![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
назад |
![]() |
1. С начала 1999 г. в России сложился своеобразный режим управления денежной ликвидностью, который стал напоминать систему, именуемую currency board: изменение денежного предложение стало главным образом определяться операциями Центрального банка по покупке (продаже) иностранной валюты. В этих условиях соотношение денежного предложения и объема золотовалютных резервов Банка России (валютная обеспеченность рубля) превратилось в основной фактор, определяющий пропорции обмена рублей на доллары.
2. После резкого падения в августе-сентябре 1998 г. валютный курс рубля вплоть до настоящего времени движется в своеобразном "коридоре", верхняя граница которого задается динамикой "монетарного курса рубля" - соотношения резервных денег и золотовалютных резервов (ЗВР) Банка России, а нижняя - изменением отношения широкой денежной базы к ЗВР. Психологический настрой участников валютного рынка, как и политика Банка России, оказываются вполне созвучны динамике объективных монетарных параметров. Сближение валютного и монетарного курсов рубля является индикатором существенного роста недоверия к российскому рублю. Кризис доверия к национальной валюте проявился не только в психологических настроениях участников рынка, но и в возникновении серьезных диспропорций в денежной сфере.
3. В 1999 г. можно прогнозировать увеличение торгового сальдо России до 25-29 млрд. долл. по итогам года против 17.4 млрд. долл. в 1997-1998 гг. Однако уже на ближайшую перспективу эту тенденцию трудно считать устойчивой.
4. Ежегодные платежи России по внешнему долгу (долгу "новой" России и долгу бывшего СССР) в 1999-2003 гг. должны составлять 15-20 млрд. долл., что примерно соответствует уровням ожидаемого положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса. В условиях отсутствия возможностей привлечения сколько-нибудь существенных объемов иностранного капитала в Россию (по всем каналам) это делает задачу своевременного и полного обслуживания всего внешнего долга чрезвычайно тяжелой, а в случае, если она будет дополнена неспособностью государства собрать в необходимом объеме налоги для обеспечения таких платежей, - практически неразрешимой.
5. Общая сумма "критически обязательных" платежей по внешнему долгу в 1999 г. для России составляет около 7 млрд. долл. Ожидаемое состояние платежного баланса в 1999 г. потенциально позволяет РФ осуществить эти осуществить эти платежи даже при отсутствии новых кредитов со стороны международных финансовых организаций, хотя реализация такого сценария угрожает сокращением уровня ЗВР Банка России.
6. Проблема оттока капитала из России стала активно обсуждаться в последнее время на различных уровнях, и часто создается впечатление, что это основной фактор неустойчивости платежного баланса России. Никоим образом не желая отрицать само по себе наличие этой проблемы, мы считаем, что масштабы данного явления существенным образом преувеличиваются и во многом это обусловлено несовершенством статистической базы.
7. Вывоз капитала есть явление экономическое, процесс, отражающий принятие решений о наиболее эффективных (с точки зрения владельца) способах использования финансовых ресурсов. Отток капитала из страны и отсутствие существенного притока иностранных инвестиций в Россию являются признаками того, что экономический климат в нашей стране является менее благоприятным по сравнению с другими странами и для иностранного, и для отечественного капитала. То, что Россия выступает на мировом рынке в качестве страны нетто-кредитора (чистого экспортера капитала), увеличивает дефицит национальных сбережений и усугубляет кризисное положение ее экономики.
8. У государственных органов есть два пути попытаться добиться сокращения вывоза капитала. Первый путь предусматривает последовательное введение достаточно жестких валютных ограничений при соответствующей адаптации (в случае необходимости) основных принципов экономической политики. В конечном счете, власти переходят к административному контролю за перераспределением валютных ресурсов внутри страны, к ограничению конвертируемости национальной валюты. Второй путь сокращения оттока капитала предполагает осознанное проведение изменений в экономической политике, пересмотр отношений между государством и экономикой, которые способствуют созданию благоприятных условий для инвестирования в экономику, эффективному использованию ресурсов в стране по сравнению с остальным миром.
9. Анализ полученных результатов показывает, что состояние платежного баланса России остается достаточно неустойчивым - возможности государства по аккумулированию валютных ресурсов (для платежей ли по внешнему долгу, для наращивания ли валютных резервов) являются крайне ограниченными, если опираться только на текущие операции.
