![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Другие оперативные материалы | ![]() |
П
осле развала СССР его внешний долг был зафиксирован и обязательство по его обслуживанию приняла на себя Россия, однако и внешний долг непосредственно РФ стремительно возрастал. В конечном итоге, сразу же после финансового кризиса в августе 1998 г., российское правительство полностью отказалось обслуживать текущие платежи по долгу бывшего СССР и лишь частично обслуживало российский внешний долг. Одновременно были инициированы переговоры о реструктуризации общего внешнего долга РФ.Ключевым моментом в подобных переговорах является определение самой возможности российского правительства обслуживать свой внешний долг, а также адекватных размеров списания и реструктуризации внешней задолженности. Решение данных проблем непосредственно связано с оценкой перспектив достижения экономического роста в России, выбором эффективных направлений налоговой политики и поддержания положительного сальдо внешнеторгового баланса. Принципиальными вопросами при этом являются следующие:
Сценарный анализ решения перечисленных задач с использованием среднесрочной экономико-математической модели российской экономики, разработанной экспертами АЛ "Веди", позволяет оценить общие параметры, которые могут послужить основой для выработки согласованных решений, связанных с проблемой частичного списания, реструктуризации и общих перспектив обслуживания Россией внешнего долга.
Важнейшие принципы, лежащие в основе разработанной модели, в определенной степени соответствуют базисным гипотезам как моделей общего равновесия (Computable General Equilibrium Models - CGE), так и классических эконометрических моделей. Данные за конкретный расчетный период (например, за календарный год) представляются в виде балансов доходов и расходов основных экономических агентов, взаимоувязанных на основе матриц финансовых потоков (известных в зарубежной литературе как Social Accounting Matrix, или SAM). Таким образом, с одной стороны, данный подход позволяет балансировать основные статьи доходов и расходов экономических агентов, а также проводить поиск оптимальных значений ряда показателей с использованием равновесных моделей (CGE). С другой стороны, прогнозные значения некоторых показателей рассчитываются с использованием эконометрических уравнений. Подобный комбинированный подход дает возможность получать прогноз, сбалансированный по доходным и расходным статьям бюджетов, и вместе с тем избежать использования недостаточных по своей глубине либо адекватности статистических рядов, что вызвано нерепрезентативной статистикой и нестабильностью причинно-следственных связей в российский переходный период. Кроме того, отметим, что построение моделей общего равновесия сопряжено также с определенными допущениями для экономик переходного периода, что и подвергается справедливой критике. В этой связи на основе равновесного подхода рассчитывают лишь некоторые показатели, при этом подобные действия сопровождаются дополнительными предположениями и аргументацией.
Пространство возможных сценариев при прогнозировании различных вариантов развития национальной экономики определяется как оценками изменений внешних параметров, так и анализом внутренних управляющих параметров, качественным образом воздействующих на достижение максимального роста выпуска и оптимизацию налоговых поступлений, так же как и на имеющиеся в распоряжении правительства возможности изменения направлений в экономической политике.
К внешним параметрам, полностью либо частично не подпадающим под регулирующие возможности правительства, относятся:
Регулирующие воздействия могут осуществляться посредством налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Набор подобных факторов включает:
Для прогнозирования объемов российского экспорта принципиально значимыми показателями выступают уровень мировых цен на сырьевые товары, потенциально возможный объем выпуска и уровень внутренних цен производителей в ценах базисного периода. Естественно, что в рамках существующей модели российской экономики соотношения сопоставимых цен могут изменяться и в силу определенных волюнтаристских решений (например, лоббирующих воздействий, картельных соглашений и т.п.). Такого рода факторы могут учитываться лишь посредством введения сценарных переменных. В приводимых же расчетах предполагается неизменным уровень сопоставимых цен на основные экспортируемые продукты, а их номинальные значения определяются проводимой денежной политикой.
