ПУТЕМ СОЗИДАНИЯ
Основные направления экономической
программы народно-патриотических сил
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАШЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Наши цели
Наш идеал - общество, гармонично сочетающее социальную справедливость с динамичным развитием экономики. Общество, в котором обеспечено свободное развитие талантов, способностей и созидательной инициативы граждан. Общество, в котором царят социальный мир и порядок, неукоснительно соблюдается законность, надежно защищена безопасность личности и государства. Общество, в котором достигнут высокий уровень жизни и благосостояния людей, гарантирована социальная защищенность каждого человека и строго соблюдаются его личные права. Общество, в котором обеспечено бережное отношение к традиционным духовным и культурным ценностям народа, национальному достоянию и окружающей природной среде.
О
существление этого идеала предполагает формирование и развитие обновленной социалистической системы общественных отношений. Она включает систему государственного регулирования экономики, обеспечивающую сочетание общественных и частных интересов, а также мощный общественный сектор хозяйства, гарантирующий удовлетворение социальных потребностей в безопасности, образовании, здравоохранении, культуре, информации, развитии инфраструктуры, защите окружающей среды, развитии науки и техники, повышении интеллектуального потенциала общества. При этом обеспечивается полноценная защита интересов трудящихся в условиях смешанной экономики, демократической политической системы и правового государства.
С
оциалистическое общество - это союз ответственных, предприимчивых, трудолюбивых, законопослушных граждан, демократическим путем решающих свои общие проблемы и помогающих неработоспособным. В отличие от эксплуататорских обществ в социалистической системе общественного устройства власть принадлежит производительному классу, а не иждивенческому.
Т
ворческий труд, создающий реальные ценности, является главной движущей силой социально-экономического развития. Создание условий для полного раскрытия творческого потенциала каждого гражданина России, эффективного приложения его труда на благо общества должно стать императивом экономической политики государства. В сложившихся условиях наша первостепенная задача - обеспечить достойную оплату труда трудящимся, а также экономические и правовые гарантии соблюдения их прав и свобод, обеспечить занятость всем желающим работать.
С
оциалистическая рыночная экономика предполагает сочетание экономической эффективности с социальной справедливостью. Каждому гражданину будет гарантировано равенство исходных возможностей и соблюдение прав человека. К ним мы относим прежде всего право на труд, отдых, личную безопасность, достойную жизнь и участие в управлении государством. Положение человека в обществе будет определяться его способностью жить по правде и следовать высоким нравственным и духовным принципам, способностью созидательным трудом умножать общественное благосостояние.
М
ы восстановим и разовьем созданную в СССР систему социальных гарантий трудящимся. Прежде всего, это права на бесплатные образование и охрану здоровья, на жилище, справедливое пенсионное обеспечение. Это государственная поддержка материнства и детства, укрепления семьи и создание необходимых условий для позитивной самореализации молодежи. Каждой матери мы гарантируем достаточные по величине и регулярно выплачиваемые детские пособия и качественное медицинское обслуживание. Каждому ребенку - право на бесплатное получение современного образования. Старикам мы вернем достойную пенсию, доступные медикаменты, в полном объеме восстановим их социальные льготы.
Н
ашей стратегической целью является восстановление могущества России, способности государства обеспечить высокое качество жизни населения, надежную защищенность суверенитета нашей страны, создать условия для быстрого подъема производства и устойчивого экономического роста.
Д
ля достижения этой цели мы ставим следующие задачи экономической политики:
- преодоление катастрофических последствий десятилетия разрушения отечественной экономики под ширмой "демократических реформ" и восстановление в кратчайшие сроки производственно-экономического потенциала страны;
- обеспечение высоких темпов экономического роста на основе опережающего научно-технического прогресса, неуклонного повышения конкурентоспособности и эффективности экономики, роста производительности труда, устойчивого развития производительных сил общества;
- перевод структурного кризиса в управляемый режим модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и становления нового технологического уклада, коренного обновления научно-технического потенциала;
- подавление организованной преступности и декриминализация экономики;
- устранение опасности дезинтеграции страны, преодоление региональных диспропорций и центробежных тенденций, обеспечение достойного уровня жизни во всех российских землях;
- кардинальное повышение законно получаемой оплаты труда, ликвидация вынужденной безработицы, обеспечение социальной и правовой защищенности каждого гражданина, реализация права на выбор и получение профессии, на свободный от принуждения труд;
- обеспечение экономической самостоятельности и национальной безопасности России; восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-технологических и промышленных держав;
- создание условий для эффективной интеграции российской экономики в мировые хозяйственные связи на основе развития и реализации национальных конкурентных преимуществ, восстановление ее привлекательности в качестве одного из мировых центров экономической и политической интеграции;
- восстановление единого экономического пространства в рамках СНГ.
Э
кономическое и научно-техническое развитие может быть успешным только в сочетании с духовным подъемом России. Мы придаем фундаментальное значение морально-этическим принципам. Традиционные российские ценности доброты, трудолюбия, справедливости, честности, ответственности, терпимости, патриотизма, гордости за державу вновь станут важным фактором повышения конкурентоспособности отечественной экономики и развития производительных сил общества. Государственная политика в области образования и культуры, воспитания подрастающего поколения, средств массовой информации будет направлена на восстановление высокого значения традиционных российских ценностей в жизни общества.
В
ажным элементом нашей программы действий является укрепление государственности. Необходимо принять законодательство, регламентирующее права и обязанности органов государственной власти, ответственность государственных служащих за должное выполнение своих функций. Мы обеспечим восстановление правопорядка в экономической сфере, укрепление деловой этики и доверия к государству, освобождение органов государственной от коррупции и давления криминала.
Ц
ели, которые мы перед собой ставим, выражают интересы подавляющего большинства наших сограждан, которые заинтересованы в строительстве ответственного перед народом, сильного и справедливого государства, в могуществе и процветании России.
Наши принципы
Наша экономическая политика основывается на знании объективных закономерностей современного экономического роста, на понимании движущих механизмов и ограничений социально-экономического и научно-технического развития. Отвергая волюнтаристский и догматический подход, мы рассматриваем экономические реформы как средство создания новых возможностей для развития производительных сил общества. Реформы должны органично вписываться в отечественную культуру и национальные традиции, а не навязываться силой и угрозой расправы над недовольными. Разрушение и ниспровержение должны навсегда уйти в прошлое. Выход общества из нынешнего кризисного состояния возможен только при активном участии трудящихся на основе соединения всех созидательных и конструктивных сил нации.
М
ы стремимся к формированию высокоэффективной и социально ориентированной социалистической рыночной экономики. Средствами государственного регулирования в ней обеспечивается и контролируется работа механизмов рыночной конкуренции. Создаются условия для развития производительных сил общества и научно-технического прогресса. Ведется планирование социально-экономического развития. Проводится справедливая политика доходов, исключающая социальную поляризацию. Гарантируется достойный уровень социального обеспечения.
М
ы понимаем рыночные отношения как инструменты организации общественного производства на началах экономической эффективности и рационального использования имеющихся ресурсов. Использование этих инструментов должно контролироваться государством в интересах общества в целях устойчивого социально-экономического развития и роста народного благосостояния, соблюдения прав человека. Для этого должен действовать такой механизм рыночной конкуренции, который обеспечивал бы справедливое вознаграждение за общественно-полезные результаты трудовой, творческой и предпринимательской активности и наказывал бы за недобросовестное поведение, обман потребителей и партнеров, злоупотребление монопольным положением на рынке, нарушение обязательств. Для этого инструменты государственного воздействия должны поддерживать созидательную деятельность и творческую инициативу, направленные на рост благосостояния общества, и блокировать разрушительные тенденции.
М
ы исходим из того, что современная рыночная экономика - это смешанная многоукладная экономика, сочетающая гибкое государственное регулирование и рыночные механизмы, социальные гарантии и личную инициативу, различные формы собственности и хозяйствования с учетом особенностей конкретных отраслей и производств. Успешное социально-экономическое развитие России предполагает формирование национальной модели экономики с явной социальной ориентацией, активной ролью государства и трудовых коллективов, высоким инновационным и интеллектуальным потенциалом. Она должна вобрать в себя многовековые национальные традиции и учитывать комплекс специфических для России исторических, природно-климатических и социокультурных факторов. Такая национальная модель на современном этапе суть социалистическая рыночная экономика, объединяющая планирование социально-экономического развития и механизмы рыночной конкуренции, соблюдение общественных интересов и развитие частной инициативы. Сочетание этих качеств позволяет в считанные годы поднять уровень и эффективность производства в несколько раз, обеспечить быстрый и устойчивый рост общественного благосостояния, наиболее полно реализовать национальные конкурентные преимущества. Об этом говорит опыт осуществления социалистических принципов в экономической политике для преодоления хозяйственной разрухи и обеспечения высоких темпов экономического роста, имеющийся в нашей стране, в Китае, Японии, Франции, Индии, других странах, успешно реализующих свои национальные модели социально-экономического развития.
