Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"

назад
Аналитическая лаборатория Веди

Перспективы развития экономики России во втором полугодии 1999 г.
 
А. Ведев, Аналитическая лаборатория "ВЕДИ"

Есть основания полагать, что второе полугодие 1999 г. с точки зрения основных макроэкономических тенденций, которые будут действовать в этот период, окажется принципиально иным по сравнению с первыми шестью месяцами текущего года. Развитие экономики в первом полугодии характеризовалось процессом адаптации субъектов хозяйственной деятельности к новым посткризисным условиям, то есть к новым ценовым пропорциям и стабильно умеренной инфляции. Именно умеренная инфляция, установившаяся после одномоментной резкой девальвации российского рубля в августе прошлого года, явилась главным фактором некоторого оживления конъюнктуры в промышленности и улучшения финансового состояния предприятий. Однако рост выпуска в промышленности происходил на фоне практически полного бездействия денежных властей, увеличения лишь номинальных доходов федерального бюджета (вследствие более высокой инфляции и девальвации), резкого падения уровня жизни населения и конечного спроса.

Зафиксированный Госкомстатом РФ рост промышленного производства не оказал воздействия на улучшение общеэкономической конъюнктуры. Налоговые поступления (в процентах к ВВП) остались практически на том же уровне, увеличения прямых иностранных инвестиций не произошло, цены на корпоративные ценные бумаги не растут и рынок акций находится в депрессивном состоянии, а реальная заработная плата и в целом доходы населения снижаются. Все это создает достаточно противоречивый набор факторов, определяющий неустойчивость действующих тенденций; подобный - неустойчивый - рост производства достаточно быстро может смениться спадом, для кардинального же улучшения общеэкономической ситуации необходимо проведение целого комплекса мероприятий.

Сохранению повышательной динамики в сфере производства и поддержанию определенной финансовой стабильности будут способствовать следующие факторы:

Если достигнутая договоренность о снижении объема платежей по внешнему долгу обеспечивает ослабление долговой нагрузки на национальную экономику по меньшей мере на год, то роль остальных факторов, в краткосрочной перспективе, представляется не столь устойчивой. Прежде всего это связано с неустойчивой конъюнктурой цен мирового рынка энергоносителей, а также с ограниченным резервом эффекта импортозамещения.

Одновременно определенный риск резкого ухудшения общеэкономической обстановки может быть обусловлен актуализацией действия негативных факторов:

  • социально-политической нестабильностью, определяемой ослаблением центральной власти, локальными военными конфликтами, приближающимися выборами;

  • падением совокупного конечного спроса, связанным как со снижением реальных доходов населения, так и с вынужденно жесткой бюджетной политикой;

  • полным бездействием денежных властей в области восстановления финансовых рынков и реформирования банковской системы;

  • фактическим исключением России из мировой финансовой системы, что проявляется в присвоении РФ максимально низких кредитных рейтингов и последующем сведении на нет объема портфельных инвестиций (в первом полугодии 1999 г. составивших всего 7 млн. долл.).

Весь перечисленный набор неблагоприятных влияющих обстоятельств в совокупности со слабостью центральной власти и неустойчивостью достигнутых положительных изменений формирует набор задач краткосрочной экономической политики на второе полугодие текущего года:

  • стабилизация реальных доходов населения хотя бы на уровне января-июня 1999 г.;

  • стимулирование экономического роста и инвестиционного процесса;

  • удержание темпов роста цен на уровне 2-3% в месяц и низких темпов девальвации рубля.

Решение приведенного перечня задач требует от правительства лишь определенных тактических шагов, поскольку реализация не только долгосрочной, но даже среднесрочной экономической стратегии в ближайшее время невозможна ввиду общей нестабильности и неопределенности перспектив развития финансовой сферы, прежде всего финансовых рынков и банковской системы.

