КРАХ
СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА:
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ
Сергей ГЛАЗЬЕВ,
начальник информационно-аналитического управления
Совета Федерации Федерального Собрания РФ
(
Полный вариант этой статьи находится
в
закрытых
(платных) материалах)
1.
Финансовый крах как результат проводившейся финансовой политики: история
вопроса и цена достигнутой “стабилизации” *
2.
Новые "антикризисные меры": последствия и перспективы *
3.
Неотложные меры по выходу из финансово-экономического кризиса
Цели и возможности
-
наряду с нейтрализацией угроз
голода и замерзания населенных пунктов антикризисная программа должна обеспечить
запуск отечественного производства и создать возможности для быстрого экономического
роста с опорой на активизацию внутренних резервов. Среди последних наибольшее
значение имеют:
-
простаивающие производственные
мощности (около 60% мощностей в промышленности) и вынужденно безработные
квалифицированные специалисты и рабочие (вместе с частично безработными
- более 15 млн. чел.);
-
экспортные возможности государственных
предприятий (прежде всего экспорт газа);
-
денежная эмиссия, которая до
сих пор направлялась Центральным банком в основном на поддержку спекуляций
с ГКО и валютой (после их реструктуризации и всплеска цен реальный объем
денежной массы сократился не менее чем вдвое, что создает объективную необходимость
соответствующего увеличения денежного предложения);
-
естественные монополии, находящиеся
под государственным контролем;
-
недра, по праву принадлежащие
государству.
Антикризисная
программа должна быть нацелена на решение задачи активизации этих ресурсов
и быстрого перехода на этой основе к экономическому росту.
Кризис разрушил паразитическую
и бесплодную экономику, полученную в результате шести лет либеральных реформ,
развеял лежащую в ее основе слепую веру в то. что рынок сам по себе решит
все проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования
народного хозяйства. Пока действовали созданные бездарной экономической
политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем, экономический
рост был невозможен. Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную
часть национального богатства, открывает возможности для кардинального
изменения экономической политики.
Сегодня
в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной
экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская
инициатива граждан будут подкреплены и защищены разумной и взвешенной политикой
государственного регулирования экономических процессов.
В
процессе преодоления кризиса должны быть решены следующие конкретные задачи:
-
гарантированное жизнеобеспечение
населения;
-
выправление ценовых пропорций
с тем, чтобы обеспечить восстановление рентабельности промышленного и сельскохозяйственного
производства;
-
повышение уровня и доли оплаты
труда в ВВП;
-
восстановление оборотных средств
производственных предприятий через целевое регулирование денежно-кредитной
политики, привязку эмиссии к рефинансированию производства под приемлемый
процент;
-
организация процесса модернизации
промышленности на основе новых технологий через многократное повышение
инвестиционной активности при государственной поддержке;
-
существенное повышение (до 75-80%)
загрузки производственных мощностей промышленных и сельскохозяйственных
предприятий за счет сочетания государственных закупок, целевого кредитования
оборотных средств предприятий, мер по защите рынка;
-
стабилизация обменного курса
рубля на уровне, соответствующем требованию поддержания конкурентоспособности
не менее 2/3 отечественных товаров;
-
переориентация банковской системы
на трансформацию сбережений в инвестиции;
-
проведение дедолларизации банковской
системы и торговли, осуществление централизации валютных резервов, восстановление
и укрепление системы валютного контроля, создание механизма защиты внутренней
экономики от разрушительных воздействий мирового финансового кризиса.
Меры по стабилизации
ситуации
1.
Обеспечение устойчивости рубля:
-
централизация валютных резервов,
введение ограничений на использование валютных счетов (возможно - немедленная
разовая конвертация всех валютных счетов банков и предприятий в рубли;
формирование на этой базе валютных резервов страны в размере 20-30 млрд.
