Справочная система сервера Статистическая база данных Экспресс-анализ Периодические издания Специальные материалы Архив АЛ "Веди"
 
Прогноз социально-экономического развития России в 1999 г.
 
Андрей БЕЛОУСОВ,
Центр макроэкономического анализа
и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН
1. Условия двух вариантов прогноза на 1999 г.

Прогноз развития российской экономики в 1999 г. разрабатывался в двух вариантах.

Первый вариант (инерционный) был построен для оценки масштабов тех дисбалансов, которые могут возникнуть в экономике страны при сохранении основных тенденций и условий хозяйствования, сложившихся во втором полугодии текущего года. Соответствующий сценарий, в частности, предполагает следующее:

Второй вариант (вероятный) был разработан исходя из наиболее вероятного сценария развития событий в соответствии с официально принятой правительством РФ программой мер по стабилизации социально-экономического положения в стране. В нем предусматривается, что: 2. Оценка ключевых трендов и угроз

Можно выделить два фактора, которые будут позитивно влиять на экономическую конъюнктуру в 1999 г. и, при благоприятных условиях, способны привести к оживлению производства.

Во-первых, судя по оперативным данным за октябрь, спад промышленного производства, начавшийся в мае текущего года, практически завершился. В октябре объем промышленного производства оказался выше, чем в сентябре, на 3.7% (сезонность исключена). В целом по итогам IV квартала ожидается прирост выпуска промышленной продукции по сравнению с III кварталом на 1-1.5% (см. таблицу). Это создает значительно более благоприятные, чем ожидалось, стартовые условия для развития производства в 1999 г.
 

Ежеквартальное изменение макроэкономических индикаторов в 1998 г.
(темп роста к предшествующему кварталу, сезонность исключена)
 
 
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Валовой внутренний продукт
100.8
97.9
92.7
94.0
Промышленное производство
100.6
96.4
91.1
101.3
Розничный товарооборот
102.0
100.0
94.8
91.2
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
96.2
97.1
98.7
98.9
 
Во-вторых, образовался некоторый запас для расширения производства, связанный с превышением конечного спроса над объемами производства и импорта. Главным образом, оно обусловлено ожидаемым в 1999 г. масштабным увеличением экспортно-импортного сальдо, в зависимости от сценария, на 30-80% по сравнению с текущим годом. Это превышение спроса над предложением создает возможность для оживления производства. Ее реализация, однако, будет зависеть от решения проблемы неплатежей, нормализации оборотного капитала предприятий, а также удержания уровня инфляции в приемлемых рамках.

В то же время экономическая ситуация в 1999 г. будет оставаться весьма напряженной. Ее анализ показал следующее.

1. Объем производства в реальном выражении будет ниже уровня текущего года. Даже при условии, что уже во втором квартале в экономике начнется оживление (рост производства за квартал к предшествующему кварталу составит 1-1.5%, сезонность исключена), годовой ВВП составит 95.5-96% от объема 1998 г. Если же оживления не произойдет и производство стабилизируется на уровне IV квартала текущего года, то годовой ВВП не превысит 93-94% от уровня 1998 г.

2. Неизбежно произойдет падение уровня жизни населения. Сокращение реальных доходов за год оценивается в 8-10%, товарооборота - в 6-9%. Следует отметить, что расширение товарооборота за счет "накачки" денежных доходов населения (индексация оплаты труда и пенсий, погашение задолженности и т. п.) будет ограничено со стороны предложения товарных ресурсов (импорта и внутреннего производства). Преодоление этого ограничения и, соответственно, снижение инфляционных последствий индексации доходов будут зависеть от результативности политики импортозамещения.

3. Предельно напряженной будет ситуация с исполнением федерального бюджета.