Р
еализация наших принципов требует оздоровления системы государственной власти, наведения в ней порядка и установления жесткой ответственности за должное выполнение всех государственных функций и обязательств. Мы обеспечим кардинальное повышение персональной ответственности облеченных властью лиц за надлежащее исполнение доверенных им функций. Мы добьемся повышения интеллектуального потенциала и квалификации государственного аппарата. Мы усилим исполнительскую дисциплину и качество работы государственных служащих. Мы исключим коррупцию и саму возможность невыполнения государством своих обязательств по оплате государственных заказов. Своевременная выплата зарплаты государственным служащим, финансирование предусмотренных законом программ, защита прав потребителей будут гарантированы.
П
равительство и должностные лица исполнительной власти должны работать под контролем общественности и представительных органов власти, строго соблюдая законы и отвечая за свои решения. Мы выступаем за установление сквозной системы государственного и общественного контроля над соблюдением законодательства. В ней будут участвовать трудовые коллективы, профсоюзы, органы местного и общественного самоуправления.
Ф
ормирование социально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет социальное и экономическое развитие страны. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно назначаемым Президентом чиновникам. Перспективы экономического развития страны и основные направления экономической политики должны определяться в рамках демократической системы формирования экономической политики государства при активном участии представителей трудовых коллективов, профсоюзов, предпринимателей, научных и общественных организаций под контролем парламента.
В
своей деятельности мы опираемся только на Закон. Мы исходим из того, что никакая, даже самая благородная цель, не может оправдать применение аморальных или преступных средств для ее достижения. Мы уверены, что цели нашей социально-экономической политики отвечают чаяниям подавляющего большинства граждан и национальным интересам России. Для их осуществления нет надобности в насилии, обмане, и манипулировании общественным мнением. Наоборот, свободно выраженная воля народа является нашей естественной направляющей силой.
Наши возможности и ориентиры
Подъем экономики возможен только на основе мобилизации внутренних ресурсов страны. Нам предстоит многократно повысить эффективность производства, поднять качество государственного регулирования экономических и социальных процессов. Нам необходимо активизировать трудовую, творческую и предпринимательскую энергию людей.
П
осле организованного псевдореформаторами банкротства страны, смешно надеяться на помощь из-за границы или "спасательный круг" иностранных инвестиций. Даже в лучшие годы "реформ" Россия оставалась донором стран Запада. Вывоз капитала из нашей страны в десятки раз превышал иностранные инвестиции и кредиты. Сегодня нам не на кого надеяться, кроме самих себя.
У
нас есть все, чтобы строить современное общество с опорой на собственные силы, свои национальные ресурсы и возможности. Несмотря на колоссальные потери, российская экономика все еще сохраняет многие конкурентные преимущества и мощный производственный потенциал:
- высокий уровень образования народа и его духовность, ориентирующая людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;
- богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях;
- огромная территория и емкий внутренний рынок, широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;
- квалифицированные кадры, способные к высокопроизводительному труду;
- высокая склонность населения к сбережениям, вовлечение которых в экономический оборот способно утроить уровень инвестиционной активности;
- развитый научно-промышленный потенциал с перспективными технологическими разработками по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;
- наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка;
- значительные свободные производственные мощности, позволяющие быстро увеличить производство продукции;
- исторические традиции великой державы, военная мощь и заслуженный мировой авторитет, благодаря которым мировое сообщество вынуждено считаться с российскими национальными интересами.
С
мысл антикризисной экономической политики государства заключается в мобилизации имеющихся возможностей и ресурсов для перехода к экономическому росту. Правильно спланированная экономическая политика должна обеспечить их максимально полное вовлечение в экономический оборот и эффективное использование. Ради этого мы будем проводить целенаправленную экономическую политику, весь комплекс мер которой, включая монетарную, инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, будет нацелен на экономический рост.
Ц
елевые ориентиры нашей политики, соответствующие имеющимся возможностям экономического роста составляют:
- по валовому внутреннему продукту - не менее 10% прироста в год;
- по объему промышленного производства - не менее 15%, в том числе в наукоемких отраслях и машиностроении - 20-40%;
- по объему сельскохозяйственного производства - не менее 5%;
- по инвестициям в основной капитал - 15-20%, в том числе в приоритетных направлениях - 40-60%;
- по реальной заработной плате - не менее 20%, в том числе в бюджетных отраслях - 25-40%;
- по величине пенсий в реальном выражении - до 20%.
Н
аряду с мобилизацией и возвращением в экономический оборот имеющихся ресурсов, наша программа предусматривает меры по кардинальному повышению эффективности экономики: прирост производительности труда - не менее чем на 15% в год, снижение энергоемкости производства - не менее чем на 25% в год, сокращение материалоемкости производства - не менее чем на 20% в год.
М
ы считаем своей обязанностью восстановление сбережений граждан, хранящихся в Сбербанке и обесцененных правящим режимом. Для этого нами разработана специальная программа поэтапного решения этой задачи, увязанная с соответствующим расширением производства товаров народного потребления и рассчитанная на 5 лет.
У
нас есть все возможности для того, чтобы вырваться из цикла депрессивных сокращений производства на траекторию устойчивого экономического роста. Эти возможности реализуются в нашей программе мер по решительному подъему производства, резкому наращиванию инвестиционной и инновационной активности, форсированному внедрению перспективных нововведений, кардинальному повышению экономической эффективности, улучшению уровня жизни народа. Осуществление нашей программы позволит в ближайшие пять лет восстановить как минимум докризисный уровень производства на новой технической и качественной основе. Уровень потребления народа России будет соответствовать возможностям и потребностям современного общества, передовым мировым стандартам и отечественным традициям. Через 10 лет Россия вернется в круг развитых стран по уровню и качеству жизни, степени развития производительных сил, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу общества, а по ряду ключевых направлений выйдет в мировые лидеры. Мы восстановим международный авторитет нашей великой державы, ее славу передового и преуспевающего общества.
Вверх к списку
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАШЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Реализация нашей экономической политики требует активного применения всего комплекса мер государственного регулирования социально-ориентированной рыночной экономики. Они необходимы для оживления производства, быстрого наращивания инвестиционной и инновационной активности до уровня, который позволит вывести экономику страны на траекторию устойчивого роста.
Д
ля этого нам необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- создать благоприятные макроэкономические условия для расширения производства, подъема инвестиционной и инновационной активности;
- провести оздоровление финансовой системы страны и нормализовать денежное обращение;
- осуществить комплекс мер по оздоровлению рыночной среды, обеспечить эффективную работу механизмов рыночной конкуренции и всей инфраструктуры рынка;
- восстановить управляемость социально-экономического развития страны, провести структурную перестройку экономики на современной научно-технической базе.
1. Создание благоприятных макроэкономических условий для оживления производства и роста инвестиций
Сложившийся за годы "реформ" макроэкономический климат губителен для производственной сферы; под его воздействием происходит быстрое разрушение научно-производственного потенциала страны. Создание необходимых для выхода из кризиса макроэкономических условий требует переориентации денежно-кредитной политики на стимулирование производства и инвестиций. Следует прекратить отток капитала за рубеж, снизить налоги и оздоровить государственную финансовую систему. Нужно устранить диспаритет цен и восстановить эквивалентность обмена между отраслями. Необходимо провести комплекс мер по защите и оздоровлению внутреннего рынка.
1.1. Нормализация денежного обращения потребует комплекса взаимосвязанных мер в следующих направлениях.
Во-первых, будут устранены основные причины платежного кризиса. Для этого необходимо перейти от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок. Мы будем добиваться их снижения до приемлемого для промышленных предприятий уровня и обеспечивать предложение денег в соответствии со складывающимся спросом на денежные ресурсы производственной сферы.
О
дновременно будут приняты меры по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций и на валютный рынок. Мы создадим каналы рефинансирования производственной деятельности с использованием системы централизованного учета и переучета векселей производственных предприятий, других современных платежных инструментов и технологий.