10. В нынешней ситуации нам видятся три возможных сценария динамики денежного предложения и уровня ЗВР Банка России, которые будут определять траекторию изменения монетарного курса рубля. Сценарии различаются объемами покупки валюты Банком России и уровнем валютных резервов. В первом (пессимистичном) сценарии предполагается неполучение кредита МВФ и обслуживание внешнего долга за счет Банка России. В этом случае монетарный курс рубля может составить 46-48 рублей за доллар. Второй (базовый) сценарий предполагает получение внешних займов в сумме 2.5 млрд. долл. до конца года. Монетарный курс рубля в этих условиях может составить к концу года около 37-39 рублей за доллар. Третий (оптимистичный) сценарий предполагает получение внешних займов и максимальную мобилизацию Банком России "свободных" валютных ресурсов и приводит к более медленному снижению монетарного курса рубля по сравнению с другими сценариями - до уровня 33-35 рублей за доллар. Позиции рубля становятся тем прочнее, чем более "агрессивную" политику по покупке валюты на рынке проводит Банк России. Этот вывод достаточно тривиален, но, к сожалению, он не доминирует в сознании политических лидеров.
11. Обесценение российского рубля после августа 1998 г. далеко вышло за пределы, диктовавшиеся относительными убытками экспортных секторов экономики, возникшими вследствие падения мировых цен в первой половине 1998 г. Избыточное обесценение рубля определялось не только несдержанностью денежной политики Банка России в конце 1998 г., психологией участников рынка и политическим кризисом, но и структурными проблемами российской экономики, завышенным уровнем импортного потребления, неконкурентоспособностью значительной части промышленности. Обесценение рубля по отношению к доллару подпитывало рост цен, а инфляция и удорожание импорта способствовали бегству от рубля и подталкивали его курс вниз - образовалась девальвационно-инфляционная спираль, проявившаяся особенно наглядно на рубеже 1998-1999 гг.
12. Россия вновь, как и в 1992-1994 гг., превратилась в относительно дешевую по отношению к доллару страну. Если в 1996-1997 гг. соотношение номинального курса рубля и ППС (паритета покупательной способности) рубля составляло 1.9-2.0 раза, то к концу первого квартала 1999 г. этот разрыв увеличился до 3.9-4.0 раз. Безусловно, в этой связи нельзя обойти вниманием вопрос о том, насколько российская экономика готова использовать вновь обретенный потенциал.
13. Расклад политических и экономических сил позволяет спрогнозировать два возможных сценария среднесрочного развития ситуации. Первый сценарий предполагает постепенное восстановление доавгустовского "паритета" цен внутри страны, при котором любое неблагоприятное изменение конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы обернется давлением экспортеров в пользу новой девальвации рубля. Такой сценарий перечеркивает надежды на технологическое обновление российской промышленности, на повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей, на диверсификацию экспорта и, следовательно, повышение устойчивости платежного баланса страны. Проблема внешнего долга России при этом становится просто хронической.
14. Альтернативный сценарий развития экономики предполагает наряду со сдерживанием инфляционных процессов проведение активной политики по стимулированию спроса на отечественную продукцию и, одновременно, по резкому повышению инвестиционной привлекательности российской экономики. Только привлекая инвестиции в реальный сектор, обновляя свой технологический потенциал, Россия может надеяться на повышение конкурентоспособности своих товаров на внутреннем и, самое главное, на внешнем рынках, на постепенное решение проблемы внешнего долга. Такая политика неизбежно будет вести к сближению валютного курса и ППС рубля.
1. Денежная политика: currency board по-русски
С начала 1999 г. в России сложился своеобразный режим управления денежной ликвидностью, который стал напоминать систему, именуемую "currency board"1: изменение денежного предложение стало главным образом определяться операциями Центрального банка по покупке (продаже) иностранной валюты2. В этих условиях соотношение денежного предложения и объема золотовалютных резервов Банка России (валютная обеспеченность рубля) превратилось в основной фактор, определяющий пропорции обмена рублей на доллары.
