Периодические издания | Аналитические материалы | Статистические базы данных | Архивы | О компании | Полезная информация | Карта сайта
![]() Другие материалы раздела "Макроэкономика" |
Антиинфляционные меры: главными вопросами становятся сдерживание роста тарифов и укрепление рубляНаталья АКИНДИНОВА, Оксана ОСИПОВА, Центр развития |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфляция в 2005 г. в рамках международных тенденцийМировые тенденции показывают, что в условиях повышения цен на нефть темпы роста инфляции в странах–экспортерах нефти превышают темпы роста цен в развивающихся странах. Так, в 2005 г. средняя инфляция в странах–экспортерах нефти составила 8%, а в развивающихся странах — 6%. Данный факт вполне корреспондирует с более высокими темпами роста доходов населения в нефтепроизводящих странах в условиях повышения цен на нефть и с использованием бюджетных мер, компенсирующих потребителям в отдельных развивающихся странах–импортерах нефти рост цен на топливо. Инфляция в развивающихся странах и странах–экспортерах нефти
В то же время источником увеличения цен в России является в основном немонетарная инфляция и прежде всего рост цен на услуги монополий, хотя в последние два года рост цен на сельхозпродукцию также вносит значительный вклад в ускорение инфляции. Без учета этих факторов, которые являются и "временными шоками", базовая инфляция, определяющая долгосрочный уровень роста цен, составила в 2005 г. около 3–4%. Если бы не повышение цен на услуги ЖКХ, то инфляция в прошедшем году составила бы около 8%, что соответствует среднему уровню инфляции стран–экспортеров нефти (и более чем соответствует целевым ориентирам правительства РФ). Вклад монетарных и немонетарных факторов в инфляцию
По нашим оценкам, рост вклада в инфляцию немонетарных факторов был вызван не только более высокими темпами роста цен на услуги ЖКХ, но и увеличением темпов повышения расходов населения на платные услуги и бензин. Доля расходов населения на платные услуги выросла, по нашей оценке, в 2005 г. до 24% (с 19.8% год назад), а доля расходов на бензин — до 3.8% (с 2%). В условиях опережения в 2005 г. темпами роста тарифов на ЖКХ темпов роста доходов населения (соответственно 32.7 и 22–23%) Росстату для расчета инфляции в 2006 г. неизбежно придется увеличить долю расходов на платные услуги. Меры правительства и Банка России по контролю за инфляцией в 2006 г.Разработанные правительством РФ и Банком России меры по борьбе с инфляцией можно ранжировать с точки зрения их краткосрочного и долгосрочного влияния на инфляцию. Мы предполагаем, что в 2006 г. основное значение будет иметь наиболее четко сформулированная концепция контроля за повышением цен монополистов и тарифов на услуги ЖКХ, хотя в долгосрочной перспективе эффект, оказываемый этой мерой, является неопределенным. В связи с высокими ценами на топливо на внешних рынках и давлением монополистов как в газовой промышленности, так и в энергетике, а также в транспорте и ЖКХ повышение цен будет продолжаться. Изменения в акцизной политике окажут положительный эффект на замедление роста цен на бензин в январе, однако вслед за тем цены будут в большей степени определяться тенденцией на мировом рынке нефтепродуктов. Поскольку значительного повышения цен на топливо не намечается, то в 2006 г. рост цен на бензин, скорее всего, будет умеренным. Меры, направленные на регулирование роста предложения продовольственных товаров, коснутся прежде всего мясного рынка, но, с учетом воздействия "фактора куриного гриппа", снижение спроса на один вид продукта с большой вероятностью приведет к повышению спроса на другой. В результате общий эффект от их воздействия будет незначимым. Стимулирование конкуренции на продовольственных рынках может способствовать торможению цен, но скажется это, скорее всего, только в сентябре текущего года, когда сельхозпроизводители будут реализовывать свою продукцию. Кроме того, данные меры остаются в достаточно сильной зависимости от политики региональных, а не федеральных властей. Бюджетная политика, которая в текущем году будет характеризоваться увеличением расходов, может спровоцировать некоторое