В
о-вторых, мы расчистим экономику от завалов взаимных неплатежей:
- проведем реструктуризацию накопленной задолженности производственных предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом, пеням и штрафам, при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;
- проведем взаимозачет и реструктуризацию взаимной просроченной задолженности предприятий, одновременно ужесточив ответственность должников за погашение просроченной задолженности;
- организуем оборот просроченной дебиторской задолженности и широкое использование залоговых инструментов, включая складские свидетельства.
В
-третьих, мы добьемся наведения порядка в деятельности органов денежного регулирования. Для этого будет:
- осуществлена декоммерциализация деятельности Центрального банка, прекращена его ориентация на извлечение прибыли за счет сооружения "финансовых пирамид" и других спекулятивных операций, подрывающих стабильность финансовой системы государства;
- прекращено использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы,
- прекращено предоставление услуг Центральным банком по открытию депозитных счетов коммерческим банкам;
- усилен государственный контроль над эмиссией денег по каналам денежного предложения с обеспечением приоритетности задач улучшения финансового положения производственной сферы.
В
-четвертых, мы оздоровим банковскую систему, очистим ее от организованной преступности, восстановим платежно-расчетные, инвестиционные и сберегательные функции банков, стимулируем их переориентацию на кредитование производственной сферы. Одновременно для вовлечения сбережений населения в экономический оборот будет создана система государственного страхования рублевых банковских вкладов.
Г
осударственная программа санации и оздоровления коммерческих банков будет жестко увязываться с их ориентацией на кредитование производственной сферы и на инвестиции в развитие производства. На этой основе будет восстановлена функция банковской системы по трансформации сбережений в производственные инвестиции. Повысится роль коммерческих банков с государственным участием, которые станут опорой в проведении политики привлечения денег в производственную сферу, оздоровления ее финансового положения.
В
-пятых, для нормализации денежного обращения, повышения инвестиционной активности и восстановления оборотного капитала в производственной сфере будет организовано целевое предоставление связанных низкопроцентных кредитов. Необходимое для этого расширение денежного предложения будет вестись через использование институтов развития, механизмов учета и переучета векселей производственных предприятий, инструментов государственных гарантий. Заработает российский Банк развития, который будет всесторонне стимулировать инвестиционную активность.
В
результате осуществления нашей программы будут устранены причины кризиса неплатежей и платежный оборот будет нормализован. Политика денежного предложения будет соответствовать обоснованному спросу на деньги в целях поддержания максимальной экономической активности и кредитования экономического роста. Строгий государственный контроль за эмиссией денег и целевое регулирование денежных потоков обеспечат сочетание низкой инфляции и низких процентных ставок с ремонетизацией экономики, восстановлением оборотных средств предприятий, подъемом производства и инвестиций. Будут нормализованы платежный оборот и финансовое положение производственных предприятий, повысится инвестиционная активность.
1.2. Прекращение оттока капитала является важным условием устойчивости денежной системы и нормализации денежного обращения.
Для этого необходимо создание комплексной системы валютного таможенного и налогового контроля, кардинальное повышение действенности санкций в отношении нарушителей валютного законодательства. Ответственность за нарушение норм валютного контроля будет распространена на должностных лиц коммерческих банков и предприятий. Вывоз капитала резидентами будет ограничен целями обслуживания и расширения экспорта отечественных товаров, повышения их конкурентоспособности, развития международной кооперации производства, а вывоз капитала нерезидентами - объемами ранее сделанных инвестиций. Одновременно будет осуществлен комплекс мер по дедолларизации российской экономики, вытеснению иностранной валюты из внутриэкономического оборота. Ввозимая иностранная валюта должна будет конвертироваться в рубли по текущему обменному курсу. Конвертируемость рубля будет ограничена целями приобретения иностранной валюты для обслуживания текущих внешнеторговых операций.
В
условиях нарастающей дестабилизации глобальной финансовой системы мы намерены защитить внутренний рынок от набегов иностранного спекулятивного капитала. Нам не нужны псевдоинвесторы, извлекающие сверхприбыли из дезорганизации национальных финансовых систем, из спекуляций против нашей национальной валюты. Вместе с тем мы примем меры по стимулированию прямых долгосрочных иностранных инвестиций в развитие реального сектора. Будет создан благоприятный режим для привлечения долгосрочных прямых зарубежных капиталовложений и кредитов.
Д
ля повышения устойчивости отечественной финансовой системы будет улучшена структура валютных резервов страны, восстановлен государственный контроль за их использованием. Мы создадим условия для оплаты экспорта в рублях, а также осуществим комплекс мер по расширению использования рублей в международных расчетах. Будет обеспечено прямое курсообразование рубля по отношению к национальным валютам государств Содружества и других ведущих торговых партнеров России. Рубль сможет занять положение в основной резервной валюты в СНГ, а также будет использоваться в качестве резервной валюты в других государствах, ориентирующихся на российский рынок. Эти меры не только повысят устойчивость российской валюты, но и восстановят огромную часть национального денежного капитала, который в настоящее время "заморожен в долларах и неплатежах".
1.3. Оздоровление государственной финансовой системы и преодоление бюджетного кризиса потребуют:
- восстановления государственного статуса Центрального банка и жесткого контроля над проведением государственной денежно-кредитной политики, кардинального повышения ответственности должностных лиц за выполнение функций Центрального банка и за эффективное использование получаемых им доходов;
- осуществления перехода к программно-целевой технологии формирования государственного бюджета, с кардинальным повышением роли законодательно установленных нормативов бюджетных расходов;
- введения жесткой уголовной и административной ответственности должностных лиц за нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное предоставление налоговых льгот, нарушение установленных норм размещения государственных займов и привлечения кредитов;
- незамедлительного погашения задолженности государственного бюджета по заработной плате, по оплате государственного оборонного заказа и других закупок для государственных нужд;
- осуществления налоговой реформы в целях расширения налоговой базы, стимулирования производства и инвестиций, декриминализации экономики и свертывания теневых отношений;
- восстановления контроля государства за принадлежащими ему неналоговыми источниками доходов.
Для преодоления бюджетного кризиса потребуется расширение налоговой базы и повышение эффективности налоговой системы, резкий рост неналоговых доходов бюджета, наведение порядка в государственном секторе экономики и бюджетной системе государства.
П
ланируемая нами налоговая реформа должна обеспечить: перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения станут не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу. Налоговая система станет выполнять стимулирующую роль. У предприятий появится прямая заинтересованность в эффективном использовании имеющихся возможностей, сложится мощный противозатратный механизм.
Н
аш проект налоговой реформы предполагает:
- существенное снижение совокупных ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда до уровня 30-35% от величины чистого продукта предприятий; перенос тяжести налогообложения с производства на потребление, с отечественного производства на импорт;
- освобождение от налогообложения расходов, направляемых на цели развития производства и освоения новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятий;
- упрощение налоговой системы;
- перераспределение тяжести налогообложения от малоимущих граждан на лиц с высокими и сверхвысокими доходами.
Д
ля оживления производства будут предоставляться налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции.
Н
аша программа предусматривает полный отказ от индивидуальных налоговых льгот, кардинальное уменьшение числа и уровня ставок налогов с оборота, снижение акцизов на потребление энергоносителей, снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость, унификацию налогообложения импортных товаров. Без этого не добиться декриминализации экономики, рационализации и повышения эффективности налоговой системы, стимулирования инвестиций в обновление основных фондов.
М
ы за жесткую денежно-кредитную политику. Но, в отличие от ее понимания нынешней властью, не в смысле автоматического урезания государственных расходов ради наращивания платежей иностранным кредиторам. Для нас это наведение строжайшего порядка в управлении государственными финансами, отмена незаконно и необоснованно предоставленных льгот. Мы введем строгую ответственность за контрабанду, незаконный вывоз капитала и уклонение от уплаты налогов, за подделку финансовых документов, неплатежи, злостное банкротство и другие экономические преступления.
