![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
назад |
![]() |
Экономическая и бюджетная политика правительства в наступившем году будет осуществляться в противоречивых условиях, принципиально отличных от ситуации истекшего года. В наиболее общем виде эти отличия сводятся к следующему.
С одной стороны, в результате девальвации рубля появились новые возможности для оживления внутреннего производства, которых не было до этого.
С другой стороны:
Можно выделить два фактора, которые будут позитивно влиять на экономическую конъюнктуру в 1999 г. и, при благоприятных условиях, смогут привести к оживлению производства.
Во-первых, спад промышленного производства, начавшийся в мае текущего года, в сентябре практически завершился. В октябре объем промышленного производства повысился по сравнению с предшествующим месяцем на 3.7%, в ноябре - на 2.7% (сезонность исключена). В целом по итогам IV квартала ожидается прирост выпуска промышленной продукции по сравнению с III кварталом на 2%. Это создает значительно более благоприятные, чем ожидалось ранее, стартовые условия для развития производства в 1999 г.
Во-вторых, образовался некоторый запас для расширения производства, связанный с превышением конечного спроса над объемами производства и импорта. Главным образом это обусловлено ожидаемым в 1999 г. увеличением экспортно-импортного сальдо (в зависимости от сценария - в 1.2-1.4 раза по сравнению с истекшим годом). Реализация данной возможности зависит от решения проблемы неплатежей, нормализации оборотного капитала предприятий, а также удержания уровня инфляции в приемлемых рамках.
В то же время экономическая ситуация в 1999 г. будет оставаться весьма напряженной. Экономическая и бюджетная политика будет осуществляться в условиях развертывания следующих ключевых ограничений.
Неизбежным следствием спада прошедшего года будет то, что объем производства в реальном выражении окажется ниже уровня 1998 г. Даже при условии, что во втором полугодии в экономике начнется оживление, годовой ВВП составит лишь около 96% от объема 1998 г. Если же этого не произойдет и производство стабилизируется на уровне IV квартала истекшего года, то ВВП не превысит 94% от уровня 1998 г.
К концу прошедшего года начался инфляционный “разогрев” экономики, обусловленный, главным образом, динамикой валютного курса рубля. Рост потребительских цен за IV квартал 1998 г. составит 20-22%, что предопределяет соответствующие инфляционные ожидания. В начале 1999 г. прогнозируемый рост цен может значительно превысить 3-4% в месяц. При сложившихся параметрах бюджетной и денежно-кредитной политики это сделает практически недостижимой цель ограничения годовой инфляции значением в 30%.
В условиях масштабной инфляции неизбежно произойдет снижение уровня жизни населения, которое может принять обвальный характер. Сокращение реальных доходов населения достигнет 10% и более. Поддержка потребления за счет “накачки” денежных доходов (субсидий и проч.) будет жестко ограничена сужающимся предложением товарных ресурсов - как импорта, так и внутреннего производства.
Резко усилится недостаток финансовых ресурсов государства по сравнению с минимально необходимой величиной его расходов. Вследствие снижения ставок НДС и налога на прибыль уровень сбора “традиционных” видов федеральных налогов составит около 7% ВВП - минимальное значение за все годы реформ. Еще около 1.5% ВВП может быть получено за счет экспортных пошлин, подоходного налога и т. п. Таким образом, налоги составят 8.5% ВВП (по расчетам Минфина РФ - 10%), а все доходы федерального бюджета - около 10% ВВП. Процентные расходы в 1999 г. составят 4% ВВП. Следовательно, финансовая база для всех непроцентных расходов государства в предстоящем году не превысит 6-7% ВВП. В то же время только на финансирование обороны необходимо как минимум 3.5% ВВП, для оплаты труда бюджетников - 3% ВВП, для финансирования международной деятельности и помощи субъектам РФ - по 1% ВВП и т.д.