Реальный сектор

Падение объема произведенного валового внутреннего продукта по итогам первого полугодия 1999 г. составило 1%. Одновременно рост объема производства промышленной продукции к уровню прошлого года оценивается в 4.5%. Оживление в реальном секторе оказалось возможным не только вследствие наращивания доходов производителей от экспорта продукции, но, что особенно важно, в результате сохранения определенного инфляционного фона в 2.5-3.5% в месяц.

Развитие реального сектора в последние 12 месяцев доказало правоту тех аналитиков, которые придерживались мнения о позитивном воздействии умеренной инфляции на конъюнктуру в реальном секторе. Но достигнутые успехи, без сомнения, искусственно преувеличиваются официальными статистическими органами. Действительно, согласно опросам промышленных предприятий, проводимым ЦЭК (Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ) и "РЭБ" ("Российским экономическим барометром"), отмечается улучшение общеэкономической ситуации, снижение доли бартерных операций и др. Безусловно, сокращение доли бартера в общем объеме трансакций с 52 до 45% - позитивный факт, однако приведенный интервал значений еще весьма далек от нормального уровня. Отметим также, что уже начиная с середины лета вновь стал возрастать объем дебиторской и кредиторской задолженности.

Импортозамещающий эффект при резком падении спроса, как это ни парадоксально, оказал большее стимулирующее воздействие на интенсивность промышленного выпуска, нежели благоприятная экспортная конъюнктура. Экспортно ориентированные отрасли российской промышленности максимально (насколько это позволяет емкость внешнего рынка) увеличили объем зарубежных поставок одновременно со снижением предложения на внутреннем рынке (лишнее тому свидетельство - "бензиновый" кризис). Так, за январь-июль 1999 г. объем производства в электроэнергетике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 0.5%, в топливной промышленности - возрос на 1.1%. Одновременно, при неблагоприятной конъюнктуре внешних рынков, производство черной металлургии за тот же период возросло на 5.2%, цветной металлургии - на 8.3%. Незначительный инвестиционный спад сопровождался ростом выпуска в промышленности строительных материалов - на 9.4% и в машиностроении - на 8.3%.

Выпуск отдельных видов экспортной продукции (без исключения сезонности)

Во втором полугодии темпы роста промышленной продукции по сравнению с предыдущим годом сократятся, что вполне естественно: оживление в промышленности было зафиксировано с октября 1998 г.

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал за первое полугодие 1999 г. снизились на 1.7%. Характерные изменения произошли в структуре инвестиций - 67.2% всего их объема было произведено из собственных средств предприятий. Банковские кредиты составили за этот период 11.5%, заемные средства других организаций - 17.7%. Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также средства от эмиссии акций были крайне незначительны - менее 1%.

Приток иностранных инвестиций в экономику России в январе-июне 1999 г. сократился на 44.5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4.27 млрд. долл. (7.7 млрд. долл. в первом полугодии 1998 г.). Объем портфельных инвестиций в текущем году был крайне незначителен - всего 7 млн. долл., что вполне естественно в условиях продолжающегося финансового кризиса, состоявшегося дефолта и предельно низких кредитных рейтингов России и отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Прямые инвестиции осуществлялись в топливную промышленность (33.6% всех иностранных инвестиций), в пищевую промышленность (15.3%), в торговлю и общественное питание (13.7%). Крупнейшими странами-инвесторами по объему накопленных инвестиций на начало июля 1999 г. (всего 27.82 млрд. долл.) были Германия (23.3% всех инвестиций), США (21.0%), Великобритания (13.2%), Франция (12.0%). В целом ожидается, что объем прямых иностранных инвестиций в текущем году останется на уровне прошлого года - 3.4 млрд. долл., а в 2000 г. несколько возрастет - до 3.5-4.4 млрд. долл.