П
реодоление бюджетного кризиса и проведение налоговой реформы потребует мобилизации в бюджет всех доходов неналогового характера. В том числе:
- резкое повышение эффективности использования государственного имущества за счет кардинального усиления ответственности назначаемых от имени государства управляющих и контроля трудовых коллективов за администрацией предприятия;
- перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;
- введение реальной государственной монополии на оборот и импорт этилового спирта и оптовую торговлю водкой, усиление государственного контроля за рынком алкогольной и табачной продукции;
- восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа, сырой нефти ограниченной номенклатуры сырьевых ресурсов, в цене которых велик вес природной ренты и неоплаченного загрязнения природной среды при снижении акцизов на внутреннее потребление энергоносителей;
- введение государственной монополии на экспорт природного газа, драгоценных металлов и камней, редкоземельных и расщепляющихся материалов, сырой нефти, минеральных удобрений, оружия;
- отмена необоснованных и неконтролируемых льгот в таможенном законодательстве;
- восстановление государственного контроля над управлением валютными резервами страны;
- эффективное использование государственного имущества за рубежом и возврат долгов других стран России;
- вытеснение "теневой" экономики.
Н
аряду с расширением налоговой базы и повышением доходов государственного бюджета, для преодоления бюджетного кризиса необходимо кардинальное повышение эффективности государственных расходов. Для этого мы перейдем к программно-целевой технологии формирования расходной части бюджета. Она предусматривает усиление целевой составляющей бюджетных расходов. В их числе - постепенный переход от субсидий населению к прямой адресной поддержке нуждающихся граждан, от дотаций предприятиям к инвестиционным программам реконструкции и повышения конкурентоспособности приоритетных производств. Льготные кредиты будут предоставляться на цели структурной перестройки народного хозяйства только в рамках законодательно утверждаемых федеральных программ. Будет прекращено использование бюджетных средств для приобретения импортных товаров в ущерб отечественным товаропроизводителям.
М
ы изменим приоритеты бюджетной политики. Не обслуживание интересов финансовых спекулянтов, а выполнение обязательств государства перед населением и обществом станет главной задачей бюджетной политики.
М
ы перейдем к процедуре составления и исполнения бюджета, при которой произвол чиновников будет сведен к минимуму. Для этого расходная часть бюджета будет утверждаться согласно законодательно установленным нормативам государственных расходов. В случае превышения прогнозируемых темпов инфляции, расходы будут ежеквартально индексироваться. Финансирование расходов бюджета будет осуществляться строго в соответствии с законодательно установленным графиком. Такая система позволит стабилизировать работу бюджетных отраслей и положить конец злоупотреблениям при хаотическом секвестировании бюджетных расходов.
Д
ля наведения порядка в системе государственных финансов требуется устранение причин долгового кризиса. Необходимо окончательно урегулировать проблему реструктуризации государственного долга, образовавшегося в результате проведения монетаристской финансовой политики. При принятии решений по этому вопросу мы исходим из того, что затраты по обслуживанию государственного долга не должны превышать 10% налоговых доходов федерального бюджета. Учитывая многочисленные факты разбазаривания иностранных займов по сговору кредиторов и зависимых от них марионеточных правительств "реформаторов", решение проблемы погашения внешнего долга должно быть увязано с возвратом незаконно вывезенных из России капиталов. Немалые резервы обслуживания внешнего долга дает дедолларизация внутреннего рынка, восстановление нормального рублевого платежного оборота. Привлечение новых кредитов не должно вести к росту общего бремени государственного долга - его нужно ограничить законодательно установленными пределами.
1.4. Устранение ценовых диспропорций, образовавшихся вследствие многократного завышения цен на энергоносители, сырьевые товары, продукцию естественных монополий, является необходимым условием оздоровления финансового положения предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Для этого мы обеспечим последовательную политику государственного контроля за ценообразованием. Злоупотребление монопольным положением корпораций сырьевого и энергетического секторов, а также естественных монополий будет прекращено.
Н
ельзя дальше мириться с тем, что крестьянин на вырученные от продажи деньги не может приобрести новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, а у государства нет средств для закупки одного - двух истребителей в год для обороны страны. Мы устраним ценовую дискриминацию предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Для восстановления эквивалентности обмена между отраслями без ущерба для денежных доходов населения будет разработана государственная программа регулирования цен и доходов.
Д
ля прекращения опережающего роста цен на энергоносители, сырьевые товары, продукцию естественных монополий будет применен широкий спектр соответствующих инструментов государственного регулирования - от ограничения рентабельности торговых операций и пресечения картельных соглашений до временного замораживания цен. При необходимости, до выхода страны из кризиса, будут введены твердые цены и тарифы на энергоресурсы, топливо, нефтепродукты, услуги транспорта и другую продукцию естественных монополий, а также предельные розничные цены на потребительские товары первой необходимости и государственно-договорные цены на основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья.
П
редотвращение монопольного давления на рост цен в торговле потребует использования государственного регулирования предельного уровня рентабельности и торгово-посреднической наценки. Товаропроизводителям будет предоставлено право самостоятельно устанавливать розничные цены на свою продукцию конечного потребления и скидки в пользу торгующих организаций.
Д
ля устранения ценовой дискриминации производителей конечной продукции и относительного снижения общего уровня цен мы активизируем антимонопольное регулирование оптовой и розничной торговли и сферы услуг. Будет проведена декриминализация товаропроводящей сети, ее освобождение от контроля торговых монополий.
М
ы не допустим продолжения ценовой и налоговой дискриминации российских потребителей и товаропроизводителей, в том числе превышения внутренних цен на сырьевые товары и энергоносители над экспортными. Мы пресечем ввоз импортных товаров без оплаты таможенных пошлин и налогов.
1.5. Защита национальных интересов в условиях острой международной конкуренции станет стержнем нашей внешнеэкономической политики.
Наша главная задача в сфере регулирования внешней торговли - обеспечить высокую конкурентоспособность отечественного производства и создать условия для его роста, гарантировать права потребителей и стимулировать добросовестную конкуренцию. Свобода торговли и движения капитала признаются нами постольку, поскольку способствуют повышению благосостояния и обеспечению законных прав и свобод граждан страны. Либерализация торговли и движения капиталов между странами не должна рассматриваться как самоцель и происходить в результате диктата сильнейших государств; ее условия должны стать взаимовыгодными. Мы намерены защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров и в то же время повышать конкурентоспособность отечественного производства, содействовать продвижению отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок. Государственное регулирование внешней торговли будет направлено на:
- установление таможенных тарифов исходя из задач структурной и промышленной политики по расширению производства на действующих и вновь создаваемых мощностях, стимулирование импорта новых технологий;
- восстановление жесткого государственного контроля за качеством импортируемых товаров в целях защиты прав потребителей и устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей в процедурах контроля качества и сертификации продукции;
- активное применение защитных мер по пресечению демпинга, ввоза товаров фальсифицированного качества, других форм недобросовестной конкуренции со стороны импортеров;
- применение компенсационных пошлин в целях устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке по условиям производства и поставок импортных товаров, в особенности сельскохозяйственных;
- ориентацию политики единого рыночного обменного курса рубля на обеспечение конкурентоспособности имеющегося в стране производственного потенциала;
- создание системы государственного страхования экспортных кредитов и поставок;
- широкое применение государственных гарантий и кредитов для финансирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для расширения масштабов инвестиционного сотрудничества;
- активизацию внешнеполитических усилий по реализации наших национальных интересов на мировом рынке, устранению дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции, защите прав российских граждан и организаций за рубежом, созданию условий для взаимовыгодной международной экономической интеграции;
- укрепление и развитие интеграционных процессов в странах СНГ, восстановление единого экономического пространства на территории Содружества.
Р
егулирование иностранных инвестиций будет ориентировано на стимулирование притока прямых иностранных капиталовложений в производство при соблюдении требований экономической безопасности страны.
М
ы не сторонники предоставления таких льгот иностранным инвесторам, которые дискриминируют отечественные предприятия. В то же время, учитывая низкий авторитет государства и неуверенность инвесторов в стабильности правовых условий для работы в России, целесообразно ввести систему гарантий защиты иностранных капиталовложений от политического риска и экспроприации. Равные гарантии будут предоставлены и российскому капиталу. При этом мы будем следить за законностью происхождения вкладываемых средств - Россия не должна превратиться во всемирную "прачечную" для денег, добытых преступным образом.
Д
ля защиты экономической безопасности России на ближайший период будут сохранены определенные ограничения на деятельность иностранных банковских и страховых компаний. Передача в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невозобновляемых природных ресурсов, транспортных и телекоммуникаций, товаропроводящих сетей также будет ограничена. Нельзя допустить установления иностранного контроля над финансовым и торговым секторами нашей экономики, телекоммуникационной и транспортной инфраструктурой, оборонной промышленностью, недрами и естественными монополиями России.