В 1.1. Новый "коридор"
После резкого падения в августе-сентябре 1998 г. валютный курс рубля вплоть до настоящего времени движется в своеобразном "коридоре", верхняя граница которого задается динамикой соотношения денежного предложения4 и золотовалютных резервов (ЗВР) Банка России, а нижняя - изменением отношения широкой денежной базы5 к ЗВР. Психологический настрой участников валютного рынка, как и политика Банка России, оказываются вполне созвучны динамике объективных монетарных параметров. В дальнейшем отношение денежного предложения к золотовалютным резервам Банка России мы будем называть "монетарным" курсом рубля.
Источник: Центр развития
Существенное сближение уровней рыночного и монетарного курса рубля после августа 1998 г. является особенностью настоящего времени. Такая ситуация не была характерной для докризисного периода ни в условиях валютного "коридора" (вторая половина 1995 - середина 1998 гг.), ни в период свободного плавания курса рубля (1993 - первая половина 1995 гг.). Практически в течение последних семи лет уровень валютного курса рубля был значительно выше монетарного курса, т.е. за 1 доллар США рынок "давал" гораздо меньше рублей, чем это следовало бы, исходя из монетарного курса.
Источник: Центр развития
Сближение валютного и монетарного курсов рубля является индикатором значительного роста недоверия к российской валюте. Кризис доверия к ней проявился не только в психологических настроениях участников рынка, но и в возникновении серьезных диспропорций в денежной сфере. Главной составляющей этих диспропорций стало накапливание значительных "неработающих" ликвидных активов в банковской системе (депозиты в Банке России, избыточные средства на корсчетах) под воздействием сжатия финансовых рынков, дефицита сфер прибыльного и надежного использования рублевых средств в реальном секторе. Эти диспропорции существенно усугубляются отсутствием адекватных инструментов у Банка России, позволяющих оперативно регулировать объем денежного предложения.
В 1.2. Международное сопоставление динамики валютного курса и денежных показателей
Во многих странах наблюдается достаточно тесная связь между динамикой валютного курса и изменением валютного обеспечения денежной базы и денежной массы в целом. Особенно ярко это проявляется в странах, денежная политика которых строится на принципах currency board (например, в Эстонии, Литве), когда покупка иностранной валюты центральным банком является единственным источником увеличения денежного предложения. В этих условиях курс национальной валюты не может сильно отклоняться от уровня валютного обеспечения резервных денег.
Источник: International Financial Statistics, Центр развития
В странах, в которых кредитование бюджета и банковской системы играет значительную роль в формировании денежного предложения, монетарный курс, как правило, уступает уровню валютного курса. Например, в Японии валютное обеспечение резервных денег в 1997 г. превышало номинальный курс почти в 2 раза, то есть на один доллар резервов приходилось в 2 раза больше иен, чем их можно было купить за доллар на рынке.
В О
Источник: International Financial Statistics, Центр развития
1.3. Сравнительная доходность рублевых и валютных операций
Несомненно, что сближению рыночного и монетарного курсов рубля существенным образом "содействовал" финансовый кризис лета 1998 г., который привел к разрушению российского финансового рынка и, следовательно, к резкому ослаблению влияния процентных ставок и доходности рублевых инструментов на валютный курс. В условиях стабильного движения валютного курса рубля реально положительные рыночные процентные ставки (особенно реальная доходность ГКО/ОФЗ) и относительно низкая реальная эффективность вложений в валюту играли важную роль в формировании предпочтений между инвестициями в валютные и рублевые активы и росте финансового спроса на деньги.
Источник: Центр развития
После перехода к плавающему курсу рубля, его девальвации и кризиса банковской системы взаимосвязь валютного курса и процентных ставок качественно изменилась. Низкие обороты финансовых рынков, административные ограничения на доходность ОФЗ, отсутствие ликвидных краткосрочных финансовых инструментов препятствуют тому, чтобы процентные ставки и доходности рублевых инструментов восстановили свою прежнюю роль.
В Т
Источник: Центр развития
Рублевые инструменты не являются для участников рынка притягательными даже в период конъюнктурного снижения курса доллара, поскольку общее "состояние здоровья" российского финансового рынка вызывает у них повышенную озабоченность. По-видимому, в сложившихся условиях российский финансовый рынок неизбежно должен пройти через период достаточно высоких реальных уровней рублевой доходности по сравнению с валютными операциями - это будет служить основой и признаком его (рынка) выздоровления6.
