Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"

Другие оперативные материалы АЛ Веди

Воздействие платежей по внешнему долгу РФ
на экономическое развитие России

Алексей ВЕДЕВ, Аналитическая лаборатория "Веди"

Поддержка данного проекта была осуществлена Московским Общественным Научным Фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Московского Общественного Научного Фонда.
Проблема обслуживания внешнего государственного долга является достаточно новой в современной истории России. В прошлые годы бывший Советский Союз был первоклассным заемщиком в мировой финансовой системе. Централизованно планируемая экономика наряду со значительными запасами природных ресурсов позволяла СССР вовремя обслуживать все внешние платежи, а также выступать в роли кредитора развивающихся стран - и финансового, и как поставщика различных товаров в кредит. Отметим, что в качестве связанных кредитов СССР предоставлял военную технику и другие товары, руководствуясь геополитическими и идеологическими соображениями. В результате зарубежные активы СССР, а впоследствии и России оказались низкого качества, а оценка их реальной стоимости и возвратности сталкивается с многочисленными сложностями. Напротив, экономические проблемы, начавшиеся в 1985 г., вынудили руководство СССР прибегать к заимствованию средств у экономически развитых стран, и точно выверенный внешний долг Советского Союза к 1991 г. резко увеличился.

После развала СССР его внешний долг был зафиксирован и обязательство по его обслуживанию приняла на себя Россия, однако и внешний долг непосредственно РФ стремительно возрастал. В конечном итоге, сразу же после финансового кризиса в августе 1998 г., российское правительство полностью отказалось обслуживать текущие платежи по долгу бывшего СССР и лишь частично обслуживало российский внешний долг. Одновременно были инициированы переговоры о реструктуризации общего внешнего долга РФ.

Ключевым моментом в подобных переговорах является определение самой возможности российского правительства обслуживать свой внешний долг, а также адекватных размеров списания и реструктуризации внешней задолженности. Решение данных проблем непосредственно связано с оценкой перспектив достижения экономического роста в России, выбором эффективных направлений налоговой политики и поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса. Принципиальными вопросами при этом являются следующие:

Сценарный анализ решения перечисленных задач с использованием среднесрочной экономико-математической модели российской экономики, разработанной экспертами АЛ "Веди", позволяет оценить общие параметры, которые могут послужить основой для выработки согласованных решений, связанных с проблемой частичного списания, реструктуризации и общих перспектив обслуживания Россией внешнего долга.

Важнейшие принципы, лежащие в основе разработанной модели, в определенной степени соответствуют базисным гипотезам как моделей общего равновесия (Computable General Equilibrium Models - CGE), так и классических эконометрических моделей. Данные за конкретный расчетный период (например, за календарный год) представляются в виде балансов доходов и расходов основных экономических агентов, взаимоувязанных на основе матриц финансовых потоков (известных в зарубежной литературе как Social Accounting Matrix, или SAM). Таким образом, с одной стороны, данный подход позволяет балансировать основные статьи доходов и расходов экономических агентов, а также проводить поиск оптимальных значений ряда показателей с использованием равновесных моделей (CGE). С другой стороны, прогнозные значения некоторых показателей рассчитываются с использованием эконометрических уравнений. Подобный комбинированный подход дает возможность получать прогноз, сбалансированный по доходным и расходным статьям бюджетов, и вместе с тем избежать использования недостаточных по своей глубине либо адекватности статистических рядов, что вызвано нерепрезентативной статистикой и нестабильностью причинно-следственных связей в российский переходный период. Кроме того, отметим, что построение моделей общего равновесия сопряжено также с определенными допущениями для экономик переходного периода, что и подвергается справедливой критике. В этой связи на основе равновесного подхода рассчитывают лишь некоторые показатели, при этом подобные действия сопровождаются дополнительными предположениями и аргументацией.

Пространство возможных сценариев при прогнозировании различных вариантов развития национальной экономики определяется как оценками изменений внешних параметров, так и анализом внутренних управляющих параметров, качественным образом воздействующих на достижение максимального роста выпуска и оптимизацию налоговых поступлений, так же как и на имеющиеся в распоряжении правительства возможности изменения направлений в экономической политике.

