Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"

назад
Аналитическая лаборатория Веди

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 1999 г. -
cценарный прогноз
Андрей БЕЛОУСОВ
Центр макроэкономического анализа
и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН

Экономическая и бюджетная политика правительства в наступившем году будет осуществляться в противоречивых условиях, принципиально отличных от ситуации истекшего года. В наиболее общем виде эти отличия сводятся к следующему.

С одной стороны, в результате девальвации рубля появились новые возможности для оживления внутреннего производства, которых не было до этого.

С другой стороны:

Отмеченные особенности объективно определяют цели экономической и бюджетной политики, которые необходимо реализовать в предстоящем году, несмотря на сужение ресурсной базы государства. К таким целям относятся: 1. Ключевые тренды и ограничения

Можно выделить два фактора, которые будут позитивно влиять на экономическую конъюнктуру в 1999 г. и, при благоприятных условиях, смогут привести к оживлению производства.

Во-первых, спад промышленного производства, начавшийся в мае текущего года, в сентябре практически завершился. В октябре объем промышленного производства повысился по сравнению с предшествующим месяцем на 3.7%, в ноябре - на 2.7% (сезонность исключена). В целом по итогам IV квартала ожидается прирост выпуска промышленной продукции по сравнению с III кварталом на 2%. Это создает значительно более благоприятные, чем ожидалось ранее, стартовые условия для развития производства в 1999 г.

Во-вторых, образовался некоторый запас для расширения производства, связанный с превышением конечного спроса над объемами производства и импорта. Главным образом это обусловлено ожидаемым в 1999 г. увеличением экспортно-импортного сальдо (в зависимости от сценария - в 1.2-1.4 раза по сравнению с истекшим годом). Реализация данной возможности зависит от решения проблемы неплатежей, нормализации оборотного капитала предприятий, а также удержания уровня инфляции в приемлемых рамках.

В то же время экономическая ситуация в 1999 г. будет оставаться весьма напряженной. Экономическая и бюджетная политика будет осуществляться в условиях развертывания следующих ключевых ограничений.

Неизбежным следствием спада прошедшего года будет то, что объем производства в реальном выражении окажется ниже уровня 1998 г. Даже при условии, что во втором полугодии в экономике начнется оживление, годовой ВВП составит лишь около 96% от объема 1998 г. Если же этого не произойдет и производство стабилизируется на уровне IV квартала истекшего года, то ВВП не превысит 94% от уровня 1998 г.

К концу прошедшего года начался инфляционный “разогрев” экономики, обусловленный, главным образом, динамикой валютного курса рубля. Рост потребительских цен за IV квартал 1998 г. составит 20-22%, что предопределяет соответствующие инфляционные ожидания. В начале 1999 г. прогнозируемый рост цен может значительно превысить 3-4% в месяц. При сложившихся параметрах бюджетной и денежно-кредитной политики это сделает практически недостижимой цель ограничения годовой инфляции значением в 30%.

В условиях масштабной инфляции неизбежно произойдет снижение уровня жизни населения, которое может принять обвальный характер. Сокращение реальных доходов населения достигнет 10% и более. Поддержка потребления за счет “накачки” денежных доходов (субсидий и проч.) будет жестко ограничена сужающимся предложением товарных ресурсов - как импорта, так и внутреннего производства.

Резко усилится недостаток финансовых ресурсов государства по сравнению с минимально необходимой величиной его расходов. Вследствие снижения ставок НДС и налога на прибыль уровень сбора “традиционных” видов федеральных налогов составит около 7% ВВП - минимальное значение за все годы реформ. Еще около 1.5% ВВП может быть получено за счет экспортных пошлин, подоходного налога и т. п. Таким образом, налоги составят 8.5% ВВП (по расчетам Минфина РФ - 10%), а все доходы федерального бюджета - около 10% ВВП. Процентные расходы в 1999 г. составят 4% ВВП. Следовательно, финансовая база для всех непроцентных расходов государства в предстоящем году не превысит 6-7% ВВП. В то же время только на финансирование обороны необходимо как минимум 3.5% ВВП, для оплаты труда бюджетников - 3% ВВП, для финансирования международной деятельности и помощи субъектам РФ - по 1% ВВП и т.д.

