![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Прогноз развития российской экономики в 1999 г. разрабатывался в двух вариантах.
Первый вариант (инерционный) был построен для оценки масштабов тех дисбалансов, которые могут возникнуть в экономике страны при сохранении основных тенденций и условий хозяйствования, сложившихся во втором полугодии текущего года. Соответствующий сценарий, в частности, предполагает следующее:
Можно выделить два фактора, которые будут позитивно влиять на экономическую конъюнктуру в 1999 г. и, при благоприятных условиях, способны привести к оживлению производства.
Во-первых, судя по оперативным
данным за октябрь, спад промышленного производства, начавшийся в мае текущего
года, практически завершился. В октябре объем промышленного производства
оказался выше, чем в сентябре, на 3.7% (сезонность исключена). В целом
по итогам IV квартала ожидается прирост выпуска промышленной продукции
по сравнению с III кварталом на 1-1.5% (см. таблицу). Это создает значительно
более благоприятные, чем ожидалось, стартовые условия для развития производства
в 1999 г.
|
|
|
|
|
Валовой внутренний продукт |
|
|
|
|
Промышленное производство |
|
|
|
|
Розничный товарооборот |
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) |
|
|
|
|
В то же время экономическая ситуация в 1999 г. будет оставаться весьма напряженной. Ее анализ показал следующее.
1. Объем производства в реальном выражении будет ниже уровня текущего года. Даже при условии, что уже во втором квартале в экономике начнется оживление (рост производства за квартал к предшествующему кварталу составит 1-1.5%, сезонность исключена), годовой ВВП составит 95.5-96% от объема 1998 г. Если же оживления не произойдет и производство стабилизируется на уровне IV квартала текущего года, то годовой ВВП не превысит 93-94% от уровня 1998 г.
2. Неизбежно произойдет падение уровня жизни населения. Сокращение реальных доходов за год оценивается в 8-10%, товарооборота - в 6-9%. Следует отметить, что расширение товарооборота за счет "накачки" денежных доходов населения (индексация оплаты труда и пенсий, погашение задолженности и т. п.) будет ограничено со стороны предложения товарных ресурсов (импорта и внутреннего производства). Преодоление этого ограничения и, соответственно, снижение инфляционных последствий индексации доходов будут зависеть от результативности политики импортозамещения.
3. Предельно напряженной будет ситуация с исполнением федерального бюджета.
При сохранении собираемости основных налогов на уровне 1997-1998 гг. объем их поступления в федеральный бюджет составит 8.3-8.4% ВВП. Дополнительно за счет индексации ставок акцизов, введения экспортных пошлин и других мер, предложенных Минфином, может быть получено налогов в объеме 2-2.2% ВВП. С учетом неналоговых поступлений, а также доходов целевых фондов потенциал доходов федерального бюджета оценивается в 1999 г. в пределах 11.5-12% ВВП. Вместе с тем только необходимые непроцентные расходы федерального бюджета (включая целевые фонды, без учета инвестиций) составляют 11-12% ВВП, а платежи по обслуживанию государственного долга в 1999 г. (без учета реструктуризации внешнего долга) - 6-6.5% ВВП.
Таким образом, объем бюджетного дефицита в 1999 г. может превысить 7-8% ВВП. Общая величина неэмиссионного покрытия дефицита федерального бюджета, с учетом амортизации внешнего долга, составит менее 1% ВВП. В складывающейся ситуации без привлечения внешних кредитов в объеме не менее 5-5.5 млрд. долл. и решения проблемы обслуживания внешнего долга денежная эмиссия может превысить 150-200 млрд. руб., что неизбежно приведет к гиперинфляции.
4. Крайне напряженно складывается баланс поступления и использования валютных ресурсов.