К внешним параметрам, полностью либо частично не подпадающим под регулирующие возможности правительства, относятся:

Регулирующие воздействия могут осуществляться посредством налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Набор подобных факторов включает:

Для прогнозирования объемов российского экспорта принципиально значимыми показателями выступают уровень мировых цен на сырьевые товары, потенциально возможный объем выпуска и уровень внутренних цен производителей в ценах базисного периода. Естественно, что в рамках существующей модели российской экономики соотношения сопоставимых цен могут изменяться и в силу определенных волюнтаристских решений (например, лоббирующих воздействий, картельных соглашений и т.п.). Такого рода факторы могут учитываться лишь посредством введения сценарных переменных. В приводимых же расчетах предполагается неизменным уровень сопоставимых цен на основные экспортируемые продукты, а их номинальные значения определяются проводимой денежной политикой.

Объем производства топливно-энергетического комплекса РФ в долгосрочной перспективе

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
(прогноз)
2005 г.
(прогноз)
2010 г.
(прогноз)
Добыча нефти, млн. тонн 294 295 298 320 335
Добыча природного газа, млрд. куб. м 591 563 580 625 660
Бензин, млн. тонн 25.9 26.5 27 28.3 30
Дизельное топливо, млн. тонн 45.1 46.8 48 50.5 53
Мазут, млн. тонн 55.2 52.2 55 58 61.4
Уголь, млн. тонн 232 249 250 262 263
Источник: АЛ "Веди", Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

Средние контрактные цены на продукты российского экспорта

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
(прогноз)
2005 г.
(прогноз)
Нефть, долл. за баррель 10 15 22 20
Бензин, долл. за тонну 125 122 145 125
Дизельное топливо, долл. за тонну 96 117 170 125
Мазут, долл. за тонну 46 62 85 70
Природный газ, долл. за тыс. куб. м 77 70 85 75
Уголь, долл. за тонну 25 17 25 17
Алюминий, долл. за тонну 1296 1191 1580 1500
Медь, долл. за тонну 1784 1557 1750 1750
Никель, долл. за тонну 5451 5706 10255 7000
Источник: АЛ "Веди", Госкомстат РФ, Reuters, Bloomberg

Таким образом, ряд принципиально значимых параметров, определяющих особенности экономической конъюнктуры национальной экономики, лежат вне области принятия решений российским правительством. Динамика этих параметров может учитываться лишь сценарно, что связано с необходимостью внесения в исследуемые сценарии соответствующих ситуации коррективов. Непосредственно же пространство сценариев определяется экономической политикой правительства. Изменения в основных направлениях экономической политики правительства могут осуществляться средствами фискальной и монетарной политики либо не осуществляться вовсе.

Вверх

Сценарий 1. Сохранение действующих тенденций

Данный сценарий является базовым и предполагает сохранение ныне действующих тенденций: существующей системы налогообложения, основных направлений кредитно-денежной и, в частности, валютной политики, уровня валютных резервов, процентных ставок и других параметров, а ставки по налогам могут меняться лишь незначительно. Расчеты по другим сценариям, что вполне естественно, будут сравниваться с настоящим вариантом.

Такие внешние параметры, как уровень мировых цен на нефть, приводят к росту объемов российского экспорта. По предположениям, отток капитала из России возрастет пропорционально росту экспорта, а инвестиционная активность вырастет незначительно (не более чем на 3-4%).

Основные показатели инерционного сценария,
предполагающего сохранение в экономике России ныне действующих тенденций, млрд. долл.

