Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"

назад
Аналитическая лаборатория Веди

Развитие российской экономики
в среднесрочной перспективе
(концепция среднесрочной программы
экономической политики)

Андрей БЕЛОУСОВ,
Центр макроэкономического анализа
и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН

Настоящая концепция была разработана в марте-апреле текущего года в рамках подготовки Программы социально-экономического развития Российской Федерации в 1999-2002 гг. и, за исключением первого раздела, с некоторыми дополнениями и редакционными поправками включена в качестве самостоятельного раздела в эту Программу. Однако в результате отставки правительства Е. Примакова данная работа оказалась невостребованной. Это обусловливает возможность ее публикации в открытой печати.

Автор выражает большую благодарность коллегам, принявшим активное участие в обсуждении и редактировании концепции Программы и значительно обогатившим ее содержание: А. Абелину, Ю. Белецкому, О. Григорьеву, М. Делягину, В. Мау, А. Сергеенкову и другим.

1. Ключевые проблемы и ограничения перспективного периода

Экономическим фоном развития российского общества в ближайшие годы становится развертывание общесистемных проблем, которые подспудно вызревали в период 1992-1998 гг. и вышли на поверхность в результате событий 17 августа прошлого года.

Первая проблема: невозможность и в дальнейшем поддерживать сложившийся уровень потребления в рамках существующей модели экономики.

За годы реформ образовался масштабный разрыв между уровнями производства и потребления. В 1992-1998 гг. материальное производство сократилось в два раза, а потребление населения - на 17% (по данным Госкомстата РФ - всего на 9%). Поддержание такого дисбаланса в течение семи лет оказалось возможным за счет ряда факторов: свертывания инвестиций и оборонных расходов, наращивания потребительского импорта в обмен на сырьевой экспорт, расширения внутренних и внешних заимствований. Однако к 1998 г. их потенциал был полностью исчерпан.

Страна оказалась на пороге вероятного масштабного спада потребления, который уже в 1999 г. может составить 10-11%, а в ближайшие три-четыре года при сохранении наметившихся трендов - 15-20% к уровню 1998 г.

Развертывание данного процесса будет иметь не только остро негативные социальные, но и таковые же медико-демографические последствия. Уже сейчас среднедушевой рацион питания по энергетической ценности и содержанию белков не обеспечивает даже уровня потребления, предусмотренного минимальной продовольственной корзиной. Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума снизилось с двух раз в первом полугодии 1998 г. до полутора в начале текущего года, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума возросла по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. на 20 млн. человек. Таким образом, за чертой бедности (прожиточного минимума) оказалось, по разным данным, от трети до половины населения страны.

Вторая проблема: отсутствие в рамках существующей модели экономики средств, позволяющих сбалансировать поступление и использование валютных ресурсов без наращивания внешнего долга или новой девальвации рубля.

В ближайшие годы поступление валюты в страну (без учета ссуд и займов) будет составлять ежегодно около 35 млрд. долл. (32-40 млрд. долл.), в том числе за счет активного сальдо торгового баланса - 25-30 млрд. долл., иностранных инвестиций в частный сектор - 1-3 млрд. долл. В то же время при сохранении сложившихся трендов потребность в валютных ресурсах для текущих и капитальных операций окажется равной примерно 50 млрд. долл. (47-52 млрд. долл.), из них платежи по обязательствам государства - 15-17 млрд. долл., вывоз капитала - 13-15 млрд. долл. Возникающий дефицит, приближающийся к 15 млрд. долл., будет невозможно покрыть только за счет списания и реструктуризации государственного долга. Решений данной проблемы может быть два: либо спонтанный "сброс" импорта (что предполагает новую девальвацию рубля), либо резкое, в два-три раза, ограничение вывоза капитала.

Третья проблема: невозможность в рамках располагаемой финансовой базы государства преодолеть деградацию и обеспечить устойчивое функционирование важнейших социальных и оборонных структур (Вооруженные силы, правоохранительные органы, наука, социальная инфраструктура).