ускорение роста цен. Долгосрочный эффект от увеличения бюджетных расходов пока остается неопределенным, хотя в случае успеха инвестиционной политики и роста ВВП (при достаточно жесткой денежной политике) базовая инфляция будет оставаться умеренной. Безусловным является и антиинфляционный эффект от изменения политики пополнения Стабилизационного фонда в 2007 г., которая позволит нейтрализовать повышение цены отсечения в 27 долл./барр. в текущем году. Но в целом, повторим, результат от предполагаемых изменений в финансовой политике пока неочевиден. Среди направлений денежно-кредитной политики в краткосрочной перспективе наиболее вероятен антиинфляционный эффект от укрепления номинального курса рубля (при высоких ценах на нефть). Эта мера позволит повысить сберегательную активность населения в условиях сближения рублевых и валютных ставок. Прочие мероприятия по стимулированию сбережений могут оказать антиинфляционный эффект лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поскольку ориентация валютной политики Банка России на изменение курса евро к доллару (в рамках "валютной корзины") не позволяет достичь роста курса рубля настолько, чтобы повлиять на снижение темпа инфляции, для значимого укрепления рубля потребуются изменения в политике Банка России. Хотя не исключено, что, если приток иностранного капитала будет превышать его отток, укрепление рубля может произойти и спонтанно. Краткосрочный и долгосрочный эффекты, оказываемые на динамику инфляции принятыми мерами
Таким образом, можно заключить, что в течение ближайшего года наиболее значимыми факторами воздействия на инфляцию будут сдерживание роста цен монополистов и укрепление курса рубля. Тогда как ослабление бюджетной политики может поставить под вопрос понижательную динамику инфляции. Тарифная политика в 2006 г.Наиболее значимым в 2006 г. может оказаться эффект ограничения роста тарифов естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. По нашим оценкам, при соблюдении региональными властями предельных тарифов повышения цен на услуги ЖКХ их рост в текущем году должен стабилизироваться на уровне 17%. При вероятных отклонениях фактических темпов роста цен на электроэнергию и отопление от их предельных значений темп роста цен на услуги ЖКХ вполне может остаться в пределах 20%, а в целом рост платных услуг — составить 17–18%. В этих условиях инфляция, по нашей оценке, окажется чуть выше 10%. Изменение цен естественных монополий в сфере ЖКХ для населения, %
В то же время относительно тенденции роста цен на регулируемые платные услуги в долгосрочной перспективе сохраняется неопределенность. Давление монополий в направлении дальнейшего роста тарифов, в условиях высоких цен на топливо на мировых рынках, скорее всего сохранится. Раньше и монополии, и правительство ориентировались здесь на долгосрочный уровень цен в 20 долл./барр., который вряд ли соответствует текущим ожиданиям экономических агентов — длительный период повышательной динамики на нефтяном рынке формирует ожидания более высокого среднесрочного уровня цен — 30–35 долл./барр. И если при среднем ожидаемом уровне цен на нефть в 20 долл./барр. "Газпром" ориентировался на рост цен на газ до 40 долл./тыс. куб. м, то в условиях повышения цен на топливо на мировых рынках нынешний ориентир газового монополиста составляет примерно 60 долл./тыс. куб. м. Средние текущие цены реализации газа остаются ниже этого уровня примерно на 30%. Если взять за вероятный ориентир роста цен на газ сближение "внутренних" цен на него с соответствующим уровнем в других странах с учетом ППС, то увеличение цен может быть и больше. По нашей оценке, в 2005 г., с учетом разницы в ППС между Россией и США, цены на газ в РФ для предприятий были ниже в 2.6 раза, а для населения — в 5.6 раза. Несколько лучше в этом смысле обстоят дела в электроэнергетике, поскольку здесь цены, с учетом ППС, для отечественных предприятий уже близки к соответствующему уровню цен в США, а соответствующий разрыв в ценах для населения составляет около 30%. В предлагаемых правительством мерах эта проблема осталась за рамками обсуждения. И если в 2006 г., скорее всего, правительство будет достаточно жестко контролировать повышение цен на газ, то в долгосрочной перспективе неопределенность относительно роста тарифов в данной сфере остается. Хотя нельзя исключить, что жесткость тарифной политики может сохраниться до завершения очередного выборного цикла в 2008 г. Цены на газ в России и США, долл./тыс. куб. м