Крайне напряженно будет складываться баланс поступления и использования валютных ресурсов. С одной стороны, положительное сальдо торгового баланса может составить 19-22 млрд. долл. (его объем будет ограничен, прежде всего, необходимостью наполнения товарооборота за счет потребительского импорта). Еще 8-9 млрд. долл. может быть привлечено на государственном уровне и частным сектором за счет займов и инвестиций. Таким образом, поступление валютных ресурсов в страну в 1999 г. оценивается в 27-31 млрд. долл. С другой стороны, расходы валюты по каналам услуг, выплат по госдолгу и легального вывоза капитала могут составить 18-20 млрд. долл., а с учетом сложившихся в 1997-1998 гг. объемов скрытого вывоза капитала и долларизации экономики - 35-40 млрд. долл. Нерешенность данной проблемы неизбежно приведет либо к новой девальвации рубля (в 1.5-2 раза), либо к суверенному дефолту.

Наконец, в 1999 г. экономика будет функционировать в условиях усиливающегося дефицита денежных средств. При различных вариантах денежной эмиссии объем денежной массы (М2) в реальном выражении к концу 1999 г. составит не более 85% к ожидаемому уровню начала года. При этом возможности адаптации товарного производства к нехватке ликвидности во многом исчерпаны: согласно опросам предприятий (“Российский экономический барометр”), доля бартера в хозяйственных сделках еще в августе истекшего года достигла 54%, увеличившись за год на четверть. В таких условиях сжатие реальной денежной массы резко осложнит задачи повышения собираемости налогов и оживления производства во втором полугодии наступившего года.

2. Концепция экономической и бюджетной политики правительства

Предстоящий год станет переломным с точки зрения экономической политики.

До сих пор экономическая политика правительства сводилась, главным образом, к управлению ключевыми финансовыми параметрами (такими, как валютный курс, процентные ставки и т.п.). Теперь же речь идет о качественном увеличении масштабов государственного регулирования экономических процессов как на макро-, так и на микроуровне.

Концепция, заложенная в основу экономической политики 1999 г., опирается на следующие ключевые элементы и соответствующие им конкретные технологии, представленные в правительственных документах.

Первое. Смягчение кризиса неплатежей в экономике. Реструктуризация и поэтапная расшивка просроченной задолженности в реальном секторе, погашение задолженности перед получателями средств федерального бюджета.

Второе. Начало активной промышленной политики, направленной на поддержку экспорта, импортозамещение, формирование крупных корпораций. Признана необходимость оживления государственных инвестиций в высокоприбыльные сегменты экономики и отрасли высоких технологий.

Третье. Минимизация последствий финансового кризиса для населения. В этих целях планируется осуществить индексацию доходов населения, полностью погасить задолженность перед занятыми в бюджетной сфере и не допускать ее образования впредь.

Четвертое. Оживление общей хозяйственной конъюнктуры за счет снижения налоговой нагрузки на производственный сектор и частичного перераспределения ее на население. Вслед за сокращением налоговых поступлений в бюджет свертываются и государственные расходы.

Пятое. Жесткая привязка динамики денежной массы к объему золотовалютных резервов государства.

Все это, по замыслу авторов концепции, позволит, начиная со второго полугодия 1999 г., добиться перелома негативных макроэкономических тенденций - прекратить спад производства, снизить уровень неплатежей и ограничить по итогам года инфляцию величиной в 30%.

Решение важнейших из заявленных задач с использованием предложенных технологий объективно необходимо. Оно является предпосылкой для реализации трех обозначенных выше главных экономических целей, стоящих перед государством в 1999 г.

В то же время в рамках предложенной концепции экономической и бюджетной политики не удалось полностью снять противоречия и ограничения, обусловленные объективной разнонаправленностью экономических тенденций.
 

Переход к новой налоговой политике, ослабляющей нагрузку на товаропроизводителей (по НДС, налогу на прибыль, отчислениям во внебюджетные фонды, включая Пенсионный), будет сопровождаться сужением ресурсной базы государства. Сокращение бюджетного финансирования в первую очередь коснется социально-культурной сферы и государственных инвестиций (см. таблицу).

