательного сальдо текущих операций в размере -5 млрд. долл. Уровень оттока капитала из страны зависит от экономической политики правительства, ужесточения контроля над вывозом валюты, ожиданий населения относительно возможной девальвации рубля, и в 1998 г. возможно как снижение оттока российского капитала на 5-10 млрд. долл. за счет уменьшения нелегального вывоза валюты, так и сохранение его на уровне 1997 г.
Дефицит платежного баланса означает, что отток ликвидных иностранных активов из страны превышает их приток (без учета притока иностранной валюты за счет государственных внешних займов). Следовательно, при отсутствии адекватного внешнего финансирования, привлеченного правительством, возникает давление на обменный курс рубля, что в условиях политики сдерживания обменного курса ведет к снижению уровня международных резервов и/или девальвации национальной валюты.
Источниками
финансирования дефицита платежного баланса на 1998 г. являются займы федерального
правительства - 6.3 млрд. долл. и еврооблигации (федеральные и местные)
- 6.8 млрд. долл., т.е. всего около 13 млрд. долл. При сохранении резервов
на уровне начала 1998 г. - 18 млрд. долл. - недостающее финансирование
составляет 9-16 млрд. долл. Долгосрочный кредит в 10-15 млрд. долл. может
решить проблему давления на платежный баланс и обеспечить достаточный уровень
резервов. Но основной смысл кредита состоит в уменьшении ожиданий девальвации
рубля, а значит, в усилении притока иностранного капитала на рынок ГКО/ОФЗ
и сокращении оттока российского капитала. Таким образом, привлечение кредита
необходимо, прежде всего, в качестве средства финансирования платежного
баланса для сохранения стабильности национальной валюты и предотвращения
общеэкономического кризиса (девальвации рубля, ускорения инфляции, резкого
роста стоимости внешнего долга).
Кредитные деньги прежде всего следует использовать на погашение внутреннего долга (досрочный выкуп ГКО на вторичном рынке по низким ценам). Во-первых, это крайне выгодно для бюджета, учитывая низкий уровень цен на государственные бумаги, во-вторых, это снизит зависимость Минфина от заимствований на рынке ГКО/ОФЗ и позволит ослабить угрозу спекулятивных атак на данный сегмент финансового рынка. В результате это будет способствовать снижению процентных ставок. Бюджет не способен на протяжении долгого времени обеспечивать обслуживание столь дорогих займов, а обусловленные высокой доходностью госбумаг очень дорогие кредиты в экономике ведут к падению капитальных инвестиций. Конвертация внешнего займа приведет к увеличению денежной массы, что, при сокращении объема рынка государственных ценных бумаг и неадекватном увеличении спроса на деньги (инвестиции в реальный сектор вряд ли сразу заметно возрастут), приведет к росту спроса на иностранную валюту. В данных условиях ЦБР логично продавать часть своего портфеля ГКО/ОФЗ.
И все же реальные возможности правительства для улучшения ситуации сосредоточены в сфере сокращения бюджетного дефицита. (Монетарные методы практически уже исчерпаны - остались лишь некоторое смягчение денежной политики или радикальный переход на нерыночное распределение финансовых потоков.) Как уже было отмечено, кредит позволит также решить некоторые бюджетные вопросы. Решение проблемы бюджетного дефицита относительно независимо от проблемы дефицита платежного баланса - кризис платежного баланса может произойти и при сбалансированном или незначительном бюджетном дефиците (Индонезия, Чили). Однако без увеличения сбора налогов и сокращения дефицита невозможны ни сокращение долга, ни экономический рост. Кроме того, фискальные меры могут иметь не только долгосрочный эффект в виде сокращения долга, но и краткосрочный - положительное психологическое влияние на иностранных инвесторов (которое может быть существенным).
Кризисная ситуация на российских финансовых рынках в мае 1998 г. создала серьезную угрозу стабильности и надежности банковской системы. Учитывая, что основу доходов кредитных институтов по-прежнему составляют инвестиционные вложения (40% по данным на 1 июня 1998 г.), стремительное падение котировок госбумаг и сокрушительный обвал фондового рынка самым непосредственным образов отразятся на их рентабельности.