Крайне напряженно будет складываться баланс поступления и использования валютных ресурсов. С одной стороны, положительное сальдо торгового баланса может составить 19-22 млрд. долл. (его объем будет ограничен, прежде всего, необходимостью наполнения товарооборота за счет потребительского импорта). Еще 8-9 млрд. долл. может быть привлечено на государственном уровне и частным сектором за счет займов и инвестиций. Таким образом, поступление валютных ресурсов в страну в 1999 г. оценивается в 27-31 млрд. долл. С другой стороны, расходы валюты по каналам услуг, выплат по госдолгу и легального вывоза капитала могут составить 18-20 млрд. долл., а с учетом сложившихся в 1997-1998 гг. объемов скрытого вывоза капитала и долларизации экономики - 35-40 млрд. долл. Нерешенность данной проблемы неизбежно приведет либо к новой девальвации рубля (в 1.5-2 раза), либо к суверенному дефолту.
Наконец, в 1999 г. экономика будет функционировать в условиях усиливающегося дефицита денежных средств. При различных вариантах денежной эмиссии объем денежной массы (М2) в реальном выражении к концу 1999 г. составит не более 85% к ожидаемому уровню начала года. При этом возможности адаптации товарного производства к нехватке ликвидности во многом исчерпаны: согласно опросам предприятий (“Российский экономический барометр”), доля бартера в хозяйственных сделках еще в августе истекшего года достигла 54%, увеличившись за год на четверть. В таких условиях сжатие реальной денежной массы резко осложнит задачи повышения собираемости налогов и оживления производства во втором полугодии наступившего года.
2. Концепция экономической и бюджетной политики правительства
Предстоящий год станет переломным с точки зрения экономической политики.
До сих пор экономическая политика правительства сводилась, главным образом, к управлению ключевыми финансовыми параметрами (такими, как валютный курс, процентные ставки и т.п.). Теперь же речь идет о качественном увеличении масштабов государственного регулирования экономических процессов как на макро-, так и на микроуровне.
Концепция, заложенная в основу экономической политики 1999 г., опирается на следующие ключевые элементы и соответствующие им конкретные технологии, представленные в правительственных документах.
Первое. Смягчение кризиса неплатежей в экономике. Реструктуризация и поэтапная расшивка просроченной задолженности в реальном секторе, погашение задолженности перед получателями средств федерального бюджета.
Второе. Начало активной промышленной политики, направленной на поддержку экспорта, импортозамещение, формирование крупных корпораций. Признана необходимость оживления государственных инвестиций в высокоприбыльные сегменты экономики и отрасли высоких технологий.
Третье. Минимизация последствий финансового кризиса для населения. В этих целях планируется осуществить индексацию доходов населения, полностью погасить задолженность перед занятыми в бюджетной сфере и не допускать ее образования впредь.
Четвертое. Оживление общей хозяйственной конъюнктуры за счет снижения налоговой нагрузки на производственный сектор и частичного перераспределения ее на население. Вслед за сокращением налоговых поступлений в бюджет свертываются и государственные расходы.
Пятое. Жесткая привязка динамики денежной массы к объему золотовалютных резервов государства.
Все это, по замыслу авторов концепции, позволит, начиная со второго полугодия 1999 г., добиться перелома негативных макроэкономических тенденций - прекратить спад производства, снизить уровень неплатежей и ограничить по итогам года инфляцию величиной в 30%.
Решение важнейших из заявленных задач с использованием предложенных технологий объективно необходимо. Оно является предпосылкой для реализации трех обозначенных выше главных экономических целей, стоящих перед государством в 1999 г.
В
то же время в рамках предложенной концепции экономической и бюджетной политики
не удалось полностью снять противоречия и ограничения, обусловленные объективной
разнонаправленностью экономических тенденций.
Доля доходов населения в ВВП снизится с 60% в 1998 г. до 52% в 1999 г. В реальном выражении (дефлятор - годовой индекс потребительских цен) снижение данного показателя составит почти 20%. С точки зрения ухудшения жизненного уровня населения падение его реальных доходов усугубляется ростом расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в оплате его услуг доля населения возрастет с 34 до 60%), образования, здравоохранения и транспорта, осуществлявшихся ранее по бюджетным каналам, включая косвенные - через финансовую поддержку регионов. Кроме того, в бюджет заложено снижение реальных расходов на социально-культурные нужды на 15%. Фактически (с учетом вероятного темпа роста цен) эти расходы сократятся относительно 1998 г. почти на треть. Кроме того, как уже отмечалось выше, на население перекладывается и существенная часть налоговой нагрузки.