Сокращение объема ВВП, натурализация хозяйства и сдвиги в его структуре, криминализация экономики привели к сжатию налоговой базы - более чем на 40% в реальном выражении за период 1992-1998 гг. Возникли финансовые ограничения, которые принципиально не соответствуют сохранившимся функциям, обязательствам, масштабам действующих институтов государства.

В ближайшие годы (1999-2002 гг.) картина будет выглядеть следующим образом. Минимальная потребность федеральной власти в текущих расходах на оборону, правоохранительную деятельность, содержание государственного аппарата, науки и социальной сферы, поддержку регионов и т. п. оценивается на уровне 10% ВВП. Еще 4-5% ВВП составят процентные платежи, с учетом частичного списания государственного долга. Не менее 2% ВВП - необходимый объем государственных инвестиций для осуществления производственных и непроизводственных капиталовложений. Таким образом, потребность государства (федерального центра) в финансовых ресурсах составляет как минимум 16-17% ВВП. В то же время "потолок" доходов федерального бюджета в нынешней модели экономики не превышает 12-13% ВВП.

Отсюда следует, что, при сохранении нынешних трендов, неизбежно будет воспроизводиться альтернатива: либо возврат к внутренним и внешним заимствованиям - либо ломка существующих государственных институтов и отказ от активной государственной экономической политики.

Четвертая проблема: усиление региональной сегментации российской экономики, формирование обособленных региональных экономических анклавов.

Одна из ключевых тенденций последних лет в российской экономике состоит в децентрализации товарных потоков и их замыкании внутри регионов-производителей. Всего за два года (1995-1997) доля продукции, реализуемой в пределах региона ее изготовления, в общем объеме поставок товаров на внутрироссийский рынок (без учета экспорта) увеличилась, по оценке, с 59 до 73%.

Эта тенденция до сих пор уравновешивалась централизацией, с одной стороны, энергетической и транспортной инфраструктуры, с другой стороны - финансовых и денежных потоков. События 17 августа 1998 г. привели к резкому ослаблению крупных финансовых институтов, замыкающих на себя денежные потоки, что в ближайшие годы может стимулировать дальнейшую эскалацию экономического сепаратизма регионов.

Пятая проблема: критическая недостаточность инвестиций для преодоления спонтанного сокращения производственно-технологического аппарата и ухудшения его качества.

Падение капиталовложений в основные фонды сопровождается быстрым ухудшением их качественных ("полезностных") характеристик. В промышленности, начиная с 1994 г., производственные мощности (без учета добывающих отраслей) ежегодно сокращаются на 4-6%, в том числе в машиностроении - на 7-9%. Степень износа оборудования достигла почти 70%, а его средний возраст - 16 лет. Хотя сегодня производственные мощности загружены менее чем наполовину, сохранение данных тенденций неизбежно приведет к тому, что их объем и качество станут лимитирующими факторами производства уже к 2005 г.

Для того чтобы нормализовать динамику производственного аппарата - увеличить его выбытие до обеспечения нормативного срока службы и стабилизировать уровень мощностей, - необходимо увеличить капиталовложения в промышленность в 2 раза, в том числе в машиностроение - в 3.3 раза. Даже чтобы просто сохранить мощности на уровне, обеспечивающем сегодняшние низкие объемы выпуска продукции, капиталовложения надо увеличить не менее чем в 1.4 раза.

Шестая проблема: деградация и сокращение аграрного потенциала, обусловливающие, при сохранении сегодняшних тенденций, наращивание продовольственного импорта.

В настоящее время продовольственная база страны находится в закритическом состоянии. Сельскохозяйственное производство сократилось за семь лет на 41% (в том числе мяса и молока - соответственно на 50 и 36%). В результате оно вышло на рубеж, едва обеспечивающий наполнение минимальной потребительской корзины. Соотношение душевого производства и минимального потребления составляет (1998 г.): по мясу - 1.19, по молоку - 1.07, по овощам - 0.76.

