Справочная система сервера | Статистическая база данных | Экспресс-анализ | Периодические издания | Специальные материалы | Архивы | АЛ "Веди"

Другие оперативные материалы АЛ Веди

Структурный анализ финансовых потоков в России
в посткризисный период


Поддержка данного проекта была осуществлена Московским Общественным Научным Фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Московского Общественного Научного Фонда

Полный текст обзора опубликован в Обозрении "Финансовые рынки" №8, 2002,
тел. Редакции (095)974-1900, e-mail: ab@vedi.ru

Национальная банковская система призвана выполнять ряд принципиально важных для экономики функций и, в первую очередь, аккумулирование сбережений и их трансформацию в инвестиции в виде кредитов различным субъектам хозяйственной деятельности. Возможность выполнения российской банковской системой данной функции, особенно с точки зрения поддержки поступательного развития реального сектора, вызывает серьезные сомнения как у правительственных организаций, так и у независимых экспертов. С целью оценки структуры источников формирования банковских пассивов и их размещения в виде банковских активов мы разделяем направления финансовых потоков в российской экономике на 7 основных групп (по видам экономических агентов): государство (федеральное правительство), предприятия, регионы (региональные администрации), население, ЦБ РФ, нерезиденты, банки.

Приведем характеристики каждого из агентов в исследуемом нами аспекте.

Государство. Содержание категории "государство" определяется федеральным правительством, и к ней относятся средства, размещенные в банках в виде гособлигаций (ГКО/ОФЗ, еврооблигации и т.п.), а также средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Предприятия. К категории "предприятия" относятся средства предприятий и организаций, размещенные на различных банковских счетах (текущих/расчетных, депозитных и т.п.), а также средства, предоставленные банками реальному сектору (преимущественно оформленные в виде ссудной задолженности). Кроме того, в данную категорию включены средства, предоставляемые и привлекаемые банками с помощью ценных бумаг, не имеющие принадлежности к той либо иной категории (например, векселя).

Регионы. К категории "регионы" относятся средства, привлеченные в банковскую систему от региональных и местных органов власти, а также средства, предоставленные региональным администрациям в виде приобретения муниципальных бумаг, кредитов субъектам РФ.

Население. Категория "население" включает в себя депозиты (срочные и до востребования) физических лиц, а также кредиты, предоставленные населению.

ЦБ РФ. К категории "ЦБ РФ" мы относим все средства банков, находящиеся в Центробанке РФ: остатки на корсчетах кредитных организаций, фонд обязательных резервов, депозиты, размещенные в ЦБР. Кроме того, под данную категорию подпадают и кредиты, предоставленные Центробанком коммерческим банкам.

Нерезиденты. Категория "нерезиденты" включает в себя средства, предоставленные банками нерезидентам (в частности, приобретенные ценные бумаги нерезидентов), а также привлеченные средства последних в виде выданных российским банкам кредитов и размещенных в них депозитов.

Банки. К категории "банки" относятся межбанковские кредиты, собственные средства банков. Кроме того, сюда частично относятся средства, не подлежащие отнесению к определенной категории.

Средства, предоставленные банками экономическим агентам, относятся к активам; средства, привлеченные банками от экономических агентов, - к пассивам. Разность между активом и пассивом по каждой категории экономических агентов характеризует их состояние по отношению к банковской системе как нетто-заемщиков (если актив превышает пассив) или нетто-кредиторов (при превышении пассива над активом).

График. Структура финансовых балансов различных экономических агентов и банковской системы    
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, расчеты АЛ "Веди"    

Таблица. Структура финансовых потоков (на начало периода), млрд. руб.

  4.1998 8.1998 1.1999 1.2000 1.2001 7.2001 8.2001 9.2001 10.2001 11.2001 12.2001 1.2002
ЦБ РФ 52 51 49 123 259 210 202 209 214 242 231 256
Государство 167 152 169 189 244 278 291 293 290 296 283 262
Регионы 14 16 14 4 -20 -40 -43 -53 -47 -44 -50 -20
Предприятия 52 61 27 -88 -107 -49 -30 7 20 12 71 98
Население -177 -182 -187 -278 -410 -488 -505 -518 -531 -545 -562 -601
Нерезиденты -39 -36 -3 98 173 264 264 229 206 220 205 150
Банки -70 -62 -68 -47 -139 -174 -179 -169 -154 -180 -178 -145
Источник: ЦБР, расчеты АЛ «Веди»
Замечание. Знак «-» означает, что экономический агент выступает в роли нетто-кредитора (в основном предоставляет банковской системе средства). Знак «+» означает, что экономический агент выступает в роли нетто-заемщика (в основном заимствует у банковской системы средства).

Оценим изменения, произошедшие в проходящих через банковскую систему финансовых потоках после кризиса 1998 года.

Государство (федеральное правительство)

График. Финансовый баланс "Банки - Государство" млрд. руб., (в текущих ценах)    
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, расчеты АЛ "Веди"    

Государство на протяжении 1998-2001 г.г. оставалось нетто-заемщиком банковской системы. Иными словами, госструктуры в большей степени заимствовали у банков средства, чем сами предоставляли им: к началу 2002 г. разница между привлеченными и размещенными в банковской системе средствами государства превысила 250 млрд. руб.