долл. США; формирование государственного фонда критического импорта);
-
введение обязательной продажи
валютной выручки экспортеров Центральному банку, в том числе в целях формирования
государственного валютного резерва; ужесточение контроля и сокращение сроков
репатриации валютной выручки от экспорта;
-
установление государственного
контроля за экспортными операциями предприятий, вывозящих основные экспортные
сырьевые товары, концентрация валютной выручки на счетах в нескольких государственных
банках;
-
ужесточение валютного контроля
за импортными операциями, решительное применение установленных санкций
в отношении нарушений валютного законодательства, а также строгое соблюдение
ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты
импортных контрактов;
-
восстановление ограничений на
вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного капитала;
-
прекращение деятельности явных
и скрытых оффшорных зон на территории России, применение санкций в отношении
коммерческих структур, нелегально вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное
обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах; запрет
на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских коммерческих
банках;
-
введение ограничений на ввоз
иностранной наличной валюты по установленным нормативам для физических
лиц, при запрете этих операций для юридических лиц. за исключением Центрального
банка;
-
повышение устойчивости структуры
валютных резервов страны, их диверсификация, отказ от привязки обменного
курса рубля к доллару как в сформировании валютных резервов, так и в политике
регулирования и номинирования обменного курса;
-
временная фиксация обменного
курса рубля на текущем рыночном уровне;
-
восстановление экспортного тарифа
на вывоз природного газа или введение госмонополии на этот вид деятельности
с перечислением всей валютной выручки в государственный валютный резерв
для финансирования критического импорта.
2. Регулирование цен:
-
"замораживание" цен на энергоносители,
сырьевые товары и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных
темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;
-
введение процедуры предварительного
декларирования повышения цен, жесткого контроля за ценами на товары первой
необходимости;
-
резкое ужесточение антимонопольного
регулирования торговли.
3. Преодоление бюджетного
кризиса и жизнеобеспечение:
-
перечисление всей прибыли Центрального
банка в доход федерального бюджета, проверка порядка ее формирования, обоснованности
образования ЦБ фондов, относимых на расходы и накопления средств, получаемых
в результате коммерческой деятельности;
-
введение реальной государственной
монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной
продукции;
-
восстановление кредитов Центрального
банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального
бюджета в пределах бюджетного года и установленных лимитов роста денежной
базы (с пересмотром последних в соответствии с увеличившейся потребностью
денежного предложения);
-
немедленное погашение задолженности
федерального бюджета по зарплате работникам бюджетной сферы и оборонных
предприятий;
-
нормирование бюджетных выплат
исходя из дифференциации по регионам прожиточного минимума;
-
регулирование введения регионами
карточной системы, регулирование региональных валютных фондов (финансирование
критического импорта);
-
натурализация не менее 1/2 пенсий
и пособий, введение спецмагазинов (распределителей) для пенсионеров, детей
и инвалидов по твердым ценам (за счет закупок из фонда критического импорта);
-
установление лимитов гарантированного
тепло- и энергоснабжения производственных предприятий с их оплатой в порядке
государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований
и обязательств государства;
-
перевод в Федеральное казначейство
всех государственных внебюджетных фондов;
-
усиление государственного контроля
за деятельностью РАО 'Газпром", РАО "ЕЭС России", других естественных монополий.
4. Расширение системы государственных
закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных
расходов.
5. Национализация неплатежеспособных
предприятий и банков, имеющих стратегическое значение для экономики страны.
6. В платежно-расчетных
отношениях и денежной политике:
-
реструктуризация и списание
накопленной задолженности перед государственным бюджетом;
-
введение государственных гарантий
по банковским вкладам физических лиц, сделанных в валюте и конвертированных
в рубли при условии использования их соответствующими банками для кредитования
развития производственной сферы и инвестиций;
-
разовая эмиссия рублей, обеспеченная
конвертированной валютой со счетов банков и предприятий, контроль за использованием
этих средств на первоочередное погашение обязательств по заработной плате;
-
проведение взаимозачета и реструктуризации
задолженности предприятий одновременно с cозданием механизма взыскания
просроченной задолженности с должников.
7. Организация критического
импорта за счет формирования государственного валютного резерва, в том
числе за счет валютной прибыли от экспорта природного газа.
4. Оживление производства
и инвестиционной активности и преодоление платежного кризиса
Вверх к списку
Copyright © 1999 VEDI