Структура инвестиций в основной капитал (по кварталам)

Кредитно-денежная политика

Основные направления кредитно-денежной политики во втором полугодии 1999 г. будут определяться задачами стабилизации обменного курса рубля и удержания инфляции на уровне 3-4% в месяц. Решение этих задач требует от денежных властей следующих действий:

  • ограничения темпов роста либо нейтрализации значительно возросшего в первые шесть месяцев нынешнего года денежного предложения: в январе-июне 1999 г. денежная масса в обращении М2 возросла на 29%, а широкая денежная база - на 35%, что превышает темпы роста потребительских цен. Увеличение денежного предложения произошло главным образом за счет покупки ЦБ РФ иностранной валюты;

  • стимулирования роста сбережений физических и юридических лиц.

Реальная денежная масса М2 и денежная база (в ценах декабря 1992 г.)

Факторами, благоприятствующими решению перечисленных приоритетных задач, будут выступать:

  • достигнутые договоренности о частичной реструктуризации платежей по российскому внешнему долгу. Во втором полугодии 1999 г. платежи по внешнему долгу РФ фактически сведены к минимуму, вследствие чего Центробанк РФ получает дополнительные возможности кредитно-денежного регулирования, направленного на снижение инфляции и стабилизацию валютного курса рубля;

  • сохранение относительно высоких значений обменного курса рубля, позволяющих достичь по итогам года рекордного положительного внешнеторгового баланса в 27-30 млрд. долл. Данный уровень в свою очередь предоставляет Центробанку РФ возможность стабилизировать темпы изменения курсового показателя.

В то же время основными угрозами финансовой стабильности в период до конца года будут являться:

  • вполне вероятное увеличение бюджетных расходов на социальные трансферты. Не отрицая социальную значимость подобных действий, отметим, что погашение бюджетной задолженности по заработной плате и пенсиям, а также их текущая индексация в преддверии парламентских и президентских выборов будут способствовать росту цен и спроса на иностранную валюту;

  • сохранение кризиса банковской системы. Тотальное недоверие как населения, так и юридических лиц к банковской системе России не позволяет ей аккумулировать сбережения экономических агентов - тем самым в сберегательных стратегиях последних продолжает играть ведущую роль фактор предпочтения ликвидности; соответственно, будет по-прежнему формироваться инфляционный потенциал;

  • сохраняющийся кризис на всех сегментах финансового рынка, который фактически лишает денежные власти основных инструментов антиинфляционной политики - в частности, возможности проводить операции на открытом рынке;

  • рост внутренних цен на энергоносители, в первую очередь на бензин, оказывающий сильное давление на уровень цен внутреннего рынка - как цен производителей, так и потребительских.

Таким образом, основную проблему, которая будет стоять перед денежными властями (правительством и Центробанком РФ) во втором полугодии 1999 г., можно сформулировать следующим образом: сдерживание инфляции и резкой девальвации рубля на фоне прогнозируемой социально-политической нестабильности. Поскольку же резкий рост денежного предложения в совокупности с банковским кризисом формирует инфляционно-девальвационный потенциал, то наиболее вероятно, что в данной ситуации руководство Центробанка РФ отдаст предпочтение стратегии сдерживания роста обменного курса рубля за счет проведения валютных интервенций, тем самым снижая количество денег в обращении. Подобная политика, при условии относительно жесткого административного контроля за вывозом капитала, позволит удержать инфляцию по итогам года в пределах 55-60% и достичь к 01.01.2000 значения курсового показателя в интервале 28-29 руб./долл.

Денежная масса

Динамика денежного предложения в первом полугодии определялась главным образом необходимостью обслуживания Россией своего внешнего долга, а также, но в значительно меньшей степени, предоставлением Центробанком кредитов федеральному бюджету и ряду коммерческих банков. В условиях практически полного отсутствия кредитов международных финансовых организаций, а также портфельных инвестиций Центробанк был вынужден осуществлять массированные денежные эмиссии.