Уровень расходов федерального бюджета в 1999 г. (в %, в сопоставимых ценах)

 
Жесткий вариант1
Инфляционный вариант2
Вариант Минфина РФ3
к 1997 г.
к 1998 г.
к 1997 г.
к 1998 г.
к 1997 г.
к 1998 г.
Непроцентные расходы - всего4
49.8
79.0
57.4
91.1
63.4
100.6
Поддержка экономики 
21.6
87.4
25.7
103.6
30.2
122.0
Национальная оборона
60.1
124.8
66.9
138.7
67.2
139.3
Социально-культурные нужды
62.0
65.0
73.4
77.0
86.5
90.7
Фундаментальные исследования и содействие НТП
44.6
100.7
55.2
119.4
65.0
140.6
1 Инфляция - 45%, ВВП - 4340 млрд. руб., валютный курс (среднегодовой) - 21.2 руб./долл.
2 Инфляция - 60%, ВВП - 4693 млрд. руб., валютный курс (среднегодовой) - 24.2 руб./долл.
3 Инфляция - 30%, ВВП - 4000 млрд. руб., валютный курс (среднегодовой) - 21.5 руб./долл.
Подробное описание вариантов см. ниже.
4Без учета целевых бюджетных фондов, в методологии 1999 г.
Развитие экономики в 1999 г. будет определяться не столько приоритетами, заявленными в правительственных документах, сколько динамикой развертывания трендов и угроз. Основной выбор будет осуществляться в поле двух вариантов: либо высокая инфляция, эмиссия в масштабах 59-60 млрд. руб. (кредит ЦБ РФ Минфину на покрытие бюджетного дефицита), но при этом - стабилизация производства и исполнение бюджета по доходам и расходам; либо удержание инфляции, жесткий контроль за денежной массой при стагнации (в лучшем случае) производства и срыве бюджетного процесса.

3. Варианты экономической и бюджетной политики

Первый (жесткий) вариант экономической политики строился из предположения, что приоритет будет отдан сдерживанию инфляции.

Объем денежной эмиссии будет определяться исходя из жесткой привязки денежной базы к золотовалютным резервам при среднегодовом значении обменного курса рубля на уровне 21-22 руб./долл. (как это предусмотрено целевым вариантом прогноза Минэкономики). При таком ограничении эмиссия составит около 50 млрд. руб.

Будут реализованы меры по сокращению нелегального вывоза капитала за рубеж, его объем снизится по сравнению с истекшим годом в четыре раза. С учетом ожидаемого увеличения экспорта и сокращения импорта это позволит несколько расширить золотовалютные резервы (почти на 1 млрд. долл.).

Объем расходов бюджета, за исключением выплат по внешнему долгу, расходов на международную деятельность и оборону будет определяться доходами и возможностью покрытия бюджетного дефицита. При этом эмиссионные источники такого покрытия не превысят величину, предусмотренную проектом бюджета (32-33 млрд. руб.).

Реализация таких предпосылок приведет к поступательному снижению инфляции, во втором полугодии - до 1-2% в месяц. Однако инфляционный “разогрев”, наметившийся в 1998 г., не позволит выйти на намеченный ориентир: годовой уровень инфляции составит не 30%, а 45%.

Произойдет резкое сокращение государственных расходов. Непроцентные расходы федерального бюджета снизятся до 7.3% ВВП, т. е. в 1.8 раза больше, чем в 1997 г. Это послужит одним из факторов ухудшения социальной ситуации в стране. Уровень реальных доходов населения снизится на 16%.

Столь масштабное сжатие реальных доходов населения, сокращение бюджетных расходов и жесткая монетарная политика не позволят реализовать те преимущества, которые обеспечивает сокращение импорта. Произойдет быстрое уменьшение внутреннего спроса до уровня, обеспечиваемого текущими объемами производства и импорта. Это резко затруднит возможность оживления экономики во втором полугодии, по итогам года спад ВВП составит около 6%.

Второй (инфляционный) вариант строился исходя из предположения, что расходы федерального бюджета будут соответствовать проектировкам Минфина РФ. Соответственно, разрыв между доходами и расходами будет покрываться за счет эмиссии.

Предполагалось также, что рост оптовых цен производителей будет отставать от роста потребительских цен вследствие сдерживания цен на продукцию “естественных монополий”, т. е. оптовые цены будут играть роль антиинфляционного якоря.

При таких условиях уровень инфляции будет значительно выше, чем в жестком варианте. Инфляция будет зависеть, в основном, от трех факторов: динамики обменного курса рубля, динамики оптовых цен и масштабов денежной эмиссии. Во втором полугодии ее уровень составит 3-4% в месяц, а в целом за год рост цен достигнет 60%. Эмиссия, определяемая бюджетным дефицитом, составит около 60 млрд. руб. Валютный курс к концу года достигнет 30 руб./долл.