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. (прогноз) |
2005 г. (прогноз) |
2010 г. (прогноз) |
|
Добыча нефти, млн. тонн | 294 | 295 | 298 | 320 | 335 |
Добыча природного газа, млрд. куб. м | 591 | 563 | 580 | 625 | 660 |
Бензин, млн. тонн | 25.9 | 26.5 | 27 | 28.3 | 30 |
Дизельное топливо, млн. тонн | 45.1 | 46.8 | 48 | 50.5 | 53 |
Мазут, млн. тонн | 55.2 | 52.2 | 55 | 58 | 61.4 |
Уголь, млн. тонн | 232 | 249 | 250 | 262 | 263 |
Источник: АЛ "Веди", Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН |
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. (прогноз) |
2005 г. (прогноз) |
|
Нефть, долл. за баррель | 10 | 15 | 22 | 20 |
Бензин, долл. за тонну | 125 | 122 | 145 | 125 |
Дизельное топливо, долл. за тонну | 96 | 117 | 170 | 125 |
Мазут, долл. за тонну | 46 | 62 | 85 | 70 |
Природный газ, долл. за тыс. куб. м | 77 | 70 | 85 | 75 |
Уголь, долл. за тонну | 25 | 17 | 25 | 17 |
Алюминий, долл. за тонну | 1296 | 1191 | 1580 | 1500 |
Медь, долл. за тонну | 1784 | 1557 | 1750 | 1750 |
Никель, долл. за тонну | 5451 | 5706 | 10255 | 7000 |
Источник: АЛ "Веди", Госкомстат РФ, Reuters, Bloomberg |
Таким образом, ряд принципиально значимых параметров, определяющих особенности экономической конъюнктуры национальной экономики, лежат вне области принятия решений российским правительством. Динамика этих параметров может учитываться лишь сценарно, что связано с необходимостью внесения в исследуемые сценарии соответствующих ситуации коррективов. Непосредственно же пространство сценариев определяется экономической политикой правительства. Изменения в основных направлениях экономической политики правительства могут осуществляться средствами фискальной и монетарной политики либо не осуществляться вовсе.
Сценарий 1. Сохранение действующих тенденций
Данный сценарий является базовым и предполагает сохранение ныне действующих тенденций: существующей системы налогообложения, основных направлений кредитно-денежной и, в частности, валютной политики, уровня валютных резервов, процентных ставок и других параметров, а ставки по налогам могут меняться лишь незначительно. Расчеты по другим сценариям, что вполне естественно, будут сравниваться с настоящим вариантом.
Такие внешние параметры, как уровень мировых цен на нефть, приводят к росту объемов российского экспорта. По предположениям, отток капитала из России возрастет пропорционально росту экспорта, а инвестиционная активность вырастет незначительно (не более чем на 3-4%).
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. (прогноз) | 2001 г. (прогноз) | 2002 г. (прогноз) | 2003 г. (прогноз) | 2004 г. (прогноз) | 2005 г. (прогноз) | |
Экспорт товаров и услуг | 87.10 | 83.38 | 98.93 | 92.94 | 93.85 | 94.62 | 95.43 | 96.22 |
Экспорт товаров | 74.20 | 74.30 | 89.43 | 83.44 | 84.35 | 85.12 | 85.93 | 86.72 |
Экспорт продукции ТЭK - всего | 30.50 | 33.62 | 46.82 | 41.83 | 42.43 | 43.04 | 43.66 | 44.29 |
в том числе: | ||||||||
нефть | 10.22 | 14.53 | 22.84 | 20.90 | 21.21 | 21.53 | 21.85 | 22.18 |
бензин | 0.35 | 0.23 | 0.29 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.25 | 0.26 |
дизельное топливо | 2.36 | 2.63 | 4.07 | 2.92 | 2.95 | 2.98 | 3.01 | 3.04 |
мазут | 1.00 | 1.38 | 1.40 | 1.68 | 1.70 | 1.71 | 1.73 | 1.75 |