Поскольку договоренность с МФВ о предоставлении дополнительных кредитных средств, а также о реструктуризации долга бывшего СССР была достигнута лишь в июле с.г., правительство РФ во избежание дефолта осуществляло значительные платежи по своим "внешним" обязательствам (исключение составляли лишь выплаты по ОВВЗ, или так называемым "минфинам", которые производились с задержкой либо вообще не производились). Соответственно, Центробанк ввел достаточно сильное административное валютное регулирование и осуществлял максимально возможные покупки иностранной валюты на рынке. В результате денежная масса в обращении сильно выросла - за январь-июнь с.г. эмиссионный эффект превысил показатели, планировавшиеся на весь 1999 г.

Вследствие этого основной особенностью кредитно-денежной политики, проводившейся в истекший период года, был ускоренный рост денег в обращении, превышавший темпы роста цен. Второй ее особенностью была неизменность структуры денежной массы, наблюдаемая в последние 12 месяцев: только доля наличных денег в обращении вне банковской системы колебалась от 38 до 42% от совокупного денежного предложения! Это означает, что все экономические агенты, вследствие неблагополучия в состоянии банковской системы и высоких инфляционных ожиданий, минимизировали свои сбережения.

Остатки средств на расчетных счетах предприятий и организаций несколько возросли, что вполне адекватно отражает продолжающийся процесс монетизации реального сектора экономики России. Однако если трансакционный спрос юридических лиц на деньги возрастает, то сбережения экономических агентов по-прежнему невелики. Так, депозиты населения в течение 1999 г. находятся практически на неизменном уровне; некоторый их рост в Сбербанке, зафиксированный в последние месяцы, был обусловлен лишь увеличением пенсионных вкладов. В соответствии с этим возрастает количество наличных денег на руках у населения.

Перспективы инфляции

Успех денежных властей в проведении антиинфляционных мероприятий можно оценить лишь как частичный. Действительно, темпы роста цен (как потребительских, так и цен производителей) удалось стабилизировать на уровне 2-3% в месяц. Основными антиинфляционными факторами стали падение доходов населения (до уровня, чреватого социальной нестабильностью), а также достижение ровных темпов изменения обменного курса рубля. Однако состояние равновесия в инфляционно-девальвационной сфере нельзя считать устойчивым.

С одной стороны, дальнейшее замедление темпов снижения цен невозможно по следующим причинам:

  • продолжающийся рост цен на продукцию топливно-энергетического комплекса, в первую очередь на нефтепродукты;

  • необходимость стабилизации реальных доходов населения;

  • отсутствие направлений сбережения средств.

С другой стороны, существует ряд обстоятельств, способных увеличить темпы роста цен - главным образом возможность различных политических катаклизмов, обусловливающих резкое усиление инфляционных ожиданий и, соответственно, спроса на иностранную валюту, а также вероятные тактические промахи денежных властей в проведении кредитно-денежной политики. В целом можно предположить, что во втором полугодии 1999 г. инфляция несколько возрастет - до 3-4% в месяц Ценовой рост, превышающий 4% в месяц, возможен лишь вследствие резкой девальвации либо чрезмерной популистской политики, которая, накануне выборов, будет выражаться в погашении бюджетной задолженности по заработной плате и пенсиям. В качестве основного антиинфляционного барьера будет использоваться стабильный обменный курс - на фоне валютных интервенций ЦБ РФ для нейтрализации свободных рублевых ресурсов.

Темпы роста наличных денег в обращении, инфляции и девальвации

Перспективы развития ситуации на российских финансовых рынках представляются весьма неопределенными, однако наиболее вероятно сохранение на них обстановки депрессии. Крах, произошедший на основных рынках год назад, и кризисное состояние банковской системы привели к тотальному недоверию к российским финансовым инструментам и банковской системе как внутренних, так и внешних инвесторов. А поскольку обороты на рынках государственных и муниципальных облигаций крайне низки, то и нет смысла повышать доходность для этих основных финансовых инструментов. Ввиду же отсутствия выраженной связи между объемом и доходностью повышение последней не приведет к росту инвестиций на российском финансовом рынке. Наоборот, увеличение процентных ставок, даже при незначительных оборотах, способно усилить инфляционные ожидания и рост цен.