Данный сценарий характеризуется более мягкой бюджетной политикой по сравнению с первым. Непроцентные расходы составят более 8% ВВП, т.е. останутся примерно на уровне 1998 г.

Сокращение реальных доходов населения, хотя и останется весьма значительным (10%), будет меньше, чем при реализации жесткого варианта. Это позволит уменьшить спад товарооборота - с 7% в предшествующем варианте до 4%.

Поддержание конечного спроса со стороны домашних хозяйств и государства, а также ослабление монетарных ограничений позволят реализовать преимущества импортозамещения. Развитие производства будет определяться динамикой конечного спроса, инфляции и денежного предложения. Инерционные тренды второй половины 1998 г. предопределят стагнацию промышленного производства в первом полугодии 1999 г. Только в III и IV кварталах возможно будет достичь некоторого оживления промышленного производства - на 1.5-2% за квартал (сезонность исключена). В целом за год масштабы падения выпуска в промышленности уменьшатся с 4.2 до 2.5%.

Объем экспорта будет определяться негативной мировой конъюнктурой, связанной с начавшейся понижательной фазой мирового хозяйственного цикла, а также внутренними факторами - прогнозируемыми объемами производства энергосырьевых ресурсов, динамикой внутреннего спроса и ожидаемой динамикой валютного курса. Объем экспорта товаров составит 74.3 млрд. долл. (101% к уровню 1998 г.). Сокращение импорта будет определяться инфляционным сжатием внутреннего спроса и низким обменным курсом рубля. Объем импорта, необходимого для товарного наполнения розничного товарооборота, инвестиций и др., оценивается в 55.3 млрд. долл. (96%).

4. Неотложные действия

Предотвращение негативного развития событий и возможность оживления экономики будут зависеть от результативности следующих оперативных мер, приобретающих в условиях 1999 г. чрезвычайно важное значение (см. схему):

Необходимые меры экономической политики в условиях 1999 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Основные макроэкономические индикаторы
 
 
1997г.
(отчет)
1998г.
(оценка)
1999 г. (прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
варианты 
Минэкономики РФ
целевой
II
Валовой внутренний продукт, млрд. руб.
2586
2736
4340
4693
4000
4400
в % к предшествующему году, %
100.8
93.8
94.1
96.4
97
95
индекс-дефлятор, %
116.6
113
169
178
151
169
Продукция промышленности, млрд. руб.
1576
1620
2215
2344
2180
2215
в % к предшествующему году, %
102.0
94.5
95.8
97.5
97
95
индекс-дефлятор, %
109.4
109
143
149
137
143
Розничный товарооборот,  
млрд. руб.
864.1
1086
1901
2017
1590
1775
в % к предшествующему году
102.3
98.4
93.0
96.0
96
95
индекс-дефлятор
-
128
188
193
158
180
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
408.8
396
527
584
495
515
в % к предшествующему году
95.0
91.9
94.2
95.9
93
90
индекс-дефлятор
114.5
105
142
154
134
144
Экспорт, млрд. долл.
88.7
73.6
75.1
74.3
76.5
74.6
в % к предшествующему году
-
83.0
102.0
101.0
103
101
Импорт, млрд. долл.
71.4
57.6
53.0
55.3
55.0
52.6
в % к предшествующему году
-
80.6
92.0
96.0
93.5
89.0
Обменный курс доллара:
на конец периода, руб./долл.
6.0
20.9
22.5
29.7
-
-
в среднем за год, руб./долл.
5.8
9.7
21.2
24.2
21.5
-
темп роста за период, %
-
350
108
142
-
-
Индексы цен (декабрь к декабрю):
потребительские цены, %
111
181
145
160
130
150
цены производителей в промышленности, %
107.5
123
127
147
119.7
-
 

Таблица 2. Основные характеристики федерального бюджета*, млрд. руб.
 