  1998 г. 1999 г. 2000 г. (прогноз) 2001 г. (прогноз) 2002 г. (прогноз) 2003 г. (прогноз) 2004 г. (прогноз) 2005 г. (прогноз)
Экспорт товаров и услуг 87.10 83.38 98.93 92.94 93.85 94.62 95.43 96.22
Экспорт товаров 74.20 74.30 89.43 83.44 84.35 85.12 85.93 86.72
Экспорт продукции ТЭK - всего 30.50 33.62 46.82 41.83 42.43 43.04 43.66 44.29
 в том числе:
нефть 10.22 14.53 22.84 20.90 21.21 21.53 21.85 22.18
бензин 0.35 0.23 0.29 0.25 0.25 0.25 0.25 0.26
дизельное топливо 2.36 2.63 4.07 2.92 2.95 2.98 3.01 3.04
мазут 1.00 1.38 1.40 1.68 1.70 1.71 1.73 1.75
уголь 0.60 0.47 0.48 0.47 0.48 0.48 0.49 0.49
природный газ 15.97 14.38 17.74 15.61 15.85 16.08 16.32 16.57
Экспорт цветных металлов 5.81 5.91 8.76 7.76 7.92 8.08 8.26 8.43
Экспорт продукции машиностроения 8.19 7.85 7.85 7.85 8.00 8.00 8.00 8.00
Прочее 29.70 26.92 26.00 26.00 26.00 26.00 26.00 26.00
Экспорт услуг 12.90 9.08 9.50 9.50 9.50 9.50 9.50 9.50
Доходы бюджета от экспорта 6.46 8.67 10.33 9.12 9.26 9.39 9.53 9.68
акцизы 5.16 7.03 3.02 2.70 2.74 2.78 2.82 2.86
тарифы 1.19 1.52 7.15 6.27 6.37 6.46 6.56 6.65
пошлины 0.11 0.12 0.17 0.15 0.15 0.15 0.16 0.16
 
Торговый баланс 13.60 31.00 39.75 34.73 33.39 34.47 30.14 30.25
ВВП, млрд. руб. 2479.00 4560.93 6211.63 7198.97 8098.21 8561.26 9345.21 10009.57
Доходы консолидированного бюджета, % ВВП 25.24 26.35 26.49 25.62 25.60 25.64 25.71 25.75
 в том числе:
доходы от российской продукции, реализованной на внутреннем рынке, % ВВП 21.98 21.16 19.00 19.21 19.15 18.67 18.89 18.99
доходы от экспорта, % ВВП 1.10 2.35 4.76 3.63 3.62 3.94 3.74 3.72
доходы от импорта, % ВВП 2.16 2.84 2.73 2.78 2.84 3.03 3.08 3.04
Непроцентные расходы, % ВВП 25.00 22.00 22.00 22.00 22.00 22.00 22.00 22.00
Первичный профицит, % ВВП -0.70 3.30 4.49 3.62 3.60 3.64 3.71 3.75
 
Платежи по внешнему долгу:
млрд. долл. - - 12.25 12.73 13.39 17.47 11.14 13.25
% ВВП - - 5.64 6.08 6.28 8.79 5.25 6.11
Нехватка ресурсов для обслуживания внешнего долга:
млрд. долл. - - 2.51 5.16 5.71 10.24 3.28 5.11
% ВВП - - 1.15 2.46 2.68 5.15 1.54 2.36

Согласно расчетам, по данному (базовому) варианту нехватка ресурсов расширенного правительства для проведения в полном объеме платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга, составляет 2.5 млрд. долл. в 2000 г., а к 2003 г. возрастет до 10.2 млрд. долл. В этом смысле без определенных изменений в экономической политике, в частности в налогово-бюджетной и кредитно-денежной, заявления руководителей правительства РФ представляются либо, по меньшей мере, эмоциональными и необоснованными, либо достаточно политизированными и заранее ориентированными на успех в дальнейших переговорах с внешними кредиторами.

Сценарий 2. Изменения в налогово-бюджетной политике

Второй сценарий предполагает принципиальные изменения в налогово-бюджетной политике, касающиеся прежде всего увеличения ставок налогов - прямых и косвенных - как на продукты, реализуемые на внутреннем рынке, так и на экспортную и импортную продукцию. Эффективность налогообложения определяется ценовой конъюнктурой на внешних рынках, внутренней инфляцией, динамикой обменного курса рубля. Достаточно важную роль играет и оперативность принятия решений об изменении налоговых ставок, поскольку, в зависимости от складывающейся конъюнктуры, данные решения могут и максимизировать налоговые поступления в бюджет, и оказывать депрессивное воздействие на объем производства и потребления.