2. От чего зависят валютные резервы?
Уровень золотовалютных резервов Банка России в настоящее время определяется состоянием торгового баланса, платежами государства по внешнему долгу и оттоком капитала, тогда как вклад кредитов нерезидентов, портфельных и прямых инвестиций значительно понизился.
2.1. Будет ли расти предложение валюты?
Обесценение рубля существенно изменило состояние платежного баланса России - вместо отрицательного сальдо по текущим операциям в первом полугодии 1998 г. к концу года образовался положительный баланс.
У Д В 2.2. Платить или не платить?
Этот вопрос постоянно мучает российское правительство на протяжении последнего времени. Несомненно, что пик "мучений" пришелся на август прошлого года, когда правительство объявило, что оно выбрало "не платить" в отношении большей части внутреннего долга. С тех пор время от времени правительство заявляет, что оно выбрало тот же подход то к одной, то к другой части внешнего долга8. Отсутствие четко озвученной позиции по вопросу обслуживания государственного долга является, на наш взгляд, следствием отсутствия ясно поставленного диагноза недугу, поразившему российские финансы, имя которому - долговой кризис государства. Однако, с точки зрения логики настоящей работы, мы оставим в стороне вопросы государственных финансов и всего государственного долга. Мы это делаем преднамеренно, но не потому, что эти проблемы не влияют на динамику курса рубля, а только потому, что сами эти проблемы должны сначала явиться предметом глубочайшего анализа. Непосредственно в русле данной работы лежит проблема платежей России по внешнему государственному долгу, и ниже мы поведем речь только об этом аспекте.
Е В И
Источник: Центр развития
Сама по себе тенденция снижения уровня золотовалютных резервов не может быть долгосрочной и не ведет к общей стабилизации экономической ситуации в стране. Однако при анализе даже среднесрочных перспектив нельзя абстрагироваться от проблемы обслуживания долгов советского периода, как это делает сегодня российский Минфин. Несложные арифметические расчеты показывают, что списание даже 50-60% советских долгов не приведет к существенному облегчению долгового бремени России. Очевидно, что нужны нестандартные решения, основанные на политических соглашениях. Применение в нынешних условиях тактики переговоров, направленной на получение краткосрочных отсрочек по платежам (аналогично 1993-1995 гг.), видимо, - единственно реальный вариант для российских властей, хотя и для его реализации необходимо достижение соглашения с МВФ по экономической программе. Вместе с тем тактика мелких шагов неизбежно влечет за собой все более серьезную изоляцию России на мировых финансовых рынках, что делает еще более тяжелым бремя обслуживания национального долга.
2.3. Отток капитала из России: мифы и реальность
Проблема оттока капитала из России стала активно обсуждаться в последнее время на различных уровнях, и порой создается впечатление, что это основной фактор неустойчивости платежного баланса России. Никоим образом не желая отрицать существование самой по себе проблемы оттока капитала из страны, мы считаем, что масштабы этого явления существенным образом преувеличиваются и во многом это обусловлено несовершенством статистической базы. Для адекватной оценки оттока капитала из России необходимо проведение специального широкомасштабного статистического исследования. Ниже мы лишь наметим те вопросы, от ответа на которые значимым образом зависит общая оценка масштабов этого процесса.
Т О И П И
* - оценка
Источник: Банк России, Центр развития
Здесь следует напомнить, что значительное снижение оттока капитала наблюдалось в первой половине 1998 г., что в основном обусловливалось сокращением покупки населением наличной иностранной валюты. В этой связи нам представляется необходимым поставить следующий вопрос:
2.4. Зачем населению доллары?
Безусловно, по своей экономической сущности покупка населением (да и не только населением, но и любыми другими лицами) иностранной валюты является формой кредитования экономик других государств, и именно поэтому в определенной мере правомерно использование данной цифры в формуле исчисления оттока капитала. Однако почему-то никому в голову не приходит охарактеризовать прирост валютных средств на счетах российских банков или прирост ЗВР Банка России как отток капитала, хотя по своей сути это - однородные операции.
П П К Т В
Источник: Госкомстат России, Центр развития
Сравнение динамики и объема неорганизованного импорта с динамикой и объемами крупных покупок населением наличной валюты показывает сильную взаимосвязь между этими операциями и практически полное совпадение в их объемах.