При сохранении собираемости основных налогов на уровне 1997-1998 гг. объем их поступления в федеральный бюджет составит 8.3-8.4% ВВП. Дополнительно за счет индексации ставок акцизов, введения экспортных пошлин и других мер, предложенных Минфином, может быть получено налогов в объеме 2-2.2% ВВП. С учетом неналоговых поступлений, а также доходов целевых фондов потенциал доходов федерального бюджета оценивается в 1999 г. в пределах 11.5-12% ВВП. Вместе с тем только необходимые непроцентные расходы федерального бюджета (включая целевые фонды, без учета инвестиций) составляют 11-12% ВВП, а платежи по обслуживанию государственного долга в 1999 г. (без учета реструктуризации внешнего долга) - 6-6.5% ВВП.

Таким образом, объем бюджетного дефицита в 1999 г. может превысить 7-8% ВВП. Общая величина неэмиссионного покрытия дефицита федерального бюджета, с учетом амортизации внешнего долга, составит менее 1% ВВП. В складывающейся ситуации без привлечения внешних кредитов в объеме не менее 5-5.5 млрд. долл. и решения проблемы обслуживания внешнего долга денежная эмиссия может превысить 150-200 млрд. руб., что неизбежно приведет к гиперинфляции.

4. Крайне напряженно складывается баланс поступления и использования валютных ресурсов.

Основной источник притока валюты в страну (положительное сальдо торгового баланса) может составить 15-22 млрд. долл. Его объем будет ограничен, прежде всего, необходимостью наполнения товарооборота за счет потребительского импорта. Еще 6-8 млрд. долл. может быть привлечено на государственном уровне и частным сектором за счет займов и инвестиций. Следовательно, поступление валютных ресурсов в страну в 1999 г. составит 21-30 млрд. долл. Расходы валюты по каналам услуг, выплаты по госдолгу (без учета реструктуризации) и легальный вывоз капитала могут составить 27-28 млрд. долл., а с учетом сложившихся объемов скрытого вывоза капитала и долларизации экономики - 45-48 млрд. долл. Таким образом, недостаток валютных ресурсов может составить 15-27 млрд. долл. Отсутствие решения данной проблемы неизбежно приведет либо к новой девальвации рубля (в 1.5-2 раза), либо к суверенному дефолту.

5. Экономика будет функционировать при увеличивающемся дефиците денежных средств. При различных вариантах инфляционно допустимой эмиссии (не вызывающей срыв в гиперинфляцию) объем денежной массы (М2) в реальном выражении к концу 1999 г. составит 70-75% к докризисному уровню (01.08.98 г.). При этом следует учитывать, что возможности адаптации производства к нехватке ликвидности во многом исчерпаны: так, согласно опросам предприятий (проведенным "РЭБ"), доля бартера в хозяйственных сделках еще в августе достигла 54%, увеличившись за год на четверть. Сжатие реальной денежной массы будет способствовать рецессии и росту неплатежей.

3. Характеристики вероятного сценария

В рамках вероятного сценария развитие производства будет определяться динамикой конечного спроса, инфляции и денежного предложения. Инерционные тренды второй половины 1998 г. предопределят стагнацию промышленного производства в начале 1999 г. Только со II квартала возможно будет достичь некоторого оживления промышленного производства. Однако, несмотря на него, общее сокращение выпуска продукции промышленности за год составит 3%.

Динамика обменного курса рубля будет ориентироваться на соотношение денежной базы и золотовалютных резервов. Последние будут зависеть от условий сведения платежного баланса и при реализации данного сценария сократятся на 1.5 млрд. долл. при росте денежной базы на 27%. Отсюда вытекает, что обменный курс сохранит повышательную тенденцию и к концу года достигнет 25 руб./долл.

Уровень инфляции будет зависеть, в основном, от трех факторов: динамики обменного курса рубля, динамики оптовых цен и масштабов денежной эмиссии. При складывающихся параметрах этих факторов инфляция (прирост потребительских цен) в 1999 г. составит 49%. В I-III кварталах ее индекс будет колебаться в пределах 9-10% за квартал, а в IV квартале может увеличиться до 13%. Индекс оптовых цен производителей промышленной продукции по прогнозу составит за 1999 г. 45%.