2. Намечается противоречие между повышением роли государства в управлении экономическими процессами и сжатием его финансовых ресурсов. Результатом этого, в сочетании с достаточно жесткой денежной политикой, станет не рост, а снижение непроцентных расходов государства.
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Непроцентные расходы - всего4 |
|
|
|
|
|
|
Поддержка экономики |
|
|
|
|
|
|
Национальная оборона |
|
|
|
|
|
|
Социально-культурные нужды |
|
|
|
|
|
|
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
|
|
|
|
|
|
4. Наиболее узким местом экономической политики правительства является ее институциональная сторона. Восстановление управляемости хозяйственной системой, требующее масштабных организационно-институциональных решений, - обязательное условие решения любых крупных экономических задач (расшивка неплатежей, контроль за направлением денежной эмиссии в производство, предотвращение утечек капитала за рубеж и т.д.). В то же время в рамках предложенной концепции конкретные технологии в институциональной сфере (кроме создания ФПГ) практически не прописаны. Фактически их осуществление сводится лишь к созданию ФПГ, что совершенно неадекватно масштабу проблемы.
3. Варианты экономической и бюджетной политики
Первый (жесткий) вариант экономической политики строился из предположения, что приоритет будет отдан сдерживанию инфляции.
Объем денежной эмиссии будет определяться исходя из жесткой привязки денежной базы к золотовалютным резервам при среднегодовом значении обменного курса рубля на уровне 21-22 руб./долл. (как это предусмотрено целевым вариантом прогноза Минэкономики). При таком ограничении эмиссия составит около 50 млрд. руб.
Будут реализованы меры по сокращению нелегального вывоза капитала за рубеж, его объем снизится по сравнению с истекшим годом в четыре раза. С учетом ожидаемого увеличения экспорта и сокращения импорта это позволит несколько расширить золотовалютные резервы (почти на 1 млрд. долл.).
Объем расходов бюджета, за исключением выплат по внешнему долгу, расходов на международную деятельность и оборону будет определяться доходами и возможностью покрытия бюджетного дефицита. При этом эмиссионные источники такого покрытия не превысят величину, предусмотренную проектом бюджета (32-33 млрд. руб.).
Реализация таких предпосылок приведет к поступательному снижению инфляции, во втором полугодии - до 1-2% в месяц. Однако инфляционный “разогрев”, наметившийся в 1998 г., не позволит выйти на намеченный ориентир: годовой уровень инфляции составит не 30%, а 45%.
Произойдет резкое сокращение государственных расходов. Непроцентные расходы федерального бюджета снизятся до 7.3% ВВП, т. е. в 1.8 раза больше, чем в 1997 г. Это послужит одним из факторов ухудшения социальной ситуации в стране. Уровень реальных доходов населения снизится на 16%.
Столь масштабное сжатие реальных доходов населения, сокращение бюджетных расходов и жесткая монетарная политика не позволят реализовать те преимущества, которые обеспечивает сокращение импорта. Произойдет быстрое уменьшение внутреннего спроса до уровня, обеспечиваемого текущими объемами производства и импорта. Это резко затруднит возможность оживления экономики во втором полугодии, по итогам года спад ВВП составит около 6%.
Второй (инфляционный) вариант строился исходя из предположения, что расходы федерального бюджета будут соответствовать проектировкам Минфина РФ. Соответственно, разрыв между доходами и расходами будет покрываться за счет эмиссии.
Предполагалось также, что рост оптовых цен производителей будет отставать от роста потребительских цен вследствие сдерживания цен на продукцию “естественных монополий”, т. е. оптовые цены будут играть роль антиинфляционного якоря.
При таких условиях уровень инфляции будет значительно выше, чем в жестком варианте. Инфляция будет зависеть, в основном, от трех факторов: динамики обменного курса рубля, динамики оптовых цен и масштабов денежной эмиссии. Во втором полугодии ее уровень составит 3-4% в месяц, а в целом за год рост цен достигнет 60%. Эмиссия, определяемая бюджетным дефицитом, составит около 60 млрд. руб. Валютный курс к концу года достигнет 30 руб./долл.