Предприятия

График. Финансовый баланс "Банки - Предприятия" млрд. руб.
(в текущих ценах)
   
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, расчеты АЛ "Веди"    

Последствием кризиса 1998 года стало принципиальное изменение в структуре финансовых потоков между предприятиями и коммерческими банками. Дефицит свободных средств у российских коммерческих банков непосредственно после финансового кризиса (более того, крайне острая нехватка средств) привел к изменению направления финансовых потоков между предприятиями и банками. В результате предприятия, являвшиеся еще в 1998 г. нетто-заемщиками банковской системы, в начале 1999 г. трансформировались в ее нетто-кредиторов. Средства предприятий, аккумулируемые банковской системой, направлялись на решение различных проблем, но не на кредитование реального сектора экономики России. Подобная ситуация сохранялась на протяжении 2.5 лет (1999 - большая половина 2001 гг.) и лишь в конце 2001 г. российские банки постепенно начали восстанавливать свою функцию кредитования, главным образом в силу отсутствия для банков альтернативных вложений привлеченных средств.

Регионы РФ

График. Динамика финансового баланса "Банки - Регионы"
(млрд. руб., в текущих ценах)
   
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, расчеты АЛ "Веди"    

Российские региональные власти традиционно не имеют значительных объемов операций с банковской структурой, однако кризис 1998 года изменил направление и этого незначительного по объему финансового потока. Высокий кредит доверия (часто неоправданный), выдаваемый банками региональным властям, обернулся убыточностью многих операций банков: в ходе кризиса региональные структуры часто оказывались не в состоянии своевременно погашать свои обязательства. Кроме того, общее тяжелое положение банков привело к сокращению объема предоставляемых регионам средств и к увеличению средств, получаемых от них. Таким образом, к концу 1999 г. региональные власти из нетто-заемщиков банковской системы превратились в ее нетто-кредиторов. Иными словами, объем предоставленных региональными властями средств (в виде взносов в уставный капитал средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, депозитов и других привлеченных средств) оказался несравнимо больше полученных ими от банков ресурсов.

Население

График. Финансовый баланс "Банки - Население"
(млрд. руб., в текущих ценах)
   
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Источник: ЦБР, расчеты АЛ "Веди"    

Население традиционно являлось и является нетто-кредитором банковской системы. К началу 2002 г. объем средств населения, размещенных в банках, превышал сумму средств, предоставленных банками физическим лицам, на 600 млрд. руб.

Центральный банк РФ

График. Финансовый баланс "Банки - Центральный банк РФ" (в текущих ценах)    
  Замечание. Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, оценки АЛ "Веди"    

Банк России традиционно в последнее десятилетие выступал как "нетто-заемщик": объем средств коммерческих банков, находящихся на соответствующих счетах в Банке России (в виде остатков на корсчетах, ФОР и депозитов ЦБР), превышал предоставленные Центробанком банковские кредиты. Подобная позиция однозначно свидетельствует о слабом регулировании финансовой системы. Данные банковских балансов показывают, что после кризиса заметного расширения Банком России рефинансирования коммерческих банков не произошло, даже напротив, дисбаланс привлеченных ЦБР и предоставленных им коммерческим банкам средств возрос, достигнув к 1 января 2002 г. 250 млрд. руб.

Нерезиденты

Финансовый баланс "Банки - Нерезиденты"    
  Замечание. Знак "-" означает,
что экономический агент
выступает в роли нетто-кредитора
(в основном предоставляет
банковской системе средства).
Знак "+" означает,
что экономический агент
выступает в роли
нетто-заемщика
(в основном заимствует
у банковской системы средства).
Источник: ЦБР, оценки АЛ "Веди"    

Одним из главных последствий финансового кризиса 1998 года явилось изменение статуса нерезидентов (по отношению к банковской системе): если еще в первой половине 1998 г. нерезиденты выступали в качестве нетто-кредиторов российских банков, то после кризиса они постепенно изменили свой статус на нетто-заемщиков.

Изменение нерезидентами своего статуса (с нетто-кредиторов на нетто-заемщиков) фактически свидетельствует об изменении отношений и направлений финансовых потоков между национальной финансовой системой и внешним миром (включая объемы прямых и портфельных инвестиций). Приток внешних портфельных инвестиций играл важную для российской финансовой системы роль вплоть до августа 1998 г., обеспечивая стабильность обменного курса рубля и низкие темпы инфляции. В результате финансового кризиса внешние инвесторы оказались наиболее пострадавшей стороной (большие убытки понесло лишь население России). Непосредственно после кризиса ситуация принципиально изменилась - на протяжении трех посткризисных лет уже объем "чистого" кредитования внешних структур российскими банками в начале 2001 г. достиг 10 млрд. долл. и лишь во второй половине 2001 г. начал постепенно снижаться, опустившись до 5 млрд. долл. (на 1 января 2002 г.). Подобное изменение было обусловлено как резким сокращением объемов операций нерезидентов на национальном финансовом рынке, так и сохранением высокого уровня оттока капитала из России. Значительные потери российских банков по срочным сделкам и недостатки российского законодательства, связанные с урегулированием задолженности по операциям с производными инструментами, заставили российские банки относиться с большой осторожностью к срочным сделкам, особенно при хеджировании операций нерезидентов. Данное обстоятельство, а также отсутствие серьезного интереса иностранных структур к российским рублевым инструментам предопределили сокращение объема заключенных срочных контрактов: так, если еще до кризиса (в середине лета 1998 г.) суммарный объем обязательств российских банков по срочным валютным контрактам перед нерезидентами оценивался почти в 30 млрд. долл. (или, с учетом обратных сделок, - свыше 7 млрд. долл.), то к 1 января 2002 г. они составляли лишь 1.2 млрд. долл. (с учетом обратных сделок - 0.2 млрд. долл.).

Вверх

Copyright © 2002 VEDI