Население

Динамика доходов населения после августа 1998 г. соответствовала обстановке социального кризиса - по итогам прошлого года реальные располагаемые доходы граждан снизились на 19.1% (в четвертом квартале прошлого года они сократились на 28.5%). Более того, реальная начисленная заработная плата уменьшилась на 15.5% (в четвертом квартале прошлого года - на 34.7%), а реальные пенсии - на 4.8% (на 28.5%). Итоги 1998 г. выглядели бы еще хуже, если бы не некоторое повышение доходов населения в докризисный период. По итогам января-июля 1999 г. реальная начисленная (но не полностью выплаченная) заработная плата снизилась на 36.6%, а реальный размер назначенных (но не полностью выплаченных) пенсий - на 49.4%. Соответственно, если в первом полугодии 1998 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 32.9 млн. человек (22.4% к общей численности населения), то за тот же период 1999 г. - уже 51.7 млн. человек (35.3%). Ускорились процессы расслоения общества по доходным группам.

Реальная начисленная заработная плата и реальные пенсии,
в % к соответствующему периоду предыдущего года (по кварталам)

Падение реальных доходов населения обусловило процесс сокращения потребления одновременно с еще большим снижением сбережений населения. Банковские депозитные вклады физических лиц, даже в номинальном выражении (без учета инфляции), остаются неизменными, что поддерживается лишь увеличением пенсионных вкладов в Сбербанке РФ. Остальные виды банковских вкладов продолжают сокращаться. Сократился и объем покупок наличной иностранной валюты - однако в меньшей степени, нежели реальные доходы, что указывает на смещение сбережений населения в пользу иностранной валюты. В случае стабилизации либо некоторого роста доходов населения усилятся инфляция и спрос на наличную иностранную валюту.

Слабо выраженная тенденция роста реальных доходов населения, отмечавшаяся в январе-июне 1999 г., в июле сменилась на противоположную - реальные доходы в этом месяце вновь сократились на 2.9% по сравнению с июнем текущего года. Соответственно, возрос и объем задолженности по заработной плате и пенсиям. Если правительство в ходе подготовки к парламентским и президентским выборам будет стремиться сбить социальную напряженность и хотя бы частично погасит имеющуюся задолженность бюджета по заработной плате и пенсиям, то, наряду с ростом инфляции, это приведет и к оживлению розничного товарооборота.

Реальные располагаемые доходы населения и оборот розничной торговли,
в % к соответствующему периоду предыдущего года (по кварталам)

Внешняя торговля

Внешнеторговый оборот России по итогам первого полугодия 1999 г. составил 52.3 млрд. долл. и снизился по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. на 28.5%, в том числе экспорт снизился на 12.0%, импорт - на 45.5%. Положительное сальдо торгового баланса составило 12.9 млрд. долл. (в первом полугодии 1998 г. - 1.0 млрд. долл.).

Экспорт и импорт РФ (по кварталам)

В товарной структуре российского экспорта основную долю по-прежнему составляют продукция топливно-энергетического комплекса и металлы. Возросли за январь-июнь 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года физические поставки на экспорт в страны вне СНГ: нефти - на 2.9%, нефтепродуктов - на 17.1%, природного газа - на 11.2%, лесоматериалов необработанных - на 46.5%, лесоматериалов обработанных - на 15.2%. В то же время сократились поставки железной руды - на 35.1%, черных металлов - на 26.3%, машин и оборудования - на 14.4%.