Ситуация обостряется тем, что в ближайшие годы сокращение материально-технической базы аграрного сектора может резко ускориться. За семь лет капитальные вложения в сельское хозяйство снизились в 25 раз, и сегодня вводы основных фондов в отрасли покрывают лишь около четверти объемов их выбытия (по комбайнам - 5-10%, по тракторам - 10-15%). Если данная тенденция сохранится, то уже к 2005 г. среднегодовой сбор зерна в стране снизится до 50-55 млн. т. Это приведет к соответствующему сокращению продуктивного стада и производства продуктов животноводства. Системным следствием этого станет необходимость наращивания инвестиций в экспорт сырья для поддержания минимума продовольственного обеспечения за счет импорта.

Развертывание отмеченных проблем делает весьма маловероятным в ближайшие 3-5 лет плавное эволюционное развитие страны с небольшими, но устойчивыми позитивными приращениями по всем направлениям. В условиях исчерпания системных ресурсов, которые ранее сглаживали имеющиеся противоречия, экономика будет двигаться в направлении спонтанного восстановления равновесия и ослабления отмеченных диспропорций. Это предполагает два возможных качественно различных сценария дальнейшего развития ситуации:

И тот, и другой варианты означают новый виток системного кризиса, резко ослабляющий имеющийся экономический потенциал и усиливающий тенденции экономического сепаратизма.

2. Цели экономического развития

Стратегическим направлением экономической политики в долгосрочной перспективе является не просто переход к экономическому росту, но, прежде всего, обеспечение его качественного содержания. Применительно к современной российской ситуации это означает:

  • повышение уровня жизни населения как условие социальной стабильности, общественной поддержки реформ, создания позитивных трудовых и предпринимательских мотиваций, сохранения демографического, образовательного и культурного потенциала общества;

  • рост эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства на основе изменения пропорций воспроизводства, развития инновационного и технологического потенциала, модернизации производственного аппарата, повышения качества управления;

  • преодоление сложившихся ограничений и угроз, связанных с деградацией ряда важных секторов экономики, напряженностью в состоянии государственных финансов и платежного баланса страны.
Необходимость обеспечения такого качественного содержания экономического роста и преодоления негативных инерционных сценариев развития предъявляет жесткие требования к экономической динамике:

1. Для того чтобы реально создать массовый "средний класс", восстановить средние нормы потребления на дореформенном уровне, сократить численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 15%, необходимо увеличить объем потребления в среднем в 1.5 раза.

2. Для нормализации воспроизводства основного капитала, снятия ограничений со стороны аграрного сектора, энергетики и транспорта необходимо увеличить объем инвестиций в среднем в 1.8 раза, осуществив при этом соответствующий структурный маневр.

3. С целью обеспечения обороноспособности страны с учетом прогнозируемых в 2000-2010 гг. внешних угроз, соответствующего им уровня военно-технологической безопасности, своевременного перевооружения на новые поколения ВВТ, поддержания численности Вооруженных сил в количестве 1.2 млн. человек необходимо увеличить расходы на оборону минимум в 2.7 раза.

4. Для того чтобы поддержать стабильное развитие имеющейся социальной инфраструктуры и науки и нормализовать оплату труда в этих сферах, необходимо увеличить соответствующие государственные расходы в 1.6 раза.

5. С тем чтобы иметь возможность обслуживать внешний долг, необходимо поддерживать активное сальдо торгового баланса на уровне 17-20 млрд. долл.

Реализация данных условий потребует увеличения объема ВВП в 1.6 раза. Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 4-6% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми-десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной достаточности, обслуживания государственного долга.

Вместе с тем данные условия задают и минимальные границы повышения эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным - он будет являться результатом одновременного увеличения темпов развития обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения эффективности - структурных, технологических, организационных.