уголь | 0.60 | 0.47 | 0.48 | 0.47 | 0.48 | 0.48 | 0.49 | 0.49 |
природный газ | 15.97 | 14.38 | 17.74 | 15.61 | 15.85 | 16.08 | 16.32 | 16.57 |
Экспорт цветных металлов | 5.81 | 5.91 | 8.76 | 7.76 | 7.92 | 8.08 | 8.26 | 8.43 |
Экспорт продукции машиностроения | 8.19 | 7.85 | 7.85 | 7.85 | 8.00 | 8.00 | 8.00 | 8.00 |
Прочее | 29.70 | 26.92 | 26.00 | 26.00 | 26.00 | 26.00 | 26.00 | 26.00 |
Экспорт услуг | 12.90 | 9.08 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 | 9.50 |
Доходы бюджета от экспорта | 6.46 | 8.67 | 10.33 | 9.12 | 9.26 | 9.39 | 9.53 | 9.68 |
акцизы | 5.16 | 7.03 | 3.02 | 2.70 | 2.74 | 2.78 | 2.82 | 2.86 |
тарифы | 1.19 | 1.52 | 7.15 | 6.27 | 6.37 | 6.46 | 6.56 | 6.65 |
пошлины | 0.11 | 0.12 | 0.17 | 0.15 | 0.15 | 0.15 | 0.16 | 0.16 |
Торговый баланс | 13.60 | 31.00 | 39.75 | 34.73 | 33.39 | 34.47 | 30.14 | 30.25 |
ВВП, млрд. руб. | 2479.00 | 4560.93 | 6211.63 | 7198.97 | 8098.21 | 8561.26 | 9345.21 | 10009.57 |
Доходы консолидированного бюджета, % ВВП | 25.24 | 26.35 | 26.49 | 25.62 | 25.60 | 25.64 | 25.71 | 25.75 |
в том числе: | ||||||||
доходы от российской продукции, реализованной на внутреннем рынке, % ВВП | 21.98 | 21.16 | 19.00 | 19.21 | 19.15 | 18.67 | 18.89 | 18.99 |
доходы от экспорта, % ВВП | 1.10 | 2.35 | 4.76 | 3.63 | 3.62 | 3.94 | 3.74 | 3.72 |
доходы от импорта, % ВВП | 2.16 | 2.84 | 2.73 | 2.78 | 2.84 | 3.03 | 3.08 | 3.04 |
Непроцентные расходы, % ВВП | 25.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 | 22.00 |
Первичный профицит, % ВВП | -0.70 | 3.30 | 4.49 | 3.62 | 3.60 | 3.64 | 3.71 | 3.75 |
Платежи по внешнему долгу: | ||||||||
млрд. долл. | - | - | 12.25 | 12.73 | 13.39 | 17.47 | 11.14 | 13.25 |
% ВВП | - | - | 5.64 | 6.08 | 6.28 | 8.79 | 5.25 | 6.11 |
Нехватка ресурсов для обслуживания внешнего долга: | ||||||||
млрд. долл. | - | - | 2.51 | 5.16 | 5.71 | 10.24 | 3.28 | 5.11 |
% ВВП | - | - | 1.15 | 2.46 | 2.68 | 5.15 | 1.54 | 2.36 |
Согласно расчетам, по данному (базовому) варианту нехватка ресурсов расширенного правительства для проведения в полном объеме платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга, составляет 2.5 млрд. долл. в 2000 г., а к 2003 г. возрастет до 10.2 млрд. долл. В этом смысле без определенных изменений в экономической политике, в частности в налогово-бюджетной и кредитно-денежной, заявления руководителей правительства РФ представляются либо, по меньшей мере, эмоциональными и необоснованными, либо достаточно политизированными и заранее ориентированными на успех в дальнейших переговорах с внешними кредиторами.
Сценарий 2. Изменения в налогово-бюджетной политике
Второй сценарий предполагает принципиальные изменения в налогово-бюджетной политике, касающиеся прежде всего увеличения ставок налогов - прямых и косвенных - как на продукты, реализуемые на внутреннем рынке, так и на экспортную и импортную продукцию. Эффективность налогообложения определяется ценовой конъюнктурой на внешних рынках, внутренней инфляцией, динамикой обменного курса рубля. Достаточно важную роль играет и оперативность принятия решений об изменении налоговых ставок, поскольку, в зависимости от складывающейся конъюнктуры, данные решения могут и максимизировать налоговые поступления в бюджет, и оказывать депрессивное воздействие на объем производства и потребления.