Р
еализация предлагаемых нами мер налоговой реформы, защиты внутреннего рынка, стимулирования инвестиционной и производственной активности существенно повысит привлекательность российской экономики для инвесторов. Это создаст условия для привлечения прямых иностранных инвестиций и для возвращения капитала, вывезенного из страны.
2. Оздоровление рыночной среды
Необходимым условием подъема экономической активности является оздоровление основных институтов рыночной экономики, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие. Это касается прежде всего отношений собственности, антимонопольного регулирования, форм организации производства и механизмов обеспечения конкуренции.
Л
иберализация экономики сама по себе не обеспечила реализации прав собственности, а также прав граждан на труд и предпринимательскую деятельность. Мафиозные структуры практически повсеместно установили контроль над предпринимательской активностью. Они диктуют условия торговли и подавляют конкуренцию.
2.1. Обеспечение добросовестной конкуренции.
Для нормальной работы рыночных механизмов необходима эффективная система обеспечения свободной и добросовестной конкуренции и договорной дисциплины. Каждому гражданину или предприятию при соблюдении ими требований законодательства будут гарантированы: свободный выход на рынок, добросовестность конкуренции, защита от бюрократического произвола и организованной преступности. Одновременно мы поставим заслон созданию фирм-однодневок в целях обмана кредиторов, поставщиков и государства, уклонения от уплаты налогов и вывоза капитала.
Д
ля осуществления добросовестной конкуренции нами будет проводиться активная антимонопольная политика, обеспечиваться строгое соблюдение установленных законом прав потребителей. Судебная система разрешения хозяйственных споров будет надежно защищена от криминала. Мы обеспечим строгое соблюдение законности в регулировании предпринимательской деятельности.
Н
едопустимо сохранение положения, при котором мафиозные структуры устанавливают контроль над рынком. Сегодня они подавляют конкуренцию и накручивают цены в 2-3 раза по сравнению с реальными издержками на производство и обращение товаров. Изъятие криминальными структурами монопольной ренты в торговле фактически является дополнительным налогом на производство. Это не позволяет предприятиям расширять сбыт продукции, снижает реальные доходы населения. Устранение этих криминальных барьеров позволит существенно поднять уровень экономической активности.
2.2. Повышение конкурентоспособности и улучшение организации производства станет главной задачей экономической политики на уровне предприятий.
Реформирование предприятий будет направлено на снижение трансакционных и административно-управленческих издержек, экономию оборотного капитала, интеграцию науки и производства, рост эффективности производства и повышение ответственности руководителей предприятий за результаты их работы.
Д
ля выхода из нынешнего состояния глубокого разрушения производственного комплекса страны настоятельно необходимо восстановить кооперационные связи и технологические цепочки производства сложных товаров. В этих целях мы будем стимулировать формирование целостных конкурентоспособных вертикально-интегрированных корпораций в ключевых отраслях производства.
Р
еструктуризация промышленности должна быть направлена на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности предприятий. Для этого будут предприняты следующие меры:
- обеспечена открытость и доступность для потенциальных инвесторов информации о состоянии предприятий, а также гарантирована ее достоверность,
- ужесточена ответственность за использование в корыстных целях внутренней информации о предприятиях в ущерб их интересам;
- защищены законные права акционеров, расширены права трудовых коллективов при решении вопросов развития предприятий и распоряжения их активами;
- повышена ответственность высших управляющих за эффективность работы предприятия как перед акционерами, так и перед трудовыми коллективами, которым будет предоставлена возможность участвовать в органах управления предприятиями, создавать органы рабочего контроля и советы трудовых коллективов;
- созданы необходимые условия для формирования и развития народных предприятий, на которых вся полнота власти принадлежит трудовым коллективам;
- сформированы необходимые правовые условия для становления крупных вертикально-интегрированных корпоративных структур, объединения финансового капитала, торгово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического потенциала в целостные промышленно-финансовые группы, способные к самостоятельному развитию в жесткой конкурентной среде мирового рынка.
М
ы создадим необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса, включая обеспечение предпринимателей необходимой коммерческой, научно-технической и юридической информацией, предоставление им кредитов, помещений и деловых услуг государственными центрами поддержки предпринимательства, разумных налоговых льгот, размещение государственных заказов. Будут созданы государственные фонды по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса, связанных с внедрением нововведений и освоением новых технологий. Специальные меры будут предприняты для надежной защиты малого бизнеса от посягательств организованной преступности.
В
ажнейшим направлением реструктуризации промышленности станет наведение порядка в государственном секторе экономики. Органы государственной власти должны обеспечивать эффективное использование государственной собственности в интересах роста общественного благосостояния, сделать госсектор зоной стабильности и роста конкурентоспособности экономики. Для этого мы реорганизуем систему управления государственной собственностью, введем жесткую административную и имущественную ответственность за эффективность управления государственными предприятиями, установим строгий финансовый контроль за деятельностью предприятий с государственным участием.
2.3. Упорядочивание отношений собственности необходимо для рациональной организации экономики, обеспечения законности предпринимательской деятельности, добросовестности и эффективности управления предприятиями, социальной справедливости.
Наша программа предусматривает многоукладность экономики в соответствии с объективным разнообразием форм хозяйственной деятельности. Мы за рациональное совмещение государственного, корпоративного, коллективного и частного секторов экономики. Главное - обеспечить соблюдение ответственности собственника перед обществом за эффективность деятельности принадлежащего ему предприятия.
Д
ля формирования ответственного собственника наша программа предусматривает:
- сохранение в государственной общенародной собственности природных ресурсов, основных систем энергетической, транспортной, информационной, социальной инфраструктуры, структурообразующих предприятий оборонного комплекса, финансовой сферы, производства алкогольной и табачной продукции, наркотических и других опасных для здоровья человека средств в целях обеспечения условий для эффективного функционирования всех секторов экономики на благо общества;
- развитие преимущественно коллективной и частной собственности во всех сферах, где доминируют конкурентные отношения;
- сохранение смешанных форм собственности с государственным участием и регулированием в высокомонополизированных отраслях экономики;
- развитие преимущественно частной формы собственности во всех сферах, связанных с индивидуальным предпринимательством;
- создание необходимых правовых и организационных условий для работы народных предприятий на основе коллективной и коллективно-долевой форм собственности. Коллективы таких предприятий самостоятельно принимают производственные и хозяйственные решения, самостоятельно распоряжаются доходом, полученным в результате своей деятельности. Каждый работник самоуправляемого народного предприятия является его совладельцем и хозяином средств производства, переданных в пользование данного трудового коллектива, а также собственником результатов своего труда. Решения принимаются демократическим путем, а стратегическое управление предприятиями ведется советом трудового коллектива, который по контракту нанимает директора, принимает участие в управлении и контроле за деятельностью администрации. На таких предприятиях достигается наиболее полная гармония трудовых отношений и отношений собственности, устраняется противоречие между трудом и капиталом, обеспечивается оптимальное сочетание экономической эффективности и социальной справедливости.
В
о всех вопросах отношений собственности мы твердо придерживаемся принципа строгого соблюдения законности.
В
целях повышения эффективности управления приватизированными предприятиями будет внесена окончательная ясность в легитимность прав их собственников. Граждане, которые приобрели объекты государственной собственности на законных основаниях, должны быть уверены в том, что она не будет конфискована по произволу чиновников. В то же время нарушения законности, допущенные в ходе приватизации, должны быть устранены, а виновные в злоупотреблениях должностные лица строго наказаны. С этой целью мы проведем инвентаризацию результатов приватизации с отменой в судебном порядке незаконных актов. Будут отменены сделки по приобретению государственного имущества, обязательства по которым не выполнены собственниками. При этом мы гарантируем правовую защиту и государственную поддержку законно приобретенной и эффективно используемой собственности.
О
собое значение имеет организация эффективного использования природных ресурсов, 35 - 40% всех мировых запасов которых сосредоточено в России. Необходимо обеспечить их полноценное и рациональное использование в интересах развития экономики и общества. Природная рента от эксплуатации месторождений природных ресурсов должна составлять одну из основ доходов государственного бюджета. Это предполагает сохранение государственной собственности на месторождения природных ресурсов общефедерального значения - газа, нефти, угля, металлических руд, химического сырья, драгоценных металлов и камней, лесных массивов и водных пространств.
2.4. Земельный вопрос будет наконец разрешен.
Земля, как и ее недра - наше общенародное достояние. Поэтому отношения землепользования должны в полной мере регулироваться государством. Без этого невозможно рациональное использование земельных ресурсов в интересах общества.