Сложившаяся в 1992-1998 гг. модель российской экономики радикально не соответствует этим объективным требованиям. Она характеризуется: гипертрофированной экспортно-сырьевой ориентацией; запредельно низким уровнем инвестиций; масштабными структурными и финансовыми дисбалансами; усиливающейся деградацией ее качествен-ного потенциала, энергетического, оборонного и продовольственного комплексов; низ-ким уровнем монетизации, обусловливаю-щим натурализацию производственных связей; деформированной системой хозяйственных мотиваций. По многим конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. В долгосрочной перспективе "потолок" ее роста, определяемый предложением энергосырьевых ресурсов, не превысит 2-3% в год.

Ключевая цель экономической политики в среднесрочной перспективе состоит в том, что необходимо сформировать новую модель российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяя в будущем решать задачи повышения уровня жизни, эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспечения безопасности страны.

Для создания такой модели в ближайшие три года потребуется решение ряда крупных социальных, макроэкономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых и других задач.

Первая - преодоление спада уровня жизни и деградации социальных институтов:

  • стабилизация и, начиная с 2000 г., повышение реальных доходов и потребления населения;

  • снижение масштабов бедности и сокращение дифференциации доходов, повышение социальной и экономической роли оплаты труда;

  • создание режима поддержания и развития социальных институтов, определяющих качество "человеческого капитала" (образование, здравоохранение, культура).

Вторая - повышение сбалансированности и эффективности экономики и создание условий для расширения внутреннего спроса:

  • восстановление сбалансированности между производством и потреблением, опирающейся, в основном, на внутренние источники воспроизводства ресурсов;

  • обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста валовых сбережений и инвестиций;

  • изменение ценовых пропорций между первичными и конечными секторами экономики, обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе;

  • нормализация платежного баланса, восстановление сбалансированности между поступлением и использованием валютных ресурсов без привлечения внешних займов;

  • повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами, ограничение и вытеснение неденежных форм расчетов;

  • удержание инфляции на уровне, не подрывающем мотивации к сбережению и инвестированию.

Третья - нормализация функционирования и воспроизводства производственно-технологического аппарата:

  • расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора;

  • переход к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;

  • обеспечение структурного маневра инвестициями в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

  • восстановление и развитие собственной базы инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования) на основе имеющегося инновационного и технологического потенциала.

Четвертая - формирование институциональной среды, ориентированной на экономический рост:

  • создание системы банковских институтов, обеспечивающих эффективное вовлечение кредитных ресурсов в оборот капитала реального сектора экономики;

  • создание каналов, направляющих эмиссионный ресурс на расширение инвестиций в основной и оборотный капитал предприятий;

  • организация конкурентоспособных корпораций, позволяющих повысить управляемость экономическими процессами на микроуровне, эффективно решать задачи санации и развития предприятий, мобилизовывать и концентрировать научно-инновационные и инвестиционные ресурсы;

  • финансовое оздоровление предприятий, повышение уровня их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Пятая - обеспечение финансовых обязательств государства и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики:

  • расширение финансовой базы государства и активизация государственного спроса;

  • повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение непроцентных расходов для проведения активной бюджетной политики;

  • урегулирование проблемы государственного долга.

3. Структурные характеристики перехода к новому этапу развития

Создание новой модели экономики в 1999-2002 гг. и выход на траекторию динамичного роста потребуют существенных изменений основных макроструктурных пропорций:

1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста со стороны конечного спроса останется импортозамещение, а в дальнейшем - производственные инвестиции и, в меру ослабления финансовых ограничений, государственный спрос.

2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего - увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в неденежных формах расчетов. Рассматриваемый период будет характеризоваться повышением доли валовой прибыли товаропроизводителей в совокупных доходах экономики.

3. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне.

4. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост денежной массы, с одновременным изменением ее структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий, дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к сбережению.