Данный сценарий характеризуется более мягкой бюджетной политикой по сравнению с первым. Непроцентные расходы составят более 8% ВВП, т.е. останутся примерно на уровне 1998 г.
Сокращение реальных доходов населения, хотя и останется весьма значительным (10%), будет меньше, чем при реализации жесткого варианта. Это позволит уменьшить спад товарооборота - с 7% в предшествующем варианте до 4%.
Поддержание конечного спроса со стороны домашних хозяйств и государства, а также ослабление монетарных ограничений позволят реализовать преимущества импортозамещения. Развитие производства будет определяться динамикой конечного спроса, инфляции и денежного предложения. Инерционные тренды второй половины 1998 г. предопределят стагнацию промышленного производства в первом полугодии 1999 г. Только в III и IV кварталах возможно будет достичь некоторого оживления промышленного производства - на 1.5-2% за квартал (сезонность исключена). В целом за год масштабы падения выпуска в промышленности уменьшатся с 4.2 до 2.5%.
Объем экспорта будет определяться негативной мировой конъюнктурой, связанной с начавшейся понижательной фазой мирового хозяйственного цикла, а также внутренними факторами - прогнозируемыми объемами производства энергосырьевых ресурсов, динамикой внутреннего спроса и ожидаемой динамикой валютного курса. Объем экспорта товаров составит 74.3 млрд. долл. (101% к уровню 1998 г.). Сокращение импорта будет определяться инфляционным сжатием внутреннего спроса и низким обменным курсом рубля. Объем импорта, необходимого для товарного наполнения розничного товарооборота, инвестиций и др., оценивается в 55.3 млрд. долл. (96%).
4. Неотложные действия
Предотвращение негативного развития событий и возможность оживления экономики будут зависеть от результативности следующих оперативных мер, приобретающих в условиях 1999 г. чрезвычайно важное значение (см. схему):
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Основные
макроэкономические индикаторы
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|||||
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году, % |
|
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
|
Продукция промышленности, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году, % |
|
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
|
Розничный
товарооборот,
млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году |
|
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор |
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году |
|
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор |
|
|
|
|
|
|
Экспорт, млрд. долл. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году |
|
|
|
|
|
|
Импорт, млрд. долл. |
|
|
|
|
|
|
в % к предшествующему году |
|
|
|
|
|
|
Обменный курс доллара: | ||||||
на конец периода, руб./долл. |
|
|
|
|
|
|
в среднем за год, руб./долл. |
|
|
|
|
|
|
темп роста за период, % |
|
|
|
|
|
|
Индексы цен (декабрь к декабрю): | ||||||
потребительские цены, % |
|
|
|
|
|
|
цены производителей в промышленности, % |
|
|
|
|
|
|
Таблица 2. Основные
характеристики федерального бюджета*, млрд. руб.