М
ы выступаем против купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, раздробления земельной собственности и вовлечения ее в спекулятивный оборот. Сельскохозяйственные земли должны быть ограждены от их использования в спекулятивных операциях. В противном случае не избежать массового изгнания крестьян с земли, ее перераспределения в пользу узкой прослойки финансовой олигархии за счет разорения и обнищания десятков миллионов трудящихся. Только организованный оборот земельных участков под контролем государства создаст необходимые условия для эффективного землепользования. Для этого будут созданы соответствующие правовые, организационные и финансовые условия.
Н
аряду с закреплением прав пользования земельными участками за сельскохозяйственными товаропроизводителями, основой возрождения села будет становление крупных производственных объединений, соединяющих в единый цикл технологии производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, минимизирующих издержки обращения и использующих передовые технологии землепользования.
Ф
ормы использования земель сельскохозяйственного назначения должны соответствовать технологиям организации сельскохозяйственного производства. Главное - обеспечить хозяйское отношение к земле, повысить производительность труда на ней. Земля будет закреплена за теми, кто живет и работает на ней: производственными сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами, фермерами, лицами, ведущими индивидуальное жилищное строительство.
Б
удет введен контроль над целевым использованием земли и предусмотрена судебная процедура изъятия земельных участков у тех, кто ее недобросовестно эксплуатирует.
М
ы выступаем за сохранение в общенародной собственности нашего национального достояния - земель сельскохозяйственного назначения, городских земель, лесов, недр, месторождений полезных ископаемых, водных и биологических ресурсов. В отношении уже распределенных по паям земель сельскохозяйственного назначения, мы будем проводить политику строгого государственного контроля над их рациональным оборотом.
В
общенародной (государственной и муниципальной) собственности должны остаться земли заповедников, лесных угодий, курортных и рекреационных зон, объектов энергетической, транспортной и информационной инфраструктуры, оборонного и стратегического значения, места национального, культурного и исторического наследия, государственных предприятий, другие земли общественного и государственного значения. В личную собственность российских граждан может быть оформлена земля для индивидуального жилищного строительства в селах и городах, дачные и садовые участки граждан.
Р
егулирование оборота городских земель будет передано субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. При этом мы примем общие правовые нормы, гарантирующие рациональное использование земли в интересах общего блага.
П
од контролем государства будет сформирована необходимая сеть институтов земельного рынка - земельных и ипотечных банков, Фонда государственных земель, земельного кадастра, служб землеустройства и других институтов, обеспечивающих целевое использование земли в интересах работающих и живущих на ней людей.
2.5. Стимулирование роста производства в условиях сложившихся в экономике диспропорций является необходимым элементом нашей антикризисной политики.
Оно достигается прежде всего за счет повышения доходов населения, активизации конечного спроса государства, замещения импорта и восстановления сбережений населения с направлением их на приобретение отечественных товаров.
Д
ля этого будут осуществляться:
- политика увеличения доходов населения, предусматривающая своевременную и полную выплату заработной платы, пенсий, пособий, законодательное установление нижнего предела оплаты труда исходя из величины прожиточного минимума на предприятиях и в организациях всех форм собственности и периодическую индексацию зарплат и пенсий в соответствии с программой цен и доходов;
- расширение сферы потребительского кредита на отечественные товары длительного пользования;
- государственная поддержка развития лизинга производимых в России техники, транспорта, оборудования;
- ориентация закупок для государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий, на приобретение отечественных товаров и прекращение расходования средств государственного бюджета всех уровней на приобретение импортных товаров при наличии отечественных аналогов;
- предусмотренное законом восстановление сбережений граждан, в том числе погашение государственных долговых обязательств путем предоставления товаров и услуг отечественного производства.
П
оследнее направление сыграет важную роль в формировании стартового импульса роста производства, необходимого для преодоления депрессии. Программа восстановления сбережений граждан будет увязана в единую систему с решением задач активизации конечного спроса на отечественные товары, загрузки простаивающих производственных мощностей предприятий, восстановления их оборотных средств, а также трансформации восстанавливаемых сбережений в инвестиции. Для этого восстанавливаемые в соответствии с покупательной способностью вкладов на середину 1991 г. сбережения в Сбербанке России смогут использоваться гражданами на приобретение товаров длительного пользования отечественного производства, осуществление инвестиций в жилищное строительство или развитие производства, оплату части жилищно-коммунальных услуг. С этой целью по каждому из направлений будет введена регистрация заявок и процедура их размещения среди отечественных товаропроизводителей на конкурсных условиях с распределением во времени в целях контроля за соответствием совокупного объема размещаемых в каждом году заявок запланированным ограничениям по увеличению потребительского спроса и денежной массы исходя из имеющихся производственных мощностей и заданных темпов инфляции.
П
рограмма восстановления сбережений граждан поможет запустить кругооборот расширенного воспроизводства, обеспечит консолидацию общества и поддержание социальной стабильности, вернет доверие к государственной власти.
3. Управление развитием
Наша программа предусматривает формирование новой планово-рыночной системы управления социально-экономическим развитием страны в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, подъема общественного благосостояния, роста научно-производственного потенциала и экономического могущества России. Она включает в себя: индикативное планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов экономической политики, механизмы стимулирования научно-технического прогресса (НТП) и инновационной активности, другие инструменты государственной политики роста.
3.1. Прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического развития.
В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении направлений научно-технического и социально-экономического развития. Для этого мы развернем систему прогнозирования и индикативного планирования социально-экономического развития.
В
зависимости от горизонта прогнозирования содержание индикативных планов будет различаться. Годовой цикл индикативного планирования будет включать характеристику всех основных макроэкономических параметров и инструментов экономической политики, показателей государственного бюджета и программ развития государственного сектора. Составной частью системы годового прогнозирования станет разработка балансов производства и потребления важнейших видов продукции, которые могли бы служить ориентирами для хозяйствующих субъектов при заключении договоров между поставщиками и потребителями, а также для планирования хозяйственной деятельности.
В
пятилетнем цикле индикативного планирования основное значение будут иметь среднесрочные приоритеты научно-технического и социально-экономического развития страны. На их основе будет проводиться разработка целевых программ, а также мер по достижению желаемых пропорций структуры экономики.
П
ятнадцатилетний цикл прогнозирования будет ориентирован на поиск стратегических направлений повышения конкурентоспособности российской экономики. Ключевое значение при этом имеет прогнозирование прорывных направлений НТП. На их основе формируется траектория будущего экономического роста, открываются новые возможности социально-экономического развития. Исходя из этого будут определяться приоритеты долгосрочного экономического развития страны, вестись разработка целевых научно-технических программ, стимулироваться развитие научно-производственного потенциала страны.
В
отличие от директив "сверху" в централизованной плановой системе, индикативные планы развития российской экономики не будут носить формально-бюрократического характера и навязываться административным путем. Они будут разрабатываться с участием ученых, трудовых коллективов, деловых кругов, представителей крупных корпораций и ассоциаций товаропроизводителей. Сама процедура разработки плана будет предусматривать поиск общенационального согласия в отношении приоритетов социально-экономического развития страны, и опираться на работу институтов социального партнерства.
Т
акая система управления сможет обеспечить целенаправленное и гибкое развитие экономики на основе оптимального использования имеющегося научно-производственного потенциала. Планируя развитие экономики, государство будет содействовать снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры. Оно поможет предприятиям ориентироваться в перспективах развития страны, и вовремя осуществлять перераспределение капитала для освоения новых технологий и рынков сбыта.
Б
олее жесткая процедура планирования будет применяться в отношении предприятий государственного сектора. Государство усилит свое влияние на предприятиях с участием государственного капитала. Точные планы развития государственного сектора будут сочетаться с индикативными планами социально-экономического развития страны в целом. Государственный сектор станет локомотивом для осуществления приоритетных программ экономического развития страны. Государству придется сохранить ответственность за развитие энергетики, транспорта, социальной и экономической инфраструктуры, а также наукоемкой промышленности, формирующей главный потенциал экономического роста в третьем тысячелетии.
Н
а переходный период, до формирования мощных корпоративных объединений, способных взять на себя управление сложными процессами производства современной наукоемкой продукции, в составе государственных органов управления будут созданы структуры, выполняющие управленческие функции по отраслевой и межотраслевой координации. Они включат в себя центры прикладной науки, конструкторские бюро, обеспечат долевое участие государства в финансировании важнейших направлений НТП. Государство возложит на них подготовку целевых программ в рамках государственных планов социально-экономического развития и наделит их соответствующими правами по защите интересов курируемых направлений при выработке экономической политики.