П 2.5. Экономическая политика или валютное администрирование?
Если оставить в стороне заведомо криминальный отток капитала (украденные или уведенные от налогообложения деньги), то вывоз капитала следует признать экономическим явлением, процессом, отражающим принятие решений о наиболее эффективных (с точки зрения владельца) способах использования финансовых ресурсов. Отток капитала из страны и отсутствие существенного притока иностранных инвестиций в Россию являются признаками того, что экономический климат в нашей стране менее благоприятен по сравнению с другими странами и для иностранного, и для отечественного капитала. В то же время эффективное решение для отдельных частных инвесторов отнюдь не обязательно является эффективным для экономики в целом. То, что Россия выступает на мировом рынке в качестве страны нетто-кредитора (чистого экспортера капитала), увеличивает дефицит национальных сбережений и усугубляет кризисное положение ее экономики.
В В Д 2.6. Будет ли валюта на рынке?
Укрепление долгосрочных позиций российского рубля, проведение активной денежно-кредитной политики, осуществление структурных преобразований в российской экономике невозможны без существенного наращивания валютных резервов Банка России. Вместе с тем, несмотря на резкое сокращение импорта и рост положительного торгового сальдо, совокупный спрос на валюту, предъявляемый населением, предприятиями и банками, вместе со спросом государства для обслуживания внешнего долга, практически не оставляет Банку России возможностей для увеличения объема валютных резервов.
С В
1998 г. | 1999 г.* | |
Торговое сальдо | 17.3 | 25-29 |
Сальдо услуг, оплаты труда и текущих трансфертов | -3.7 | -2-2.5 |
Спрос частного сектора на валюту | -23.5 | -17-19.5 |
банковские операции за рубежом | 0.4 | -1 |
операции нефинансового сектора за рубежом | -8.4 | -2.5-4 |
отток капитала по каналу экспортно-импортных операций | -8.6 | -6.5 |
покупка валюты населением | 1.0 | -3 |
чистые пропуски и ошибки | -7.9 | -6 |
Потенциальный уровень предложения валюты для государства | -9.9 | 3-7 |
* - Оценка |
Анализ полученных результатов показывает, что состояние платежного баланса России остается достаточно неустойчивым - возможности государства по аккумулированию валютных ресурсов (для платежей ли по внешнему долгу, для наращивания ли валютных резервов) крайне ограниченны, если опираться только на текущие операции. Однако дефицит валютных поступлений по текущим операциям не является неразрешимой проблемой, если страна может привлечь достаточный объем внешних инвестиций и кредитов. Так, образование у России в 1996-1997 гг. отрицательного баланса по текущим операциям компенсировалось притоком портфельных инвестиций на сумму около 40 млрд. долл. (преимущественно в форме покупки нерезидентами ГКО/ОФЗ и еврооблигаций). Однако после дефолта России по внутреннему и части внешних долгов чистый экспорт товаров и услуг остается практически единственным источником предложения валюты на внутреннем рынке. Из приведенного расклада видно, что консолидированные возможности государства (правительства и Банка России) по аккумулированию валютных ресурсов крайне ограниченны, а в силу того, что проблема своевременных платежей по части внешнего долга РФ более приоритетна, чем наращивание валютных резервов, последнее представляется маловероятным.
3. Куда будет двигаться рубль? (прогноз монетарного курса)
Можно выделить два основных фактора, которые будут обусловливать динамику движения валютного курса в обозримой перспективе:
Д И И О Н В В В В В Т Оа)
изменение монетарного курса рубля, который будет определяться влиянием денежно-бюджетной политикой государства и спросом правительства на валютные ресурсы Банка России для осуществления платежей по внешнему долгу;
б)
структурные изменения в реальном секторе экономики, способность российской экономики диверсифицировать свой экспорт и занять новые ниши на мировых рынках, что будет способствовать изменению реального курса рубля, соотношения валютного курса и паритета покупательной способности, эффективности экспортно-импортных операций.