Реальные доходы населения снизятся на 10% по сравнению с 1998 г. - в основном за счет сокращения оплаты труда (11%) и социальных выплат (27%). Несоответствие между спадами товарооборота (6%) и реальных доходов населения объясняется уменьшением склонности населения к сбережению: с 11.5% в 1998 г. до 8% в 1999 г.

Реализация отмеченных выше мер по расширению налоговой базы бюджета может повысить собираемость налогов с 8.0% ВВП до 10.6% ВВП. Процентные выплаты, определявшиеся исходя из условий реструктуризации внутреннего и внешнего долга, составят 4.3% ВВП. При условии, что непроцентные выплаты будут ограничены 8.7% ВВП, первичный профицит бюджета составит 2.2% ВВП, а общий дефицит - 2.1% ВВП. В этом случае необходимая для покрытия бюджетного дефицита денежная эмиссия составит 60 млрд. руб.

В части обслуживания внешнего долга предполагается сокращение выплат по графику за счет реструктуризации долга СССР (процентные выплаты) и части выплат по основному долгу России. В покрытии бюджетного дефицита предусматривалось привлечение сектором государственного управления внешних кредитов в размере 5.3 млрд. долл. (включая 3.5 млрд. долл. от МВФ, 1.5 млрд. долл. от Всемирного банка, 0.3 млрд. долл. - от Японии).

Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга (выплата процентов) составят в 1999 г. 91 млрд. руб. При этом основная часть процентных расходов (40 млрд. руб.) придется на выплаты по реструктурированным ГКО/ОФЗ. Остальные процентные расходы обусловливаются выплатами по внутреннему валютному долгу (10 млрд. руб.), по ОГСЗ (16 млрд. руб., из расчета средней ставки 65% годовых в 1999 г.), по нереструктурированной части ГКО/ОФЗ (15 млрд. руб.), а также по новым ценным бумагам, выпускаемым в покрытие бюджетного дефицита (3.5 млрд.руб, из расчета средней ставки 70% годовых), по векселям Министерства финансов и проч.

Объем экспорта будет определяться негативной мировой конъюнктурой, связанной с начавшейся понижательной фазой мирового хозяйственного цикла, а также внутренними факторами - прогнозируемыми объемами производства энергосырьевых ресурсов, динамикой внутреннего спроса и ожидаемой динамикой валютного курса. Объем экспорта товаров составит 75-76 млрд. долл., или 101.5-102.8% к уровню 1998 г. Сокращение импорта будет определяться инфляционным сжатием внутреннего спроса и низким курсом рубля. Объем импорта, необходимого для товарного наполнения розничного товарооборота, инвестиций и др., оценивается в 60 млрд. долл.

4. Неотложные действия

Предотвращение негативного сценария и возможность оживления экономики будут зависеть от результативности следующих оперативных мер, которые приобретут в условиях следующего года жизненно важное значение:

Основные макроэкономические индикаторы
 
 
1997 г. (отчет)
1998 г.  (оценка)
1999 г. (прогноз)
инерционный
вероятный
справочно: прогноз Минэкономики РФ
Валовой внутренний продукт, млрд. руб.
2586
2734
3946
4342
3800
 в % к предыдущему году
100.8
94.1
93.8
95.9
97
 индекс-дефлятор, %
116.6
112
154
166
142.5
Промышленная продукция, млрд. руб.
1576
1619
2232
2536
2100
 в % к предыдущему году
102.0
94.3
95.2
97.0
97
 индекс-дефлятор, %
109.4
109
145
162
134
Розничный товарооборот, млрд. руб.
864.1
1076
1508
1800
1590
 в % к предыдущему году
102.3
98.7
91.1
93.7
96
 индекс-дефлятор, %
-
126
154
179
158
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
408.8
433
624
639
495
 в % к предыдущему году
95.0
93.2
93.5
96.0
93
 индекс-дефлятор, %
114.5
114
154
154
134.4
Экспорт, млрд. долл.
88.7
73.9
74.6
75.6
78.4
 в % к предыдущему году
-
83.3
101.0
102.4
102
Импорт, млрд. долл.
71.4
62.0
53.0
60.0
55.3
 в % к предыдущему году
-
86.8
85.5
96.8
93.5
Обменный курс рубля:          
 на конец периода, руб./долл.
6.0
18.8
20.5
25.0
-
 в среднем за год, руб./долл.
5.8
9.6
19.4
21.1
21.5
 темп роста за период, %
-
315
109
133
-
Индексы цен (декабрь к декабрю):          
 потребительские цены, %
111
168
127
149
130
 цены производителей в промышленности, %
107.5
123
135
145
119.7
 