4. Ограничения и ресурсы перехода к новой модели экономики

Переход к режиму динамичного экономического роста потребует преодоления ряда ограничений, сложившихся в предшествующий период:

Первое: критически низкий уровень жизни основной массы населения, имеющий тенденцию к дальнейшему падению. Решение неотложных социальных задач - прекращение неплатежей по оплате труда и пенсиям, снижение уровня бедности, расширение адресной поддержки социально незащищенных групп населения - потребует привлечения значительных экономических ресурсов.

Второе: деградация социальных институтов (образование, здравоохранение, культура), которые не вписываются в существующие финансовые ограничения. Их поддержка в период 1999-2002 гг. будет иметь приоритетный характер. За счет средств федерального бюджета на социальные цели должно направляться не менее 2% ВВП.

Третье: недостаток финансовых ресурсов для обеспечения необходимых расходов государства. Для выполнения государством своих функций необходимо осуществление обязательных расходов на оборону и правоохранительную деятельность, содержание государственного аппарата и социальной сферы, на выравнивание финансового потенциала регионов в объеме не ниже 9.5-10% ВВП. С учетом роста процентных расходов и государственных инвестиций предельный уровень доходов федерального бюджета должен быть к 2002 г. не ниже 14.8% ВВП, уровень первичного профицита должен быть доведен до 3.3% ВВП.

Прогноз основных показателей федерального бюджета, % ВВП

  1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Доходы 11.5 13.5 14.4 14.8
в том числе налоговые 9.8 12.2 13.5 13.8
Расходы 13.9 15 15.8 16.2
непроцентные расходы, кроме инвестиционных 9.1 9.7 9.9 10
государственные инвестиции 0.6 1 1.4 1.5
процентные расходы 4.2 4.3 4.5 4.7
Дефицит 2.4 1.5 1.4 1.4
Первичный профицит -1.8 -2.8 -3.1 -3.3
Источник: данные Минфина, расчеты автора

Четвертое: недостаток валютных ресурсов для покрытия сложившихся текущих и капитальных расходов и формирования резервов. В последние годы балансирование потоков валюты достигалось за счет ежегодного привлечения внешних займов по каналам государства и частного сектора в объеме 18-22 млрд. долл. Обеспечение равновесия платежного баланса страны в 1999-2002 гг. потребует резкого сокращения вывоза капитала за рубеж, который в последние годы составлял 3-4 млрд. долл. за квартал, а также достижения договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации государственного внешнего долга.

Пятое: ужесточение ресурсных ограничений, обусловленных длительной деградацией аграрного сектора, транспортной инфраструктуры и других значимых секторов экономики. Необходим маневр инвестициями одновременно с осуществлением институциональных реформ при ужесточении государственного контроля за использованием финансовых ресурсов.

Шестое: неконкурентоспособность производственного аппарата, высокий уровень его морального и физического износа. В ближайшие годы приоритетом государственной политики станет реструктуризация основных производственных фондов, ускорение их обновления и выбытия их неэффективной части.

Седьмое: недостаточное количество экономических и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Изменение институциональной среды российской экономики является обязательным условием финансового оздоровления товарного производства, развертывания инвестиционной деятельности и перехода к экономическому росту. Каркас экономической среды составят крупные банки, ориентированные на расширение кредитов и инвестиций в товарное производство (среди них особое место займет Российский банк развития), и мощные корпорации.

Формирование новой модели экономики, преодоление имеющихся ограничений и переход к росту предусматривают эффективное использование экономических ресурсов, которыми располагает национальное хозяйство страны.

1. При расширении внутреннего платежеспособного спроса существует возможность некапиталоемкого роста за счет загрузки простаивающих производственных мощностей, которые в настоящее время в обрабатывающей промышленности достигают 60-70%. По опросам предприятий, доля незагруженных мощностей, которые могут быть задействованы при увеличении спроса на выпускаемую продукцию, составляет 35-40%. Наличие данного резерва позволяет направлять инвестиционные ресурсы не на прирост мощностей, а на их качественное обновление.

2. За счет сокращения бартерных операций и расширения налогообложения экспорта существует возможность повышения собираемости налогов с 9.8% ВВП в 1999 г. до 13.8% к 2002 г. Каждый процент снижения доли бартера увеличивает налоговые поступления на 0.1 процентного пункта ВВП.