Монетарный курс рубля определяется двумя составляющими: объемами денежного предложения и уровнем золотовалютных резервов Банка России. С начала 1999 г. денежная политика Банка России стала более "осмысленной", направленной на удержание под контролем как инфляции, так и валютного курса рубля, в результате чего динамика основных макроэкономических показателей существенным образом стабилизировалась. Наряду с законодательно закрепленными ориентирами денежной политики на 1999 г. это позволяет сформулировать качественные и описать количественные сценарии развития ситуации на ближайшее время.
1997 г. | 1998 г. | I квартал 1999 г. |
1999 г. | |||
1-й сценарий | 2-й сценарий | 3-й сценарий | ||||
Резервные деньги, млрд. руб. | 210.5 | 269.2 | 296.5 | 460-474 | 438-439 | 488-501 |
ЗВР, млрд. долл. | 17.8 | 12.2 | 10.8 | 9.8-10.3 | 11.3-11.8 | 14.3-14.8 |
Курс (ЦБР), рублей за доллар | 6.05 | 20.65 | 24.18 | |||
Монетарный курс, рублей за доллар | 12 | 22 | 27.5 | 46-48 | 37-39 | 33-35 |
Темп изменения монетарного курса (за II-IV кварталы), % | 14 | 83 | 25 | 109-112 | 68-76 | 50-59 |
Источник: Центр развития
Ясно, что почти двукратное обесценение монетарного курса в рамках первого сценария несовместимо со сдерживанием инфляции на уровне не выше 50-60% по итогам года (как это предполагается исходя из сегодняшней ситуации). Скорее всего, в этом случае экономика прореагирует на падение рубля ускорением темпов инфляции до 80-100% годовых, что, в свою очередь, подтолкнет курс доллара. В то же время как второй, так и третий сценарии вполне могут "сосуществовать" с прогнозируемым уровнем инфляции.
И П Н 4. Кому нужен слабый рубль?
Падение курса рубля создало значительный (возможно, с избытком) потенциальный запас ценовой конкурентоспособности для российского реального сектора - как для экспортеров, так и для импортозамещающих производств. Россия вновь, как и в 1992-1994 гг., превратилась в относительно дешевую по отношению к доллару страну. Если в 1996-1997 гг. соотношение номинального курса рубля и ППС (паритета покупательной способности) рубля составляло 1.9-2.0 раза, то к концу первого квартала 1999 г. этот разрыв увеличился до 3.9-4.0 раз.
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. - декабрь | 1999 г. - март* | 1999 г. - март** | |
ППС - потребительские товары | 2.1 | 2.6 | 5.6 | 6.1 | 5.9 |
Официальный валютный курс | 5.19 | 5.78 | 20.65 | 23.35 | 23.35 |
Отношение номинального валютного курса к ППС – потребительские товары | 2.5 | 2.2 | 3.7 | 3.9 | 4.0 |
* - Текущий курс доллар США/австрийский
шиллинг.
** - Фиксированный курс доллар США/австрийский шиллинг. Австрийский шиллинг учитывается постольку, поскольку Австрия выступает в качестве эталонной страны при сравнении потребительских корзин. Изменение курса шиллинга к доллару несколько искажает оценки, и поэтому, для того чтобы снять этот эффект, в последней колонке расчет сделан при фиксированном курсе доллара к шиллингу. |
Источник: Центр развития
Довольно ярко эффект удешевления российской продукции проявился в снижении долларовых цен отечественных автомобилей и бензина на внутреннем рынке. Благодаря девальвации цены автомобилей ВАЗ (в долларовом выражении) как бы совершили спуск с "русских горок", вернувшись к уровню 1992 г. (а цены на бензин - к уровню 1993 г.). Тем самым было не только нейтрализовано подорожание отечественной продукции за годы инфляции, но и произошло резкое сближение цен на отечественные товары с их реальными качественными характеристиками (для автомобилей) или с реальным уровнем налогообложения (для бензина).