Денежная и валютная политика в 2006 г.Достаточно низкий уровень базовой инфляции в 2005 г. (3–4%, что является самым низким показателем для постсоветского периода) ставит под сомнение возможность дальнейшего активного использования механизмов денежно-кредитной политики в качестве антиинфляционного инструмента. Отрицательные реальные процентные ставки по рублевым инструментам (в последние два года — на уровне -6–7%) не стимулируют сберегательную активность. Склонность к сбережениям после августа 1998 г. колеблется около значения 5% (за исключением периода банковского кризиса 2004 года). Сохранение на протяжении последних трех лет существенных темпов роста цен формирует высокие инфляционные ожидания. По нашим оценкам, инфляционные ожидания носят инерционный характер и превышение темпами инфляции установленных ориентиров приводит к "автоматическому" росту ожидаемой инфляции и сохранению высокой склонности к потреблению. Возможно ли за счет ожиданий значительной прибыли на рынке капитала стимулировать сберегательную активность, пока остается неясным. Кроме того, политика Банка России концентрируется на денежном и кредитном рынках, а не на рынке капитала, где деятельность банков по-прежнему законодательно ограниченна. В этих условиях наиболее значимыми в краткосрочной перспективе могут оказаться меры по стимулированию банковских сбережений; хотя не стоит забывать и об усилении кредитной деятельности банков в работе с населением, которая в ближайший период может оказать на сберегательную активность прямо противоположный эффект. Влияние денежной политики Банка России на стимулирование сбережений оказывается более значимым для высокодоходных слоев населения. Численность сберегательно-активного населения, а также характер его предпочтений в данной области пока остаются за рамками официальной статистики. Поскольку инфляционное воздействие роста цен на платные услуги для высокодоходных категорий граждан ниже, чем для прочих, то и инфляция здесь более низка. Росстат разделяет население в соответствии с уровнем подушевого дохода на десять групп. К активно сберегающим категориям населения можно в полной мере отнести население девятой и десятой групп данной классификации, которые, по нашей оценке, получали в 2005 г. доходы, близкие к среднему уровню. Эти категории населения могут позволить себе сбережения в размере 1–2 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи. При этом 68% сбережений приходится на 15% населения, у которых средний объем сбережений на одного члена семьи составляет около 20 тыс. руб., или около 240 тыс. руб. в год. В таких условиях на рост сберегательной активности населения вполне может оказать влияние повышение гарантированной суммы по депозитам в банках, участвующих в системе страхования вкладов, до 200 тыс. руб. Для стимулирования сбережений в банковском секторе важно сохранение стабильного курса рубля и ставок по рублевым срочным депозитам. В последние три года укрепление курса рубля способствовало значительной "девалютизации" депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам снизилось с 40% в сентябре 1998 г. до 24–25% в конце прошлого года. При этом разрыв между средней ставкой по депозитам (без учета депозитов до востребования) и уровнем инфляции для сберегающей десятой группы населения уменьшался. В условиях "привязки" курса рубля к динамике "евро/доллар" Банк России в своей курсовой политике ориентируется на изменение соотношения валют на мировом рынке. В прошлом году средний курс евро к доллару снизился на 1% (год назад — на 9.9%), в результате чего темп укрепления рубля к доллару замедлился — средний курс укрепился всего на 1.7% (год назад — на 6.1%), а курс "декабрь к декабрю" снизился на 3.7% (против роста на 7% год назад), и, таким образом, тенденция к дальнейшему номинальному