|
|
|
|||
|
|
|
|||
ДОХОДЫ ВСЕГО |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
|
|
|
|
|
Подоходный налог с физических лиц |
|
|
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
|
|
Акцизы |
|
|
|
|
|
Ресурсные платежи |
|
|
|
|
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
|
|
|
|
|
экспортные пошлины |
|
|
|
|
|
импортные пошлины |
|
|
|
|
|
таможенные сборы и платежи |
|
|
|
|
|
Другие виды налогов |
|
|
|
|
|
Неналоговые доходы |
|
|
|
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
|
РАСХОДЫ ВСЕГО |
|
|
|
|
|
Непроцентные
расходы
(без целевых бюджетных фондов) |
|
|
|
|
|
Расходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
|
Процентные расходы |
|
|
|
|
|
обслуживание внутреннего долга |
|
|
|
|
|
обслуживание внешнего долга |
|
|
|
|
|
ДЕФИЦИТ |
|
|
|
|
|
первичный дефицит |
|
|
|
|
|
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА | |||||
Внутреннее финансирование |
|
|
|
|
|
Внешнее финансирование |
|
|
|
|
|
Получение кредитов |
|
|
|
|
|
Погашение кредитов |
|
|
|
|
|
Другие источники финансирования |
|
|
|
|
|
Таблица 3. Основные
характеристики федерального бюджета*, % к ВВП
|
|
|
|||
|
|
|
|||
ДОХОДЫ ВСЕГО |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
|
|
|
|
|
Подоходный налог с физических лиц |
|
|
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
|
|
Акцизы |
|
|
|
|
|
Ресурсные платежи |
|
|
|
|
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
|
|
|
|
|
экспортные пошлины |
|
|
|
|
|
импортные пошлины |
|
|
|
|
|
таможенные сборы и платежи |
|
|
|
|
|
Другие виды налогов |
|
|
|
|
|
Неналоговые доходы |
|
|
|
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
|
РАСХОДЫ ВСЕГО |
|
|
|
|
|
Непроцентные
расходы
(без целевых бюджетных фондов) |
|
|
|
|
|
Расходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
|
Процентные расходы |
|
|
|
|
|
Обслуживание внутреннего долга |
|
|
|
|
|
Обслуживание внешнего долга |
|
|
|
|
|
ДЕФИЦИТ |
|
|
|
|
|
первичный дефицит |
|
|
|
|
|
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА | |||||
Внутреннее финансирование |
|
|
|
|
|
Внешнее финансирование |
|
|
|
|
|
Другие источники финансирования |
|
|
|
|
|
Таблица 4. Основные
показатели денежных доходов и расходов домашних хозяйств, млрд. руб.
|
|
|||
|
|
|
||
Денежные доходы - всего |
|
|
|
|
в том числе: | ||||
фонд оплаты труда |
|
|
|
|
пенсии, пособия |
|
|
|
|
прочие доходы |
|
|
|
|
Денежные расходы - всего |
|
|
|
|
в том числе: | ||||
потребительские расходы |
|
|
|
|
налоги и взносы |
|
|
|
|
сбережения всего |
|
|
|
|
Прирост наличных денег на руках у населения |
|
|
|
|
Таблица 5. Структура
денежных доходов и расходов домашних хозяйств, %
|
|
|||
|
|
|
||
Денежные доходы - всего |
|
|
|
|
в том числе: | ||||
фонд оплаты труда |
|
|
|
|
пенсии, пособия |
|
|
|
|
прочие доходы |
|
|
|
|
Денежные расходы - всего |
|
|
|
|
в том числе: | ||||
потребительские расходы |
|
|
|
|
налоги и взносы |
|
|
|
|
сбережения всего |
|
|
|
|
Прирост наличных денег на руках у населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
Жесткий вариант | ||||||||
Денежная база (широкая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличные деньги (М0) |
|
|
|
|
|
|
|
|
депозиты населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства реального сектора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Инфляционный вариант | ||||||||
Денежная база (широкая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежный агрегат М2 - всего в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
наличные деньги (М0) |
|
|
|
|
|
|
|
|
депозиты населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства реального сектора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7. Баланс
поступлений и расхода валюты, млрд. долл.
|
|
|
||
|
|
|||
ПОСТУПЛЕНИЯ |
|
|
|
|
Торговый баланс |
|
|
|
|
Ссуды,
займы, портфельные инвестиции - всего
в том числе: |
|
|
|
|
сектор
государственного управления
(кредиты, еврооблигации) |
|
|
|
|
нерезиденты (ГКО/ОФЗ) |
|
|
|
|
банки |
|
|
|
|
нефинансовый сектор |
|
|
|
|
РАСХОДЫ |
|
|
|
|
Баланс услуг |
|
|
|
|
Выплаты по госдолгу (%, основной долг) |
|
|
|
|
Прирост наличной валюты |
|
|
|
|
Отток
капитала - всего
в том числе: |
|
|
|
|
нерезиденты (ГКО/ОФЗ) |
|
|
|
|
банки |
|
|
|
|
нефинансовый сектор |
|
|
|
|
"Бегство" капитала |
|
|
|
|
ПРИРОСТ
ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ
(ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -) |
|
|
|
|
Невязка * |
|
|
|
|