 
1997 г.
(отчет)
1998 г.
(оценка)
1999 г.(прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
вариант
Минфина РФ
ДОХОДЫ ВСЕГО
310.8
254.5
422.1
483.1
473.6
Налоговые доходы
261.7
221.9
353.8
408.0
399.1
Налог на прибыль
36.3
32.0
42.0
50.7
34.6
Подоходный налог с физических лиц
1.7
0.1
26.9
26.9
25.2
Налог на добавленную стоимость
127.2
101.1
125.3
141.5
145.2
Акцизы
55.3
49.9
63.5
75.6
87.1
Ресурсные платежи
7.4
3.3
5.4
6.5
9.1
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
25.3
31.6
84.3
100.0
91.3
экспортные пошлины
0.1
0.0
29.4
34.0
30.8
импортные пошлины
24
26.5
54.9
66.0
60.5
таможенные сборы и платежи
1.1
5.0
0.0
0.0
0.0
Другие виды налогов
8.5
4.0
6.4
6.9
6.6
Неналоговые доходы
11.6
8.6
30.2
33.9
33.0
Доходы целевых бюджетных фондов
37.5
24.0
38.1
41.2
41.6
РАСХОДЫ ВСЕГО
484
407.0
522.8
616.5
574.9
Непроцентные расходы  
(без целевых бюджетных фондов)
337
239.4
318.9
387.8
363.6
Расходы целевых бюджетных фондов
29.2
21.8
35.6
44.5
44.5
Процентные расходы
117.8
145.9
168.4
184.3
166.8
обслуживание внутреннего долга
94
105.4
69.6
71.8
66.9
обслуживание внешнего долга
23.8
40.4
98.7
112.5
99.9
ДЕФИЦИТ
173.2
152.5
100.8
133.5
101.3
первичный дефицит
55.4
6.7
-67.6
-50.8
-65.5
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА
Внутреннее финансирование
119.7
17.0
22.7
22.7
22.7
Внешнее финансирование
53.5
98.3
45.4
51.7
45.9
Получение кредитов
63.0
146.0
150.1
171.0
151.9
Погашение кредитов
9.5
47.6
104.7
119.3
106.0
Другие источники финансирования
0.0
37.2
32.7
59.1
32.7
* Доходы и расходы федерального бюджета приведены в методологии 1999 г. Соответственно, доходы от приватизации, от реализации госзапасов и т.п. исключены из доходов бюджета и показаны в покрытии дефицита.
 

Таблица 3. Основные характеристики федерального бюджета*, % к ВВП
 
 
1997 г.
(отчет)
1998 г.
(оценка)
1999 г. (прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
вариант
Минфина РФ
ДОХОДЫ ВСЕГО
12.0
9.3
9.7
10.3
11.8
Налоговые доходы
10.1
8.1
8.2
8.7
10.0
Налог на прибыль
1.4
1.2
1.0
1.1
0.9
Подоходный налог с физических лиц
0.1
0.0
0.6
0.6
0.6
Налог на добавленную стоимость
4.9
3.7
2.9
3.0
3.6
Акцизы
2.1
1.8
1.5
1.6
2.2
Ресурсные платежи
0.3
0.1
0.1
0.1
0.2
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
1.0
1.2
1.9
2.1
2.3
экспортные пошлины
0.0
0.0
0.7
0.7
0.8
импортные пошлины
0.9
1.0
1.3
1.4
1.5
таможенные сборы и платежи
0.0
0.2
0.0
0.0
0.0
Другие виды налогов
0.3
0.1
0.1
0.1
0.2
Неналоговые доходы
0.5
0.3
0.7
0.7
0.8
Доходы целевых бюджетных фондов
1.4
0.9
0.9
0.9
1.0
РАСХОДЫ ВСЕГО
18.7
14.9
12.0
13.1
14.4
Непроцентные расходы  
(без целевых бюджетных фондов)
13
8.8
7.3
8.3
9.1
Расходы целевых бюджетных фондов
1.1
0.8
0.8
0.9
1.1
Процентные расходы
4.6
5.3
3.9
3.9
4.2
Обслуживание внутреннего долга
3.6
3.9
1.6
1.5
1.7
Обслуживание внешнего долга
0.9
1.5
2.3
2.4
2.5
ДЕФИЦИТ
6.7
5.6
2.3
2.8
2.5
первичный дефицит
2.1
0.2
-1.6
-1.1
-1.6
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА
Внутреннее финансирование
4.6
0.6
0.5
0.5
0.6
Внешнее финансирование
2.1
3.8
1.0
1.1
1.1
Другие источники финансирования
0.0
1.4
0.8
1.3
0.8
* Доходы и расходы федерального бюджета приведены в методологии 1999 г. Соответственно, доходы от приватизации, от реализации госзапасов и т.п. исключены из доходов бюджета и показаны в покрытии дефицита.
 