Этот сценарий включает определенные изменения в проводимой фискальной политике. Предполагается, что федеральное правительство увеличивает налоги на экспорт и поддерживает эффективность экспорта на уровне единицы с учетом 10%-ной прибыли экспортных организаций. Подобные изменения в налоговой политике оказывают некоторое (незначительное) депрессивное воздействие на физические объемы российского экспорта, однако существенно увеличивают поступления в бюджет от экспорта. Основным препятствием для реализации сценария 2 видятся противодействия со стороны добывающих и экспортных компаний.
Сценарий 3. Изменения в кредитно-денежной политике
Сценарий 3 отражает возможности расширенного правительства осуществлять регулирующие воздействия на валютном рынке и контролировать динамику обменного курса рубля. Изменения в основных параметрах монетарного регулирования будут качественным образом определять перспективы финансовой стабильности, уровня процентных ставок и доступности банковского кредитования, обменного курса рубля, состояния финансовых рынков и банковской системы.
Одним из главных препятствий на пути к достижению финансовой стабилизации в условиях возрастающих экспортных поступлений является увеличение совокупного спроса, что, при низкой норме сбережений, неизбежно приводит к инфляции спроса (возрастающие экспортные поступления увеличивают совокупный спрос и обусловливают рост цен). Альтернатива, возникающая перед монетарными властями, состоит в пополнении валютных резервов либо укреплении курса национальной валюты. При этом второй путь приведет к росту импорта, ухудшению торгового баланса, однако укрепление реального курса рубля является сильной антиинфляционной мерой.
Напротив, покупка иностранной валюты Центробанком РФ на открытом рынке стимулирует рост денежного предложения, что с некоторым временным лагом вызывает ускорение роста цен. Предпринимаемые в настоящий момент действия властей в области денежного регулирования, учитывая сохраняющийся кризис банковской системы и депрессию на российских финансовых рынках, малоэффективны.
Результаты расчетов
Приведенные выше сценарии 2 и 3 представляют собой исследование неких пограничных случаев. Очевидно, что любые (позитивные либо негативные) изменения в экономической политике будут реализовываться в виде комплекса мероприятий, относящихся к фискальной и монетарной политике. Тем не менее основными факторами, влияющими на налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности, являются адекватное внешнеэкономической конъюнктуре налоговое регулирование, соотношение внутренних и внешних цен, политика контроля за обменным курсом рубля и денежным предложением.
Описанные сценарии позволяют определить, в пограничных случаях, перспективы достижения российской экономикой устойчивых темпов роста, возможности аккумулирования расширенным правительство финансовых ресурсов и, за счет этого, проведения полностью либо частично платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга.
Выводы
Проблема обслуживания Россией своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Неисполнение, даже частичное, Россией своих обязательств по обслуживанию внешнего долга предопределит сохранение крайне низкого уровня кредитных рейтингов РФ, отдельных регионов и предприятий. При этом уровень прямых иностранных инвестиций в ближайшем будущем будет незначительным, а портфельные инвестиции будут отсутствовать вовсе. В данном контексте достижение договоренности о частичном списании и/или реструктуризации внешней задолженности РФ должно быть взаимоприемлемым, оставляющим определенные перспективы как для России - с точки зрения возможности обслуживания ею своего долга, причем не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе, так и для внешних кредиторов - с точки зрения перспектив возврата выданных кредитов.
В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Данное утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов налоговой политики. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. Однако вызывает сомнение возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, прежде всего в силу соответствующих лоббистских противодействий. Особо отметим необходимость проведения гибкой и оперативной налоговой политики в отношении экспортеров, поскольку в условиях быстро меняющейся внешней ценовой конъюнктуры инертная налоговая политика может оказывать обратный эффект (т.е. приводить к падению и экспорта, и налоговых поступлений).
Copyright © 2000 VEDI