3. Имеющийся финансовый потенциал расширения инвестиций составляет 13-18% ВВП, что в перспективе позволит почти удвоить объем валовых накоплений (см. таблицу):

  • резервы мобилизации дополнительных доходов предприятий за счет повышения обеспеченности оборота денежными средствами, снижения неплатежей и бартера составляют минимум 3-4% ВВП;

  • сокращение производственных издержек при росте эффективности использования основных фондов и рабочей силы (за счет их реструктуризации и повышения уровня загрузки мощностей) оценивается не менее чем в 4-5% ВВП;

  • масштабы экономии от снижения трансакционных издержек за счет формирования крупных хозяйственных структур, объединяющих технологически связанные производства, могут составить 2-3% ВВП;

  • стабилизация реальных доходов и накоплений населения, восстановление его доверия к банковским учреждениям позволят расширить инвестиционные ресурсы за счет сбережений на 3-4% ВВП.

Оценка финансового потенциала расширения инвестиций, % ВВП

Реальный сектор 9-12
в том числе за счет:
повышения обеспеченности оборота денежными средствами, снижения неплатежей и бартера 3-4
нормализации загрузки производственного и кадрового потенциала 4-5
снижения посреднических издержек 2-3
Население (сбережения в денежных активах) 3-4
Государство (инвестиции за счет средств федерального бюджета) 1-2
ВСЕГО 13-18
Источник: расчеты автора

4. Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машинотехнической продукции, не ухудшая платежного баланса.

5. Новые принципы экономической политики

Для достижения ключевой цели и решения указанных задач требуется изменение базовых принципов формирования и реализации экономической политики государства.

В перспективный период повышение уровня жизни населения, отраженное в конкретных параметрах социально-экономического прогноза и проекта федерального бюджета, станет практически работающим критерием действий правительства Российской Федерации. Этот критерий также ляжет в основу нормативно-правового регулирования экономической деятельности, взаимодействия с субъектами Федерации, профсоюзами, корпорациями и другими хозяйствующими субъектами.

В 1992-1998 гг. государственная политика исходила из предположения о достаточности создания адекватных макроэкономических условий и институционально-правовой среды для действия рыночных регуляторов и мотиваций, которые должны были автоматически обеспечить экономический подъем и общее оздоровление производства. Опыт последних лет показал, что в условиях разбалансированной экономики и искаженных хозяйственных мотиваций такой подход обеспечивает, в лучшем случае, застой, сопровождаемый деиндустриализацией и наращиванием государственного долга.

Новый подход к экономической политике состоит в том, что государство возвращает себе активную хозяйственную функцию, связанную с необходимостью корректировки рыночных регуляторов. Помимо традиционных форм макроэкономического и организационно-правового регулирования, данная функция реализуется через государственные инвестиционные программы и проекты, поддержку системообразующих сегментов экономики и воздействие на те сферы, для развития которых только рыночных механизмов оказывается недостаточно.

Кроме того, новый подход предполагает изменение принципов построения хозяйственных отношений между государством и другими субъектами экономики:

  • во-первых, резкое ужесточение ответст-венности хозяйствующих субъектов за финансовые результаты по мере формирования необходимых макроэкономических, струк-турных и институциональных предпосылок, объективно способствующих нормализации финансового положения товаропроизво-дителей;

  • во-вторых, расширение организационных возможностей государства, для чего необходимо формирование партнерских отношений с другими экономическими субъектами (корпорации, регионы), включая налаживание переговорных процессов.

Усиление роли государства требует улучшения системы управления экономикой, опирающейся на разработку государственных прогнозов, систему государственных программ, мобилизацию финансовых ресурсов в бюджете развития и других инвестиционных институтов, контролируемых государством.