Несмотря на увеличение физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также рост мировых цен на нефть, стоимостные объемы экспорта данной продукции сокращаются. Так, при росте физических поставок нефти на внешний рынок на 2.9% в стоимостном выражении (в долларах США) увеличение ее экспорта составило всего 0.5%; поставки автомобильного бензина сократились в физическом объеме на 13.3%, а в долларах США - на 37.1%; экспорт дизельного топлива в физическом выражении возрос на 14.2%, а в долларах США - сократился на 8.1%

Согласно официальным данным (Министерство экономики РФ и Центробанк РФ), ожидается, что объем российского экспорта в текущем году составит 71.4 млрд. долл. и сократится относительно 1998 г. на 4%, в том числе в страны вне СНГ - 58 млрд. долл. (-1%).

Импорт России в первом полугодии с.г. снизился на 45.5%, в том числе из стран вне СНГ - на 45.3%. Причиной столь существенного падения стало резкое сокращение конечного спроса, обусловленное, в том числе, резкой девальвацией рубля. Официальные оценки объема импорта по итогам текущего года соответствуют уровню в 42-43 млрд. долл., или падению на 27-29%. Данный прогноз разработан в рамках сценария, согласно которому до конца 1999 г. будет наблюдаться увеличение реальных доходов населения одновременно со стабильным обменным курсом рубля.

Внешняя политика

Достижение российской стороной договоренности с МВФ о предоставлении дополнительного кредита в 4.5 млрд. долл., а также с Парижским и Лондонским клубами о частичной реструктуризации задолженности принципиально изменили ориентиры российских денежных властей при проведении валютной политики в следующие 12 месяцев (во втором полугодии 1999 г. и первом полугодии 2000 г.). Так, если по имевшемуся графику РФ должна была выплатить в 1999 г. 17.5 млрд. долл., то теперь объем платежей существенно снижен. Соответственно, если основной задачей Центробанка до достижения названных соглашений было ограничение спроса на иностранную валюту со стороны внутренних экономических агентов, то теперь наиболее актуальны проблемы пополнения валютных резервов РФ и контроля за обменным курсом рубля.

Стратегически денежные власти ориентируются на сдерживание роста обменного курса рубля. Если большинство прогнозов сходятся на значении 30-32 руб./долл. к концу текущего года, то руководство Центробанка настаивает на отметке в 27 руб./долл. Более того, по мнению ЦБ РФ, среднегодовой обменный курс в 32 руб./долл., заложенный в проекте федерального бюджета на 2000 г., завышен. Низкие темпы роста обменного курса были бы достаточно сильной мерой, направленной на сдерживание роста цен.

Тактическое решение данной задачи возможно по двум сценариям. Согласно первому, до конца года проводится плавное, крайне низкими темпами, понижение курса рубля. Подобная динамика создает определенную прогнозируемость девальвации рубля (по типу вводившегося ранее валютного "коридора"), что позволяет ослабить инфляционные ожидания и избежать ажиотажного спроса на иностранную валюту. Однако, по мнению ряда представителей денежных властей и аналитиков, плавное понижение курса рубля само по себе способствует девальвации, даже если для этого нет объективных предпосылок.

Другой сценарий предполагает сравнительно резкое снижение курса рубля с его последующей коррекцией и периодом стабилизации (так называемая "пилообразная" динамика). В соответствии с данным вариантом курс рубля будет одномоментно понижаться, а затем - повышаться.

Именно второго сценария валютного регулирования придерживается Центробанк в последние несколько месяцев: в конце каждого достаточно непродолжительного периода стабилизации валютного курса следует его снижение (тем более что поводов для этого, особенно политических, было в последнее время в избытке). После этого следует период коррекции, в течение которого Центробанк покупает иностранную валюту. Есть все основания полагать, что именно данной стратегии ЦБ РФ будет придерживаться и в дальнейшем, и это необходимо учесть участникам валютного рынка.

Динамика обменного курса рубля в январе-августе 1999 г.


Вверх к списку

Copyright © 1999 VEDI