укреплению курса рубля оказалась под вопросом. Следствием этих процессов явилось замедление темпов "девалютизации" депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам в течение всего года оставалось на уровне 24–25% (такое же соотношение имело место и в 1997 г.). Курсовая динамика может повлиять на дальнейшую "девалютизацию" депозитов и нейтрализовать негативное воздействие роста ставок по долларовым депозитам. Однако основной целью укрепления курса рубля в 2006 г. должно стать противодействие росту инфляции для сберегающей группы населения. По оценке, для стабилизации инфляции для этой категории потребителей на уровне 8.5% может потребоваться 5%-ное укрепление среднего номинального курса. Условия сбережения, инфляция и валютизация депозитов, %
Бюджетная политика в 2006 г.Для оценки влияния на инфляцию бюджетной политики было рассмотрено влияние на темпы роста цен вариации распределения увеличения бюджетных расходов на текущие и инвестиционные — в рамках соответствующих сценариев высоких (50 долл./барр. в 2006 г. и 45 долл./барр. в 2007 г.) и умеренных (40 долл./барр. в 2006 г. и 35 долл./барр. в 2007 г. — сценарий "МЭРТ-2") цен на нефть. Реализация прогноза умеренных цен на нефть, на основании которого рассчитаны параметры бюджета-2006, не оставляет возможности для осуществления дополнительных расходов без увеличения цены отсечения. Однако в случае реализации сценария высоких цен, который с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировом рынке в начале 2006 г., становится наиболее вероятным, объем дополнительных доходов федерального бюджета в 2006 г. составит около 530 млрд. руб. Из этих доходов 280 млрд. руб. будут подлежать перечислению в Стабилизационный фонд, а остальная сумма может быть направлена на дополнительные по сравнению с планом расходы, что, учитывая складывающиеся в бюджетной политике тенденции, весьма вероятно. Использование дополнительных доходов бюджета в 2006 г. на финансирование текущих расходов, по оценке, приведет к повышению инфляции на 0.5–0.6%, а на инвестиционные цели — на 0.2–0.3%. Таким образом, при том что инфляция в 10% в базовом сценарии на 2006 г. весьма вероятна, фактор дальнейшего увеличения бюджетных расходов, особенно на текущие цели, может поставить под угрозу сохранение понижательного тренда инфляции. Предлагаемое Минфином изменение в 2007 г. правил формирования Стабфонда по сути означает, что только поступления в бюджет от доходов, не связанных напрямую с ценами на нефть и газ, включая экспортные пошлины и НДПИ на нефть, могут использоваться для финансирования расходов бюджета. В случае реализации сценария, предусматривающего снижение в 2007 г. среднегодовой цены на нефть до 35 долл./барр. ("МЭРТ-2"), объем экспортных пошлин на нефтепродукты и газ составит 388 млрд. руб. Дополнительное изъятие в Стабфонд средств от экспортных пошлин на нефтепродукты и газ будет равнозначно снижению цены отсечения с 27 до 19–20 долл./барр., т.е. до уровня, применявшегося в 2004–2005 гг. Перечисление в Стабфонд доходов от экспортных пошлин на газ и нефтепродукты существенно сузит возможности бюджета по финансированию непроцентных расходов как в сценарии высоких, так и умеренных цен на нефть. По нашей оценке, в обоих сценариях объем непроцентных расходов в 2007 г., которые могут быть профинансированы бюджетом, составляет менее 16% ВВП. Это означает, что профинансировать уже утвержденный рост социальных обязательств бюджета можно будет, только сократив остальные расходы1 — или перейдя к дефицитному бюджету без учета Стабфонда. Соответственно, возможный антиинфляционный эффект этой меры будет "оплачен" либо разбалансированностью бюджета, либо ростом социальной напряженности. Параметры федерального бюджета в 2006–2007 гг.
1 При объемах и темпах роста ВВП, прогнозируемых МЭРТ, для финансирования уже утвержденных социальных обязательств бюджета до 2008 г., а также государственных программ инвестиционного характера уровень непроцентных расходов федерального бюджета в этот период не может опускаться ниже 17% ВВП. Назад |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© АЛ «Веди» 2006; www.vedi.ru. | Вверх |