Основные характеристики федерального бюджета, млрд. руб.*
 
 
1997 г. (отчет)
1998 г. (оценка)
1999 г. (прогноз)
инерционный
вероятный
ДОХОДЫ - ВСЕГО
310.8
251.8
377.8
512.6
Налоговые доходы
261.7
219.1
330.7
460.8
Налог на прибыль
36.3
30.6
46
27.4
Подоходный налог с физических лиц
1.7
0.1
0
29.4
Налог на добавленную стоимость
127.2
98.1
152.4
182.5
Акцизы
55.3
47
49.5
69.7
Ресурсные платежи
7.4
3.3
5.4
6.5
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
25.3
36.2
71.5
138.8
 экспортные пошлины
0.1
4.6
0
66.9
 импортные пошлины
24
26.5
51.1
48.5
 таможенные сборы и платежи
1.1
5
20.4
23.4
Другие виды налогов
8.5
4
5.8
6.4
Неналоговые доходы
11.6
8.6
12.5
13.7
Доходы целевых бюджетных фондов
37.5
24
34.7
38.1
РАСХОДЫ - ВСЕГО
484
375.9
687.5
604.7
Непроцентные расходы (без целевых бюджетных фондов)
337
198.3
394.2
376.8
Расходы целевых бюджетных фондов
29.2
22.8
38.9
41.8
Процентные расходы
117.8
154.8
254.4
186.1
 обслуживание внутреннего долга
94
86.2
87.2
91.3
 обслуживание внешнего долга
23.7
68.6
167.2
94.8
ДЕФИЦИТ
173.2
124.1
309.7
92.1
% к ВВП
6.7
4.5
7.8
2.1
Первичный дефицит
55.4
-30.7
55.3
-94
% к ВВП
2.1
-1.1
1.4
-2.2
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА
Внутреннее финансирование
119.7
13.7
15.7
25.7
Внешнее финансирование
53.5
54.3
-44.7
6.3
Получение кредитов
63
98.5
103
111.6
Погашение кредитов
9.5
44.1
147.8
105.3
Другие источники финансирования
0
56
338.7
60
* - Объем налоговых доходов и доходов целевых бюджетных фондов отличается от варианта Минфина (соответственно 478.2 и 3.5 млрд. руб.) на величину налога на пользователей автодорог (13.7 млрд. руб.) и налога на реализацию ГСМ (17.1 млрд. руб.), зачисляемых на счет Федерального дорожного фонда, который целиком относится к целевым бюджетным фондам. Такой подход соответствует методологии 1998 г.
 