Реализация нового подхода в экономической политике связана с необходимостью создания ряда условий:

  • радикального повышения эффективности государственного управления;

  • восстановления доверия населения к государственным институтам как на федеральном, так и на региональном уровнях;

  • укрепления взаимодействия в социально-экономической сфере между федеральным центром и субъектами Российской Федерации на базе разделения полномочий и ответственности при безусловном соблюдении приоритета общегосударственных интересов;

  • расширения финансовой базы государства.

6. Этапы перехода к новой модели экономики

Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательно осуществляемых этапа, с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

Первый этап (1999 г.) - реализация имеющегося потенциала импортозамещения, обусловленного повышением ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Наибольший эффект импортозамещение может дать в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью. Очагом оживления становится прежде всего производство конкурентоспособных потребительских товаров (пищевая и легкая промышленность, выпуск бытовой техники и др.).

Масштабы возможного расширения производства имеют следующие ограничения:

  • недостаток оборотного капитала;

  • снижение потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения;

  • сужение сырьевой базы потребительских отраслей вследствие кризиса в аграрном секторе и удорожания импортного сырья и комплектующих.

Поэтому на данном этапе государство должно сосредоточить усилия на смягчении названных ограничений за счет:

  • проведения "расшивки" накопленных неплатежей, что снизит нагрузку на оборотный капитал предприятий;

  • поддержки потребительского спроса путем сокращения задолженности по оплате труда и пенсиям, индексации социальных платежей;

  • осуществления целевой поддержки импортозамещения за счет ресурсов Банка развития.

Приоритетными задачами экономической политики на первом этапе также должны стать:

  • нормализация платежного баланса как условие стабилизации валютного курса и пополнения золотовалютных резервов, в том числе на основе ограничения нелегального вывоза капитала за рубеж и реструктуризации внешнего долга;

  • последовательное снижение уровня инфляции за счет ограничения роста цен на энергоносители и транспортных тарифов, предотвращения резких скачков валютного курса;

  • реструктуризация банковской системы, осуществление ограниченной денежной эмиссии, направляемой на расширение различных форм кредитования хозяйственного оборота.

Второй этап (2000 г.) - создание финансовой базы расширенного воспроизводства в результате повышения монетизации экономики и снижения налоговой нагрузки на предприятия.

Оздоровление платежного оборота, вытеснение неплатежей и бартера остается главным и при этом реальным источником повышения собираемости налогов и роста доходов предприятий, который будет задействован на данном этапе. Это предполагает расширение кредитной эмиссии и требует построения банковских каналов, направляющих кредитные ресурсы в производство конкурентоспособных товаров и препятствующих переливу средств на валютный рынок. Расширение денежного оборота будет способствовать увеличению валовых накоплений в экономике и налоговой базы государства.

По мере укрепления финансовой базы государства появятся возможности для соответствующего снижения налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы инвестирования. Это, в свою очередь, станет предпосылкой для повышения ликвидности предприятий, их обеспеченности собственным оборотным капиталом, усиления участия кредита в хозяйственном кругообороте.

Смягчение финансовых ограничений расширенного воспроизводства будет способствовать тому, что сферой оживления станут также машиностроительные производства с относительно длинным циклом - производители инвестиционного оборудования.

Третий этап (2001-2002 гг.) - расширение инвестиционного спроса и переход к интенсивному обновлению производственного аппарата.

На этом этапе необходимо, прежде всего, активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста - формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя главную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала. На эти корпорации должна быть возложена консолидированная ответственность по платежам налогов, гарантированию взаиморасчетов между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию ликвидности предприятий.

Расширение финансовой базы предприятий и государства, развитие системы корпораций позволят задействовать дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы. Главная задача данного этапа - повышение эффективности основного капитала и переход к его интенсивному обновлению.

Одновременно появятся возможности для более активного решения важнейших социальных проблем с учетом складывающихся бюджетных ограничений.

Таким образом, на данном этапе главными источниками роста станут снижение избыточных издержек и расширение производственных инвестиций.


Copyright © 1999 VEDI