3.2. Определение приоритетов технико-экономического развития будет вестись исходя из ключевых направлений научно-технического прогресса и целей развития национальной экономики при активном участии ученых и специалистов, деловых кругов.
Отбор приоритетных направлений развития российской экономики для государственной поддержки будет проводиться на основе научно-технических, экономических, воспроизводственных и социальных критериев.
К
приоритетным направлениям, реализация которых будет выполнять роль локомотива экономического роста и консолидировать общество вокруг целей развития страны, в частности, относятся:
- развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность агропромышленного комплекса, медицинской промышленности и здравоохранения, составляющих одно из ключевых направлений становления новейшего технологического уклада;
- развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения и информационной инфраструктуры;
- конверсия наукоемкой промышленности с учетом перспективных направлений формирования современного и новейшего технологических укладов;
- обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, и для замены которого имеются соответствующие производственные мощности изготовления самолетов нового поколения;
- обновление оборудования электростанций, износ которых приближается к критическим пределам;
- модернизация систем управления движением железнодорожного транспорта, позволяющая существенно улучшить пропускную способность железных дорог и своевременность перевозок;
- производство современных средств гибкой автоматизации, программного обеспечения, электронно-вычислительной техники;
- развитие современных транспортных узлов: морских портов, аэропортов, железнодорожных станций, автодорожных развязок, - позволяющее существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок, обеспечить условия для внедрения современных систем управления снабжением по принципу "точно вовремя", критически важных для развития производств нового технологического уклада, расширения межрегиональной и международной кооперации производства;
- развитие жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей в городах с использованием современных технологий, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах;
- модернизация здравоохранения и образования на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
- оздоровление окружающей среды на основе современных средств диагностики и очистки ее загрязнения, внедрения экологически чистых технологий.
Д
ля реализации этих и других приоритетных направлений развития экономики нами предусматриваются государственные целевые программы, поддерживаемые бюджетными ассигнованиями, гарантиями и льготными кредитами.
3.3. Сохранение и активизация научно-технического потенциала является важнейшим условием современного экономического роста.
Для этого мы обеспечим:
- повышение государственных расходов на стимулирование НТП и научные исследования, как минимум до 4% от расходной части бюджета;
- выявление и поддержку развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;
- стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки, льготами по налогообложению;
- защиту интеллектуальной собственности, создание необходимой инфраструктуры поддержания прав на нее, субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки на внутреннем рынке и за рубежом;
- включение затрат предприятий на цели проведения НИОКР, на модернизацию производства и внедрения новых технологий в состав издержек производства, их освобождение от налогообложения;
- государственную поддержку конверсии наукоемкой промышленности, и стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;
- завершение работы по реструктуризации оборонно-промышленного комплекса и реорганизации предприятий оборонной промышленности в целях повышения их эффективности и восстановления государственного контроля, оздоровления их финансового состояния с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;
- строгое исполнение ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР, предусмотренных законом о федеральном бюджете;
- защиту внутреннего рынка наукоемкой продукции, активную государственную поддержку ее экспорта;
- разработку и реализацию программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов), создание на их базе Центров научно-технического прогресса и экономического роста;
- субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;
- создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;
- сохранение информационной инфраструктуры для ведения научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, на закупку научной литературы;
- поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств.
3.4. Обеспечение единства экономического пространства России.
Наша политика направлена на создание благоприятных условий для экономического развития каждого региона. Сила отечественной экономики заключается в едином общероссийском рынке, сочетающем конкурентные преимущества и возможности разных территорий. Его огромные размеры и разнообразие создают благоприятные возможности для эффективного экономического развития и роста производства в каждом из субъектов Российской Федерации.
П
оддержание на всей территории нашей страны единого экономического пространства требует соответствующей политики низких тарифов на транспорте и связи. Для этого будут восстановлены субсидии на перевозки товаров и услуги связи в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Мы реализуем политику снижения тарифов в электроэнергетике, восстановим единую электроэнергетическую систему страны.
Н
а территориях, которые по объективным причинам их географического положения находятся в особо сложных условиях (в частности, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, зоны радиоактивного заражения, Калининградская область, другие удаленные регионы), мы введем льготный режим хозяйственной деятельности. Он нужен для компенсации повышенных издержек и может предусматривать снижение налогов, субсидирование повышенных сезонных расходов, предоставление новым предприятиям налоговых кредитов, создание локальных свободных экономических зон в рамках целевых программ развития депрессивных регионов.
Р
егиональные и местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования.
В
своей региональной политике мы ставим во главу угла интересы и права граждан России, добиваясь четкого разделения функций между уровнями государственной власти и их надежного финансового обеспечения в равной мере в Центре и на местах, во всех субъектах Российской Федерации.
В
заимодействие федеральных и региональных органов власти не должно ограничиваться разделением полномочий. Реальный экономический федерализм невозможен без обеспечения прямого влияния субъектов Российской Федерации на осуществление федеральной политики. Для этого мы создадим механизм согласования интересов субъектов Федерации при формировании федеральной экономической политики.
Вверх к списку
III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Конечная цель нашей политики - обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, подъем народного благосостояния. Наш принцип, практически отработанный в ряде субъектов Российской Федерации: здоровым - работу, слабым - заботу.
Р
еализация нашей экономической программы обеспечит быстрый рост зарплаты и доходов трудящихся, повысит уровень потребления населения. Тем семьям, которые по объективным причинам не могут обеспечить достойный уровень жизни собственным трудом, государство окажет необходимую помощь. Гарантированный государством уровень дохода граждан не должен опускаться ниже прожиточного минимума, определяемого для каждого региона России. Для этого должна быть законодательно принята и гарантирована государством система социальных стандартов на бесплатное образование, медицинское и социальное обслуживание. Мы наладим надежную систему охраны здоровья каждого человека, профилактики опасных заболеваний, предотвращения эпидемий.
1. Социальное обеспечение и защита населения
Действующая сегодня система социального обеспечения не справляется с задачей поддержания приемлемого уровня и качества жизни населения. Мы намерены обеспечить приоритет поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, прежде всего детей, матерей-одиночек и многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, временно безработных людей, уволенных в связи с сокращением или перепрофилированием производства, а также ищущих работу выпускников учебных заведений. Для этого мы в первоочередном порядке решим следующие задачи.
Г
осударственные учреждения, в которых люди находятся на полном государственном обеспечении (детские дома, интернаты, дома для престарелых и др.), должны финансироваться на уровне, обеспечивающем для проживающих в них достойный уровень жизни.
П
особия на детей должны обеспечивать приобретение минимально необходимого набора предметов потребления, а также оплату услуг дошкольных или школьных учреждений. Пособия для беременных женщин и матерей должны быть достаточны для приобретения набора продуктов и детских вещей, необходимых для рождения и воспитания здорового ребенка.
В
случае неплатежеспособности потребителей или возникновения дефицита товаров и продуктов первой необходимости государство должно гарантировать натуральное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости беременных женщин и кормящих матерей, детей, малообеспеченных пенсионеров и инвалидов. В городах с центральным отоплением государство обязано гарантировать поддержание в квартирах, яслях, детских садах, школах и больницах температуры по санитарным нормам. Мы исключим ситуации, когда тепло и электроэнергия не поступает в дома и на социальные объекты. Будет введен механизм государственных гарантий и контроля над деятельностью естественных монополий, который обеспечит урегулирование проблемы неплатежей без произвольных отключений электроэнергии и энергоснабжения населения.
О
собое значение мы придаем вопросам жилищной политики. Мы организуем предоставление бесплатного жилья льготным категориям населения с жилой площадью менее 5 кв. метров на человека, а также семьям, имеющим жилую площадь ниже установленной санитарной нормы и доходы - ниже прожиточного минимума. Введем льготное кредитование на приобретение жилья семьям, обеспеченным жилой площадью ниже санитарной нормы, а также семьям молодоженов.
М
ы обеспечим действенную государственную помощь сельскому населению в жилищном, социально-культурном и дорожном строительстве, газификации населенных пунктов. Наша программа предусматривает субсидирование и льготное кредитование коммунального, бытового и транспортного обслуживания сельского населения, снабжения сельской торговли товарами первой необходимости, газификацию села.