Таблица 4. Основные показатели денежных доходов и расходов домашних хозяйств, млрд. руб.
 
 
1998г.
(оценка)
1999 г. (прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
вариант
Минэкономики РФ
Денежные доходы - всего
1650
2607
2878
2440
в том числе:
фонд оплаты труда
712
1119
1137
980
пенсии, пособия
232
300
319
-
прочие доходы
707
1188
1422
-
Денежные расходы - всего
1643
2571
2819
2430
в том числе:
потребительские расходы
1341
2219
2450
2020
налоги и взносы
100
157
160
130
сбережения всего
202
195
210
280
Прирост наличных денег на руках у населения
7
35
58
10
 

Таблица 5. Структура денежных доходов и расходов домашних хозяйств, %
 
 
1998г.
(оценка)
1999 г.(прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
вариант
Минэкономики РФ
Денежные доходы - всего
100
100
100
100
в том числе:
фонд оплаты труда
43.1
42.9
39.5
40.2
пенсии, пособия
14.0
11.5
11.1
-
прочие доходы
42.8
45.6
49.4
-
Денежные расходы - всего
99.6
98.6
98.0
99.6
в том числе:
потребительские расходы
81.2
85.1
85.1
82.8
налоги и взносы
6.1
6.0
5.6
5.3
сбережения всего
12.3
7.5
7.3
11.5
Прирост наличных денег на руках у населения
0.4
1.4
2.0
0.4
 
Таблица 6. Денежные агрегаты, млрд. руб.
 
 
1998 г.
01/01/99
01/10/2000.
Прирост
01/01
01/04
01/07
01/10
млрд. руб.
%
Жесткий вариант
Денежная база (широкая)
195.6
172.2
176.9
196
232
282
50
121
Денежный агрегат М2 - всего
в том числе:
374.1
360.4
368.6
366
423
514
91
122
наличные деньги (М0)
130.4
119.1
129.8
154
186
228
42
123
депозиты населения
144.2
154.6
156.9
125
132
157
25
119
средства реального сектора
99.5
86.7
81.9
87
105
129
24
122
Инфляционный вариант
Денежная база (широкая)
195.6
172.2
176.9
196
232
307
75
132
Денежный агрегат М2 - всего в том числе:
374.1
360.4
368.6
366
423
557
134
132
наличные деньги (М0)
130.4
119.1
129.8
154
186
253
67
136
депозиты населения
144.2
154.6
156.9
125
132
164
32
124
средства реального сектора
99.5
86.7
81.9
87
105
140
35
134
 

Таблица 7. Баланс поступлений и расхода валюты, млрд. долл.
 
 
1997 г. (факт)
1998 г. (оценка)
1999 г. (прогноз)
жесткий вариант
инфляционный вариант
ПОСТУПЛЕНИЯ
62.7
39.1
31.2
27.1
Торговый баланс
17.3
16.0
22.1
19.1
Ссуды, займы, портфельные инвестиции - всего 
в том числе:
45.4
23.1
9.1
8.1
сектор государственного управления  
(кредиты, еврооблигации)
12.1
16.6
7.1
7.1
нерезиденты (ГКО/ОФЗ)
10.9
0.0
0.0
0.0
банки
8.9
1.6
0.0
0.0
нефинансовый сектор
13.5
4.9
2.0
1.0
РАСХОДЫ
-55.3
-41.8
-28.0
-26.0
Баланс услуг
-5.2
-2.9
-1.4
-1.2
Выплаты по госдолгу (%, основной долг)
-6.5
-11.1
-9.6
-9.6
Прирост наличной валюты
-13.4
-0.1
-5.0
-3.0
Отток капитала - всего 
в том числе:
-11.5
-15.4
-9.0
-6.8
нерезиденты (ГКО/ОФЗ)  
-2.2
-1.2
-0.4
банки
-1.2
-5.6
-1.8
-1.4
нефинансовый сектор
-10.3
-7.6
-6.0
-5.0
"Бегство" капитала
-18.7
-12.3
-3.0
-5.5
ПРИРОСТ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ  
(ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -) 
1.9
-5.6
0.8
-1.5
Невязка *
5.4
2.9
2.4
2.8
* Включая предоставленные кредиты, капитальные трансферты, оплату труда и др.