Основной источник притока валюты в страну (положительное сальдо торгового баланса) может составить 15-22 млрд. долл. Его объем будет ограничен, прежде всего, необходимостью наполнения товарооборота за счет потребительского импорта. Еще 6-8 млрд. долл. может быть привлечено на государственном уровне и частным сектором за счет займов и инвестиций. Следовательно, поступление валютных ресурсов в страну в 1999 г. составит 21-30 млрд. долл. Расходы валюты по каналам услуг, выплаты по госдолгу (без учета реструктуризации) и легальный вывоз капитала могут составить 27-28 млрд. долл., а с учетом сложившихся объемов скрытого вывоза капитала и долларизации экономики - 45-48 млрд. долл. Таким образом, недостаток валютных ресурсов может составить 15-27 млрд. долл. Отсутствие решения данной проблемы неизбежно приведет либо к новой девальвации рубля (в 1.5-2 раза), либо к суверенному дефолту.
5. Экономика будет функционировать при увеличивающемся дефиците денежных средств. При различных вариантах инфляционно допустимой эмиссии (не вызывающей срыв в гиперинфляцию) объем денежной массы (М2) в реальном выражении к концу 1999 г. составит 70-75% к докризисному уровню (01.08.98 г.). При этом следует учитывать, что возможности адаптации производства к нехватке ликвидности во многом исчерпаны: так, согласно опросам предприятий (проведенным "РЭБ"), доля бартера в хозяйственных сделках еще в августе достигла 54%, увеличившись за год на четверть. Сжатие реальной денежной массы будет способствовать рецессии и росту неплатежей.
3. Характеристики вероятного сценария
В рамках вероятного сценария развитие производства будет определяться динамикой конечного спроса, инфляции и денежного предложения. Инерционные тренды второй половины 1998 г. предопределят стагнацию промышленного производства в начале 1999 г. Только со II квартала возможно будет достичь некоторого оживления промышленного производства. Однако, несмотря на него, общее сокращение выпуска продукции промышленности за год составит 3%.
Динамика обменного курса рубля будет ориентироваться на соотношение денежной базы и золотовалютных резервов. Последние будут зависеть от условий сведения платежного баланса и при реализации данного сценария сократятся на 1.5 млрд. долл. при росте денежной базы на 27%. Отсюда вытекает, что обменный курс сохранит повышательную тенденцию и к концу года достигнет 25 руб./долл.
Уровень инфляции будет зависеть, в основном, от трех факторов: динамики обменного курса рубля, динамики оптовых цен и масштабов денежной эмиссии. При складывающихся параметрах этих факторов инфляция (прирост потребительских цен) в 1999 г. составит 49%. В I-III кварталах ее индекс будет колебаться в пределах 9-10% за квартал, а в IV квартале может увеличиться до 13%. Индекс оптовых цен производителей промышленной продукции по прогнозу составит за 1999 г. 45%.
Реальные доходы населения снизятся на 10% по сравнению с 1998 г. - в основном за счет сокращения оплаты труда (11%) и социальных выплат (27%). Несоответствие между спадами товарооборота (6%) и реальных доходов населения объясняется уменьшением склонности населения к сбережению: с 11.5% в 1998 г. до 8% в 1999 г.
Реализация отмеченных выше мер по расширению налоговой базы бюджета может повысить собираемость налогов с 8.0% ВВП до 10.6% ВВП. Процентные выплаты, определявшиеся исходя из условий реструктуризации внутреннего и внешнего долга, составят 4.3% ВВП. При условии, что непроцентные выплаты будут ограничены 8.7% ВВП, первичный профицит бюджета составит 2.2% ВВП, а общий дефицит - 2.1% ВВП. В этом случае необходимая для покрытия бюджетного дефицита денежная эмиссия составит 60 млрд. руб.
В части обслуживания внешнего долга предполагается сокращение выплат по графику за счет реструктуризации долга СССР (процентные выплаты) и части выплат по основному долгу России. В покрытии бюджетного дефицита предусматривалось привлечение сектором государственного управления внешних кредитов в размере 5.3 млрд. долл. (включая 3.5 млрд. долл. от МВФ, 1.5 млрд. долл. от Всемирного банка, 0.3 млрд. долл. - от Японии).
Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга (выплата процентов) составят в 1999 г. 91 млрд. руб. При этом основная часть процентных расходов (40 млрд. руб.) придется на выплаты по реструктурированным ГКО/ОФЗ. Остальные процентные расходы обусловливаются выплатами по внутреннему валютному долгу (10 млрд. руб.), по ОГСЗ (16 млрд. руб., из расчета средней ставки 65% годовых в 1999 г.), по нереструктурированной части ГКО/ОФЗ (15 млрд. руб.), а также по новым ценным бумагам, выпускаемым в покрытие бюджетного дефицита (3.5 млрд.руб, из расчета средней ставки 70% годовых), по векселям Министерства финансов и проч.
Объем экспорта будет определяться негативной мировой конъюнктурой, связанной с начавшейся понижательной фазой мирового хозяйственного цикла, а также внутренними факторами - прогнозируемыми объемами производства энергосырьевых ресурсов, динамикой внутреннего спроса и ожидаемой динамикой валютного курса. Объем экспорта товаров составит 75-76 млрд. долл., или 101.5-102.8% к уровню 1998 г. Сокращение импорта будет определяться инфляционным сжатием внутреннего спроса и низким курсом рубля. Объем импорта, необходимого для товарного наполнения розничного товарооборота, инвестиций и др., оценивается в 60 млрд. долл.
4. Неотложные действия
Предотвращение негативного сценария и возможность оживления экономики будут зависеть от результативности следующих оперативных мер, которые приобретут в условиях следующего года жизненно важное значение:
|
|
|
|||
|
|
|
|||
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
Промышленная продукция, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
Розничный товарооборот, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
индекс-дефлятор, % |
|
|
|
|
|
Экспорт, млрд. долл. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
Импорт, млрд. долл. |
|
|
|
|
|
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
|
Обменный курс рубля: | |||||
на конец периода, руб./долл. |
|
|
|
|
|
в среднем за год, руб./долл. |
|
|
|
|
|
темп роста за период, % |
|
|
|
|
|
Индексы цен (декабрь к декабрю): | |||||
потребительские цены, % |
|
|
|
|
|
цены производителей в промышленности, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||
ДОХОДЫ - ВСЕГО |
|
|
|
|
Налоговые доходы |
|
|
|
|
Налог на прибыль |
|
|
|
|
Подоходный налог с физических лиц |
|
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
|
Акцизы |
|
|
|
|
Ресурсные платежи |
|
|
|
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
|
|
|
|
экспортные пошлины |
|
|
|
|
импортные пошлины |
|
|
|
|
таможенные сборы и платежи |
|
|
|
|
Другие виды налогов |
|
|
|
|
Неналоговые доходы |
|
|
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
РАСХОДЫ - ВСЕГО |
|
|
|
|
Непроцентные расходы (без целевых бюджетных фондов) |
|
|
|
|
Расходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
Процентные расходы |
|
|
|
|
обслуживание внутреннего долга |
|
|
|
|
обслуживание внешнего долга |
|
|
|
|
ДЕФИЦИТ |
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
Первичный дефицит |
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА | ||||
Внутреннее финансирование |
|
|
|
|
Внешнее финансирование |
|
|
|
|
Получение кредитов |
|
|
|
|
Погашение кредитов |
|
|
|
|
Другие источники финансирования |
|
|
|
|
* - Объем налоговых доходов и доходов целевых бюджетных фондов отличается от варианта Минфина (соответственно 478.2 и 3.5 млрд. руб.) на величину налога на пользователей автодорог (13.7 млрд. руб.) и налога на реализацию ГСМ (17.1 млрд. руб.), зачисляемых на счет Федерального дорожного фонда, который целиком относится к целевым бюджетным фондам. Такой подход соответствует методологии 1998 г. |
|
|
|
||
|
|
|||
ДОХОДЫ - ВСЕГО |
|
|
|
|
Налоговые доходы |
|
|
|
|
Налог на прибыль |
|
|
|
|
Подоходный налог с физических лиц |
|
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
|
Акцизы |
|
|
|
|
Ресурсные платежи |
|
|
|
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
|
|
|
|
экспортные пошлины |
|
|
|
|
импортные пошлины |
|
|
|
|
таможенные сборы и платежи |
|
|
|
|
Другие виды налогов |