Основные характеристики федерального бюджета, % к ВВП
 
 
1997 г. (отчет)
1998 г. (оценка)
1999 г. (прогноз)
инерционный
вероятный
ДОХОДЫ - ВСЕГО
12.0
9.2
9.6
11.8
Налоговые доходы
10.1
8.0
8.4
10.6
Налог на прибыль
1.4
1.1
1.2
0.6
Подоходный налог с физических лиц
0.1
0.0
0.0
0.7
Налог на добавленную стоимость
4.9
3.6
3.9
4.2
Акцизы
2.1
1.7
1.3
1.6
Ресурсные платежи
0.3
0.1
0.1
0.2
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
1.0
1.3
1.8
3.2
 экспортные пошлины
0.0
0.2
0.0
1.5
 импортные пошлины
0.9
1.0
1.3
1.1
 таможенные сборы и платежи
0.0
0.2
0.5
0.5
Другие виды налогов
0.3
0.1
0.1
0.1
Неналоговые доходы
0.5
0.3
0.3
0.3
Доходы целевых бюджетных фондов
1.4
0.9
0.9
0.9
РАСХОДЫ - ВСЕГО
18.7
13.7
17.4
13.9
Непроцентные расходы (без целевых бюджетных фондов)
13
7.3
10
8.7
Расходы целевых бюджетных фондов
1.1
0.8
1
1
Процентные расходы
4.6
5.7
6.4
4.3
Обслуживание внутреннего долга
3.6
3.2
2.2
2.1
Обслуживание внешнего долга
0.9
2.5
4.2
2.2
ДЕФИЦИТ
6.7
4.5
7.8
2.1
Первичный дефицит
2.1
-1.1
1.4
-2.2
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА
Внутреннее финансирование
4.6
0.5
0.4
0.6
Внешнее финансирование
2.1
2.1
-1.1
0.1
Другие источники финансирования
0
2.2
8.6
1.4
 
Основные показатели денежных доходов и расходов домашних хозяйств
 
 
млрд. руб.
%
1997 г. (отчет)
1998 г. (оценка)
1999 г. (прогноз)
1998 г.(оценка)
1999 г.(прогноз)
инерционный
вероятный
инерционный
вероятный
Денежные доходы - всего
1615
1649
2345
2648
100
100
100
 % к ВВП
60
60
59
61
     
 в том числе:
фонд оплаты труда
650
710
1007
1136
43.0
42.9
42.9
 % к ВВП
24
26
26
26
     
пенсии, пособия
236
232
283
301
14.1
12.1
11.4
 % к ВВП
9
8
7
7
     
прочие доходы
729
707
1055
1211
42.9
45.0
45.7
 % к ВВП
27
26
27
28
     
Денежные расходы - всего
1592
1622
2315
2592
98.4
98.8
97.9
 % к ВВП
59
59
59
60
     
 в том числе:
потребительские расходы
1097
1332
1972
2227
80.8
84.1
84.1
 % к ВВП
40
49
50
51
     
налоги и взносы
108
100
142
160
6.1
6.1
6.0
 % к ВВП
4
4
4
4
     
сбережения - всего
387
189
201
206
11.5
8.6
7.8
 % к ВВП
14
7
5
5
     
 прирост депозитов
18
-11
27
17
-0.7
1.2
0.6
 прирост ценных бумаг
19
10
7
10
0.6
0.3
0.4
 покупка валюты
350
191
167
179
11.6
7.1
6.7
Прирост наличных денег на руках у населения
23
27
29
56
1.6
1.2
2.1
 
Денежные агрегаты, млрд. руб. (на начало периода)
 
 
1998 г.
Январь 1999г.
Январь 2000г.
Прирост
Январь
Апрель
Июль
Октябрь
млрд. руб.
%
Инерционный вариант
Денежная база (широкая)
195.6
172.2
176.9
197
247
282
35
114
Денежный агрегат М2
374.1
360.4
368.6
364
432
509
77
118
М0
130
119
130
154
195
222
28
114
депозиты населения
144
155
157
125
130
157
27
121
средства реального сектора
99.5
86.7
81.9
85
107
129
22
120
Мультипликатор
1.91
2.09
2.08
1.85
1.75
1.81
   
Вероятный вариант
Денежная база (широкая)
195.6
172.2
176.9
197
247
313
66
127
Денежный агрегат М2
374.1
360.4
368.6
364
432
546
114
126
М0
130.4
119.1
129.8
154
195
254
60
131
депозиты населения
144.2
154.6
156.9
125
130
147
17
113
средства реального сектора
99.5
86.7
81.9
85
107
144
37
135
Мультипликатор
1.91
2.09
2.08
1.85
1.75
1.74
   
 
Платежный баланс, млрд. долл.
 