Пятикратное повышение ставки рефинансирования - с 30 до 150% и новый уровень доходности ГКО означают резкое обесценение инвестиционных портфелей банков. В лучшем случае (если держать бумаги до погашения) потери выразятся в условной, но вполне ощутимой категории “упущенной прибыли”. Для банков, которые являются первичными дилерами на рынке ГКО/ОФЗ и обязаны выставлять котировки в ходе торгов и выкупать на аукционе определенную часть размещаемых бумаг, известная доля убытков окажется реальной.
Портфели
корпоративных ценных бумаг теряют в стоимости еще быстрее. Только за май
капитализация фондового рынка снизилась на 40%. Сейчас этот рынок практически
неликвиден. Исключение составляют не более десятка “голубых фишек”, котировки
которых неуклонно катятся вниз и уже достигли уровня двухлетней давности.
|
|
![]() |
![]() |
В то же время банки не имели возможности воспользоваться преимуществом ситуации и приобрести ГКО по непривычно низким ценам. Ломбардная и учетная ставки на уровне 150% годовых перекрыли все источники ликвидности, практически парализовали рынок межбанковских кредитов и вызвали у банков серьезные проблемы с текущей ликвидностью. В условиях общей финансовой нестабильности большинство банков предпочли воздержаться от размещения рублей, что привело к росту ставок по кредитам до уровня 180-220% годовых. Операции кредитования поддерживались всего четырьмя-пятью ведущими банками, у которых отлажена система взаимных гарантий для чрезвычайных обстоятельств. Большинство же банков просто воздерживались от операций на кредитном рынке, опасаясь взаимных неплатежей. Таким образом, жесткий дефицит денежного предложения явился скорее результатом массового перекрытия банками лимитов взаимного кредитования, чем следствием реального сокращения денежных средств. Тем не менее значительная нехватка денег на рынке и резкие перепады ликвидности могли вызвать у многих банков вполне реальные проблемы. Ситуация, кроме того, усугублялась приближением конца месяца, когда банки должны закрывать балансы.
29 мая Центробанк вынужден был приостановить прием средств банков на депозиты без установления соответствующих ставок. Эта мера была направлена на то, чтобы не создавать дополнительного стимула для сокращения предложения межбанковских кредитов.
Что касается ставки по ломбардным кредитам, то уровень в 150% фактически лишает этот инструмент практического значения. В то же время ряд российских банков, получивших ломбардные кредиты Центробанка несколько ранее, могли испытывать потребность рефинансирования этих кредитов и вынуждены были делать это по новым ставкам. В условиях резкого сокращения рынка МБК и кредитного рынка в целом коммерческие банки, испытывающие дефицит ликвидности, будут вынуждены компенсировать недостаток средств за счет продажи государственных и корпоративных ценных бумаг, фиксируя огромные убытки.
Общая нестабильность на финансовых рынках усиливается возросшими ожиданиями девальвации рубля. Российские банки чувствительны к колебаниям на валютном рынке, и такая мера означала бы огромные потери для банковской системы. Во-первых, значительную долю кредитных портфелей банков по-прежнему составляют кредиты в иностранной валюте, и резкое падение рубля означало бы увеличение бремени этих долгов для заемщика, а следовательно - снижение качества кредитного портфеля. Во-вторых, в течение последнего года существенно усилилась зависимость банков от внешних источников финансирования - еврооблигаций и синдицированных займов западных банков. Совокупная задолженность российских банков по синдицированным кредитам, предстоящим к погашению в течение ближайших трех месяцев, составляет около 660 млн. долл.
Значительная внешняя задолженность российских банков служит дополнительным источником нестабильности в стране. Одними из крупнейших заемщиков, которым предстоят погашения в июле-августе, являются Инкомбанк, Менатеп и “Российский кредит”. Существует вероятность, что не всем банкам удастся рефинансировать свой долг, так как иностранных инвесторов пугает продолжающийся в России финансовый кризис. Кроме того, при условии банкротства хотя бы одного, пусть даже не очень крупного банка возникает кризис недоверия к банковской системе в целом. Конечно, Центральный банк способен не допустить краха одного из ведущих кредитных учреждений в случае, если данному банку не удастся пролонгировать кредит, но это приведет к сокращению резервов ЦБ и вряд ли улучшит инвестиционный климат в стране.
В
целом же состояние банковской системы определяется общим экономическим
кризисом в России. Стабилизация на финансовых рынках приведет и к стабилизации
банков. При условии предоставления МВФ России стабилизационного кредита
вероятность рефинансирования банковских займов значительно возрастет.