|
|
|
|
Неналоговые доходы |
|
|
|
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
РАСХОДЫ - ВСЕГО |
|
|
|
|
Непроцентные расходы (без целевых бюджетных фондов) |
|
|
|
|
Расходы целевых бюджетных фондов |
|
|
|
|
Процентные расходы |
|
|
|
|
Обслуживание внутреннего долга |
|
|
|
|
Обслуживание внешнего долга |
|
|
|
|
ДЕФИЦИТ |
|
|
|
|
Первичный дефицит |
|
|
|
|
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА | ||||
Внутреннее финансирование |
|
|
|
|
Внешнее финансирование |
|
|
|
|
Другие источники финансирования |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
||||
Денежные доходы - всего |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
в том числе: | |||||||
фонд оплаты труда |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
пенсии, пособия |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
прочие доходы |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
Денежные расходы - всего |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
в том числе: | |||||||
потребительские расходы |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
налоги и взносы |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
сбережения - всего |
|
|
|
|
|
|
|
% к ВВП |
|
|
|
|
|||
прирост депозитов |
|
|
|
|
|
|
|
прирост ценных бумаг |
|
|
|
|
|
|
|
покупка валюты |
|
|
|
|
|
|
|
Прирост наличных денег на руках у населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
Инерционный вариант | ||||||||
Денежная база (широкая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежный агрегат М2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
депозиты населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства реального сектора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мультипликатор |
|
|
|
|
|
|
||
Вероятный вариант | ||||||||
Денежная база (широкая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежный агрегат М2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
депозиты населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства реального сектора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мультипликатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ |
|
|
|
Торговый баланс |
|
|
|
экспорт |
|
|
|
импорт |
|
|
|
Баланс услуг |
|
|
|
экспорт |
|
|
|
импорт |
|
|
|
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) |
|
|
|
к получению от нерезидентов |
|
|
|
к выплате нерезидентам |
|
|
|
сектор госуправления (% по госкредитам и еврооблигациям) |
|
|
|
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ (ВКЛЮЧАЯ ОШИБКИ И ПРОПУСКИ) |
|
|
|
Портфельные инвестиции в сектор государственного управления |
|
|
|
ГКО/ОФЗ |
|
|
|
еврооблигации, ОВВЗ |
|
|
|
Наличная иностранная валюта |
|
|
|
Ссуды и займы негосударственного сектора (сальдо) |
|
|
|
Вывоз капитала (ошибки и пропуски, непоступившая экспортная выручка, непогашенные импортные авансы) |
|
|
|
Ссуды и займы государственного сектора |
|
|
|
получено (привлечено) |
|
|
|
амортизация |
|
|
|
Прочие элементы счета капитала (сальдо) |
|
|
|
ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ (ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -) |
|
|
|
Остаток валютных резервов |
|
|
|
в месяцах импорта |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||
ПОСТУПЛЕНИЯ |
|
|
|
|
Торговый баланс |
|
|
|
|
Ссуды, займы, портфельные инвестиции |
|
|
|
|
сектор государственного управления (кредиты, еврооблигации) |
|
|
|
|
нерезиденты (ГКО/ОФЗ) |
|
|
|
|
банки |
|
|
|
|
нефинансовый сектор |
|
|
|
|
РАСХОДЫ |
|
|
|
|
Баланс услуг |
|
|
|
|
Выплаты по госдолгу (%, основной долг)* |
|
|
|
|
Прирост наличной валюты |
|
|
|
|
Отток капитала |
|
|
|
|
нерезиденты (ГКО/ОФЗ) |
|
|
|
|
банки |
|
|
|
|
нефинансовый сектор |
|
|
|
|
"Бегство" капитала |
|
|
|
|
ПРИРОСТ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ (ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -) |
|
|
|
|
Невязка** |
|
|
|
|
*
- Во втором (вероятном) варианте на 1999 г. предусмотрено обслуживание
только долга России
** - Включая предоставленные кредиты, капитальные трансферты, оплату труда и др. |