2. Преодоление вынужденной безработицы, справедливая оплата труда
Мы добиваемся законодательного закрепления в Кодексе о труде и других законах реальных гарантий права на достойно оплачиваемый труд и занятость. Мы законодательно установим нижний предел оплаты труда исходя из величины прожиточного минимума, а также закрепим максимально допустимый уровень вынужденной безработицы не выше 1% экономически активного населения.
Н
ами будут приняты все необходимые меры по ликвидации массовой безработицы. Лицам, уволенным с государственных предприятий, мы обеспечим предоставление работы соответствующей квалификации, студентам, оканчивающим государственные высшие и средние специальные учебные заведения, - предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией. Будет гарантировано трудоустройство выпускникам средних школ и увольняемым в запас военнослужащим. Мы воссоздадим систему переподготовки кадров с учетом направлений проводимой структурной политики.
Г
осударство должно гарантировать своевременность выплаты зарплат работникам государственного сектора, пенсий и других социальных выплат. Мы добьемся принятия закона, по которому любые задержки выплаты из бюджета зарплаты, пенсий, социальных пособий влекут за собой полную индексацию задержанных средств на момент выплаты, а также строгое наказание виновных в этом должностных лиц.
М
инимальная заработная плата и минимальная пенсия должны быть не ниже прожиточного минимума и полностью индексироваться каждый раз при удорожании прожиточного минимума более чем на 6%. Мы не можем допустить продолжения политики обесценивания текущих доходов и сбережений граждан, на которых, по воле правящей олигархии, ложится основное бремя инфляции.
Н
аряду с индексацией социальных выплат и пособий мы добиваемся государственных гарантий сбережений граждан. Мы требуем жесткого регулирования деятельности банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, работающих со сбережениями населения. Мы уже добились принятия закона о восстановлении и защите сбережений граждан, мы добьемся принятия законов о защите прав потребителей на рынках финансовых услуг, о конкретных обязанностях государства по восстановлению и защите вкладов населения.
3. Обеспечить здоровье нации
Мы включаем в число главных ориентиров социально-экономической политики, по которым оценивается деятельность органов государственной власти, показатели заболеваемости населения и средней продолжительности жизни.
М
ы законодательно гарантируем право каждого гражданина России на защиту здоровья независимо от уровня его личных доходов. Фактическое обеспечение этого права должно достигаться через многостороннюю систему медицинского обслуживания и здравоохранения. Она включает в себя:
- государственные медицинские учреждения, оказывающие бесплатную медицинскую помощь;
- систему государственного медицинского страхования, обеспечивающую достаточное субсидирование медицинского обслуживания всем нуждающимся в лечении гражданам;
- сеть поддерживаемых государством профилактических и санаторно-курортных здравоохранительных учреждений.
М
ы восстановим на новой экономической и организационной основе право каждого российского гражданина на своевременное и качественное бесплатное медицинское обслуживание.
Д
ля развития системы медицинского страхования будут созданы соответствующие экономические условия, в том числе освобождение от налогообложения расходов граждан на медицинские услуги и прибыли медицинских учреждений. Необходимый уровень бесплатного медицинского обслуживания будет поддерживаться за счет должного уровня государственного финансирования.
В
ажнейшим направлением охраны здоровья населения является обеспечение чистоты окружающей среды, высокого качества питьевой воды и продуктов питания. Мы реализуем комплекс экономических и административных мер, обеспечивающих соблюдение необходимых экологических стандартов при использовании источников загрязнения окружающей среды. Государство должно гарантировать безопасность потребления всех продаваемых населению товаров и услуг, устанавливая соответствующие стандарты и контролируя их соблюдение.
4. Систему образования - на уровень ХХI века
В основу гарантий в области образования мы закладываем принцип равных начальных возможностей. Каждому подростку, юноше, девушке должно гарантироваться бесплатное современное образование в соответствии с их способностями и трудолюбием, независимо от материальных возможностей семьи.
М
ы обеспечим сохранение всеобщего бесплатного среднего и среднего специального образования, а также гарантируем предоставление всем желающим получить высшее образование права на бесплатную учебу в государственных вузах на конкурсных условиях. Для этого мы добиваемся резкого увеличения расходов на образование и профессиональное обучение молодежи, осуществления крупномасштабной программы мер по восстановлению и развитию российского образования.
М
ы выступаем за расширение разнообразия программ образования и форм образовательных учреждений при строгом соблюдении ими образовательных стандартов. Наряду с укреплением государственных образовательных учреждений и повышением качества их работы, будут созданы условия для развития негосударственных учебных заведений при сохранении государственного контроля над содержанием и качеством образовательного процесса.
С
овременное общество не может быть малообразованным. Мы решительно выступаем против разрушения образовательного потенциала страны, настаиваем на проведении последовательной государственной политики неуклонного подъема уровня образования населения, расширения и повышения качества работы сети образовательных учреждений. Обеспечение права граждан на непрерывное образование и повышение квалификации станет одной из важнейших целей государственной политики, подкрепленной соответствующими правовыми нормами и должным уровнем финансовой и ресурсной поддержки. Экономия на этих затратах сегодня приведет в недалеком будущем к гораздо большим потерям от низкого образовательного уровня трудящихся.
* * *
В наступающей исторической эпохе главными ценностями становятся человек и природа, культура и знания, информация и коммуникации. Они же выступают и основными источниками экономического роста. Интеллектуальная революция диктует поворот всего общества и государственной политики в сторону образования, культуры и науки. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные, наукоемкие отрасли. Автоматизация производства предопределяет повышение роли творческого высококвалифицированного труда, современных знаний. Получают признание экологические приоритеты. Информационные технологии пронизывают общественные и производственные отношения. Экономические, общественные, научно-технические связи приобретают глобальный характер. Происходит синтез технологии и культуры.
В
XXI век человечество вступает с новыми жизненными ориентирами. Индивидуалистические критерии в организации жизни и стимулы материальной выгоды в деятельности человека уже не могут быть главенствующими в обществе. Человечество на пороге третьего тысячелетия подошло к такому рубежу в своем развитии, что только кардинальное, принципиальное изменение в организации его жизни обеспечит наше коллективное выживание. Социалистические принципы социальной ответственности и справедливости, планирования развития, государственного регулирования экономики в общественных интересах, социальной защиты и заботы о людях труда, коллективной организации производства пробивают себе дорогу в практическом опыте всех развитых стран. Восстановление этих принципов является необходимым условием успешного социально-экономического развития России.
Б
удущее человечества неразрывно связано с духовным возрождением человека и общества, созданием условий, обеспечивающих каждому человеку возможность не только достойного материального обеспечения своей семьи, но и активной духовной жизни. Переход к будущему, более эффективному и справедливому общественному устройству предполагает доминирование нравственных ценностей, свободу творческой деятельности, высокую культуру социально-экономических отношений.
Э
то возможно в России. Для этого надо встать на новый, национальный путь развития, который представляется правильным большинству граждан России, отвечает нашим понятиям о справедливости, добре и зле, нашим представлениям о своем будущем. Традиционные для российского общества качества - духовность, коллективизм, бескорыстие, стремление помочь ближнему, "всемирная отзывчивость", жертвенность, обостренное чувство социальной справедливости - являются основой нашей жизнестойкости в современном мире. С опорой на эти ценности мы войдем в новую эпоху, Эпоху Созидания.
Р
оссия должна войти в новую историческую эпоху как ведущая мировая держава. Для этого мы соединим лучший мировой опыт общественных и производственных отношений с уникальными особенностями нашей страны. Наши традиционные духовные и культурные ценности и наши конкурентные преимущества, в соединении с ключевым фактором современного экономического роста - научно-техническим прогрессом, могут и должны обеспечить решение исторической задачи успешного прорыва России в третье тысячелетие.
Н
аша великая держава, объединяющая духовный и экономический прогресс, поддерживающая высокий потенциал роста, сочетающая внутреннюю гармонию общественных отношений с ответственностью за обеспечение глобальной стабильности, станет одной из главных движущих сил устойчивого развития общечеловеческой цивилизации.
Н
а этом строится наша экономическая программа. Ее реализация не будет легкой. Для осуществления нашей российской идеи потребуется напряженная работа, в которой найдется дело каждому: рабочему и крестьянину, предпринимателю и ученому, студенту и военнослужащему, учителю и врачу, работнику государственного аппарата и пенсионеру, людям всех возрастов, профессий, родов занятий, национальностей.
Вверх к списку
Copyright © 1999 VEDI