Этот сценарий включает определенные изменения в проводимой фискальной политике. Предполагается, что федеральное правительство увеличивает налоги на экспорт и поддерживает эффективность экспорта на уровне единицы с учетом 10%-ной прибыли экспортных организаций. Подобные изменения в налоговой политике оказывают некоторое (незначительное) депрессивное воздействие на физические объемы российского экспорта, однако существенно увеличивают поступления в бюджет от экспорта. Основным препятствием для реализации сценария 2 видятся противодействия со стороны добывающих и экспортных компаний.

Прогноз объемов российского экспорта


Источник: АЛ "Веди"

Бюджетные доходы от экспорта


Источник: АЛ "Веди"

Сценарий 3. Изменения в кредитно-денежной политике

Сценарий 3 отражает возможности расширенного правительства осуществлять регулирующие воздействия на валютном рынке и контролировать динамику обменного курса рубля. Изменения в основных параметрах монетарного регулирования будут качественным образом определять перспективы финансовой стабильности, уровня процентных ставок и доступности банковского кредитования, обменного курса рубля, состояния финансовых рынков и банковской системы.

Одним из главных препятствий на пути к достижению финансовой стабилизации в условиях возрастающих экспортных поступлений является увеличение совокупного спроса, что, при низкой норме сбережений, неизбежно приводит к инфляции спроса (возрастающие экспортные поступления увеличивают совокупный спрос и обусловливают рост цен). Альтернатива, возникающая перед монетарными властями, состоит в пополнении валютных резервов либо укреплении курса национальной валюты. При этом второй путь приведет к росту импорта, ухудшению торгового баланса, однако укрепление реального курса рубля является сильной антиинфляционной мерой.

Напротив, покупка иностранной валюты Центробанком РФ на открытом рынке стимулирует рост денежного предложения, что с некоторым временным лагом вызывает ускорение роста цен. Предпринимаемые в настоящий момент действия властей в области денежного регулирования, учитывая сохраняющийся кризис банковской системы и депрессию на российских финансовых рынках, малоэффективны.

Валютные интервенции ЦБР


Источник: АЛ "Веди"

Индекс цен производителей, в среднем за период


Источник: АЛ "Веди"

Результаты расчетов

Приведенные выше сценарии 2 и 3 представляют собой исследование неких пограничных случаев. Очевидно, что любые (позитивные либо негативные) изменения в экономической политике будут реализовываться в виде комплекса мероприятий, относящихся к фискальной и монетарной политике. Тем не менее основными факторами, влияющими на налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности, являются адекватное внешнеэкономической конъюнктуре налоговое регулирование, соотношение внутренних и внешних цен, политика контроля за обменным курсом рубля и денежным предложением.

Описанные сценарии позволяют определить, в пограничных случаях, перспективы достижения российской экономикой устойчивых темпов роста, возможности аккумулирования расширенным правительство финансовых ресурсов и, за счет этого, проведения полностью либо частично платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга.

Выводы

Проблема обслуживания Россией своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Неисполнение, даже частичное, Россией своих обязательств по обслуживанию внешнего долга предопределит сохранение крайне низкого уровня кредитных рейтингов РФ, отдельных регионов и предприятий. При этом уровень прямых иностранных инвестиций в ближайшем будущем будет незначительным, а портфельные инвестиции будут отсутствовать вовсе. В данном контексте достижение договоренности о частичном списании и/или реструктуризации внешней задолженности РФ должно быть взаимоприемлемым, оставляющим определенные перспективы как для России - с точки зрения возможности обслуживания ею своего долга, причем не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе, так и для внешних кредиторов - с точки зрения перспектив возврата выданных кредитов.

В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Данное утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов налоговой политики. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. Однако вызывает сомнение возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, прежде всего в силу соответствующих лоббистских противодействий. Особо отметим необходимость проведения гибкой и оперативной налоговой политики в отношении экспортеров, поскольку в условиях быстро меняющейся внешней ценовой конъюнктуры инертная налоговая политика может оказывать обратный эффект (т.е. приводить к падению и экспорта, и налоговых поступлений).

Вверх

Copyright © 2000 VEDI