О М Б
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
1. Значительно выросло сальдо внешнеторговых операций России (до 25-29 млрд. долл., по оценке на текущий год) благодаря резкому сокращению импорта. Поднялась ценовая эффективность экспортных операций (от -10% в первой половине 1998 г. до 160-180% к концу года) по основной номенклатуре сырьевых и топливных товаров. | 1. Резко обострилась проблема внешней задолженности государственного и частного секторов экономики. Федеральное правительство де-факто объявило дефолт примерно по половине своих обязательств, ряд регионов не смогли справиться со своими финансовыми обязательствами, номинированными в иностранной валюте. |
2. Экспортеры существенно укрепили свое финансовое положение, смогли снизить относительное бремя своей задолженности бюджету и другим кредиторам. Так, если в первой половине 1998 г. задолженность нефтяной отрасли перед бюджетом превышала трехмесячный объем экспортной выручки, то в декабре она составила всего месяц (в целом проблема погашения задолженности еще далека от полного разрешения). | 2. Курсовые потери российского банковского сектора (внешние займы и форвардные контракты) оказались наиболее существенной частью потерь в результате банковского кризиса. |
3. За счет увеличения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении экспортеров, произошел определенный рост денежных накоплений в реальном секторе. Как следствие этого, несколько понизилась доля бартера в совокупных продажах промышленных предприятий. | 3. Сокращение импорта, в первую очередь потребительских товаров, привело к уменьшению совокупных объемов потребления населения и, следовательно, к снижению уровня его жизни. |
4. Сокращение импорта расширило спрос на отечественные товары. Улучшение финансового положения предприятий и повышение спроса способствовали оживлению производства в машиностроении, отчасти в легкой промышленности, черной металлургии, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. | 4. Удорожание импорта резко сократило инвестиционные возможности реального сектора российской экономики, чьи годовые финансовые накопления (прибыль плюс амортизация) в валютном эквиваленте снизились более чем вдвое. |
Это двойственное воздействие девальвации на экономику создает предпосылки для развития двух разнонаправленных тенденций, за которыми прослеживаются интересы различных секторов экономики.
Отрасли | Ликвидность* отрасли по состоянию на июнь 1998 г. | Ликвидность отрасли по состоянию на декабрь 1998 г. | Доля экспорта в объеме производства (1998 г. - оценка) | Доля импорта в объеме продаж (1998 г. - оценка) | Степень износа оборудования (1997 г.) |
Отрасли-экспортеры | |||||
Нефтяная промышленность | 4.9 | 7 | 43.1 | 1.9 | 59 |
Черная металлургия | 0.5 | 1.8 | 42.4 | 17.3 | 67.7 |
Цветная металлургия | 1.6 | 4.5 | 81.1 | 12.8 | 67.2 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 1.2 | 3.3 | 40.8 | 9.3 | 67.2 |
Импортозамещающие отрасли | |||||
Машиностроение и металлообработка | 1.4 | 3,1 | 8.7 | 25.7 | 70.7 |
Легкая промышленность | 1.2 | 1.8 | 6 | 69.5 | 72.6 |
Пищевая промышленность | 4.6 | 5 | 4.3 | 12.7 | 58.3 |
* - Отношение денежных активов к кредиторской задолженности |
С одной стороны, образование значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на топливо18 подпитывает тенденцию к опережающему росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты, тем более что рынок этих продуктов корпоративно монополизирован. Желание восстановить докризисные (или близкие к ним) пропорции сравнительной рентабельности внутренних и экспортных продаж, безусловно, будет являться целью нефтяников, но это возможно только при кратном повышении уровня внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, в экспортном секторе экономики постепенно будет копиться потенциал инфляции издержек (зарплата, комплектующие, транспортные и энергетические тарифы, экспортные пошлины), бремя которой будет постепенно перекладываться на внутренних потребителей. Это может привести к ускоренному росту цен на энергоресуры и, как следствие, раскручиванию инфляционной спирали, которую мы уже наблюдали в 1992-1994 гг. Безусловно, темп роста цен будет зависеть главным образом от проводимой денежной политики, но раскручивание инфляции19 издержек постепенно приведет к исчерпанию того потенциала рентабельности, который получили экспортеры. В результате восстановления доавгустовского "паритета" цен внутри страны любое неблагоприятное изменение конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы обернется давлением экспортеров в пользу новой девальвации рубля. Такой сценарий, безусловно, перечеркивает все надежды на технологическое обновление российской промышленности, на повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей, на диверсификацию экспорта и, следовательно, на повышение устойчивости платежного баланса страны. Проблема внешнего долга России при этом становится просто хронической.
С О В С Copyright © 1999 VEDI
Вверх к списку