 
1998 г.(оценка)
1999 г. (прогноз)
инерционный
вероятный
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
4.6
10.7
9.6
Торговый баланс
11.9
21.6
15.6
 экспорт
73.9
74.6
75.6
 импорт
-62.0
-53.0
-60.0
Баланс услуг
-2.3
-1.4
-1.2
 экспорт
13.4
13.7
13.4
 импорт
-15.7
-15.1
-14.6
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды)
-5.0
-9.5
-4.8
 к получению от нерезидентов
3.6
3.6
2.2
 к выплате нерезидентам 
-8.6
-13.1
-7.0
 сектор госуправления (% по госкредитам и еврооблигациям)
-6.3
-8.6
-4.5
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ (ВКЛЮЧАЯ ОШИБКИ И ПРОПУСКИ)
-7.8
-9.0
-11.1
Портфельные инвестиции в сектор государственного управления
6.3
-0.5
-0.4
ГКО/ОФЗ
-2.2
-0.5
-0.4
еврооблигации, ОВВЗ
8.5
0.0
0.0
Наличная иностранная валюта
-0.1
-7.0
-5.0
Ссуды и займы негосударственного сектора (сальдо)
-6.7
-8.2
-3.4
Вывоз капитала (ошибки и пропуски, непоступившая экспортная выручка, непогашенные импортные авансы)
-12.3
-9.1
-5.5
Ссуды и займы государственного сектора
3.3
-2.3
0.3
 получено (привлечено)
8.1
5.3
5.3
 амортизация
-4.8
-7.6
-5.0
Прочие элементы счета капитала (сальдо)
1.7
18.0
2.9
ИЗМЕНЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ (ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -)
-3.3
1.7
-1.5
Остаток валютных резервов
14.5
16.2
13.0
 в месяцах импорта
2.81
3.67
2.60
 
Баланс поступлений и расхода валюты, млрд. долл.
 
 
1997 г.
(факт)
1998 г.
(оценка)
1999 г. (прогноз)
инерционный
вероятный
ПОСТУПЛЕНИЯ
62.7
34.9
27.5
23.9
Торговый баланс
17.3
11.9
21.6
15.6
Ссуды, займы, портфельные инвестиции
45.4
23.1
5.9
8.3
сектор государственного управления (кредиты, еврооблигации)
12.1
16.6
5.3
5.3
нерезиденты (ГКО/ОФЗ)
10.9
0.0
0.0
0.0
банки
8.9
1.6
0.0
0.0
нефинансовый сектор
13.5
4.9
0.6
3.0
РАСХОДЫ
-55.3
-41.2
-43.0
-28.0
Баланс услуг
-5.2
-2.3
-1.4
-1.2
Выплаты по госдолгу (%, основной долг)*
-6.5
-11.1
-16.2
-9.5
Прирост наличной валюты
-13.4
-0.1
-7.0
-5.0
Отток капитала
-11.5
-15.4
-9.3
-6.8
 нерезиденты (ГКО/ОФЗ)  
-2.2
-0.5
-0.4
 банки
-1.2
-5.6
-1.8
-1.4
 нефинансовый сектор
-10.3
-7.6
-7.0
-5.0
"Бегство" капитала
-18.7
-12.3
-9.1
-5.5
ПРИРОСТ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ (ПРИРОСТ: +, СОКРАЩЕНИЕ: -) 
1.9
-3.3
1.7
-1.5
Невязка**
5.4
-3.0
-17.1
-2.6
* - Во втором (вероятном) варианте на 1999 г. предусмотрено обслуживание только долга России 
** - Включая предоставленные кредиты, капитальные трансферты, оплату труда и др.
 


Copyright © 1998 VEDI