Периодические издания | Аналитические материалы | Статистические базы данных | Архивы | О компании | Полезная информация | Карта сайта

АЛ Веди

Другие материалы раздела "Макроэкономика"

Доклады международных организаций: сопоставительный анализ оценок и рекомендаций

Аналитическая лаборатория "Веди"
Актуальные проблемы и темы, затрагиваемые в докладах ОЭСР МВФ Fitch Всемирный банк Другие исследования по данной теме
Дата публикации Июнь 2005 г. Июнь 2005 г. Октябрь 2005 г. (New) Июнь 2005 г. Июнь 2005 г. Ноябрь 2005 г. (New)
Название Russia: Building Rules for the Market/Россия: установление правил для рыночной экономики Russia — Concluding Statement of the 2005 IMF Mission/Россия: итоговое заявление миссии МВФ 2005 года Staff Report for the 2005 Article IV Consultation/Доклад персонала для консультаций 2005 года в соответствии со Статьей IV Russia’s Rising Capital Flight and Private External Debt (Special Report)/ Россия: увеличение оттока капитала и рост внешнего долга частного сектора World Development Report 2005. A Better Investment Climate for Everyone/Доклад о мировом развитии–2005. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения Russian Economic Report/Доклад об экономике России
Основная проблематика доклада Всесторонняя оценка текущего состояния в сфере регулирования экономики в России Оценка текущих тенденций экономического развития и эффективности государственной экономической политики в России Оценка текущих тенденций экономического развития и эффективности государственной экономической политики в России Специальный отчет о состоянии рынков капитала в России Общий доклад о развитии стран мира с точки зрения их инвестиционной привлекательности Текущие тренды и перспективы развития российской экономики
Экономический рост Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ Сокращаются все основные источники роста последних лет. Производственный потенциал практически полностью задействован и в настоящее время ВВП не может расти более чем на 5-6 процентов без повышения темпов инфляции     Рост цен на углевороды усложняет достижение устойчивого и диверсифициронного роста в России. Концентрация роста преимущественно в "неторгуемых" секторах экономики хорошо вписывается в основные симптомы так называемой «голландской болезни» "Пятнадцать лет экономических реформ в России: итоги и перспективы"/Fifteen Years of Economic Reform in Russia: What Has been Achieved? What Has to be done?, 2005, OECD

Российская Федерация: доклад - октябрь 2005/Russian Federation: 2005 Article IV Consultation - Staff Report , 2005, IMF Staff Report

"Россия - по-прежнему региональный "полюс роста"?"/Is Russia Still Driving Regional Economic Growth?, 2005, IMF Working paper

"От экономики переходного периода к экономике развития"/From Transition To Development, 2004, World Bank CEM
Налоги   Слишком высокие темпы снижения налогов. Следует предостеречь власти от попыток изменить принятый порядок аккумулирования части поступлений от экспорта нефти в Стабфонде Отложить реформу НДС, запланированную на 2004-2005 гг., или по крайней мере обеспечить ее нейтральность по отношению к доходам, чтобы избежать усиления инфляционного давления     Снижение НДС с 18 до 13% можно было бы рассматривать как попытку поделиться частью денежных излишков с частным сектором. Однако данная инициатива является весьма спорной, поскольку НДС представляет собой единственный крупный источник доходов для федерального правительства, который не очень чувствителен к колебаниям цен на нефть и газ "Реформа подоходного налога в России"/The Russian Flat Tax Reform, 2005, IMF Working paper

"Система НДС и торговля энергоресурсами: Россия и Украина"/VAT Design and Energy Trade: The Case of Russia and Ukraine, 2005, IMF Working paper
Бюджет     Дальнейшее смягчение политики следует отложить до тех пор, пока не спадет циклическое давление. Бюджетный стимул без учета нефтяного сектора достиг существенной положительной величины     В то время как заложенные в бюджете на 2006 г. дополнительные расходы могут несколько увеличить инфляционное давление, объемы расходов в целом по-прежнему согласуются с общей политикой жесткого финансового контроля на макроуровне "Реформирование бюджетной системы России: на пути к делегированию бюджетного управления?"/Reforming the Russian Budget System: A Move to More Devolved Budget Management?, 2005, IMF Working paper
Денежно-кредитная политика     Денежно-кредитная политика остается либеральной: ЦБ РФ продолжает противодействовать укреплению рубля, проводя нестерилизуемые интервенции        
Инвестиции Государству следует проводить последовательную политику по снижению бюрократического давления и "зарегулированности" экономики, поощряя конкуренцию Увеличение текущих расходов бюджета подрывает возможности роста экономики, поэтому акцент следует сделать на инвестиционных расходах и улучшении инвестиционного климата Резкое повышение предельных налоговых ставок в нефтяном секторе, до почти 90 процентов при уровне цен выше 25 долларов США за баррель, возможно, отрицательно сказалось на производстве нефти и инвестициях   В Польше, России, Словакии и Украине фирмы, которые считают, что права собственности защищены, реинвестируют на 14–40% доходов больше, чем те, кто считает обратное Определенные усилия правительства успокоить частных инвесторов в сочетании с еще более высокими ожиданиями в отношении цен на нефть повысили привлекательность российского рынка "Отчет о мировой финансовой стабильности: развитие рынков и ценные бумаги"/Global Financial Stability Report: Market Developments and Issues, 2005, IMF Report
Инфляция   Вследствие снижения налогов и увеличения выплат бюджетникам будет усиливаться давление на инфляцию В последние годы общий уровень инфляции превышал целевой показатель, даже когда повышение директивных цен откладывалось. Замечание по статистике: трудности с получением информации по компонентам ИПЦ и ИЦП и тот факт, что не сообщается информация об используемых в этих индексах весах, вследствие чего осложняется проведение анализа       "Спрос на деньги и инфляция в долларизованной экономике: Россия"/Money Demand and Inflation in Dollarized Economies: The Case of Russia, 2005, IMF Working paper
Обменный курс   Центробанку следует сконцентрировать усилия на сдерживании инфляции, а не на контроле за реальным обменным курсом, эффективность которого была очень низка в последние годы Противодействие укреплению валюты при смягчении налогово-бюджетной политики создает риск нарушения стабильности     Многие отрасли промышленности вынуждены бороться за выживание вследствие быстрого укрепления рубля  
Банковская система   Центробанку следует продолжить начатые реформы по ужесточению надзора в банковском секторе, особенно в сфере кредитования, и переходу на международные стандарты контроля за деятельностью банков Власти осуществили многие рекомендации, однако некоторые ключевые проблемы еще не решены, включая введение полного бухгалтерского учета по МСФО, укрепление прав кредиторов и разработку стратегических планов в отношении все еще доминирующих государственных банков        
Законодательство Существующее законодательство в основном отвечает требованиям современной экономики, однако необходимо развивать институты, обеспечивающие его исполнение       Россия позаимствовала довольно жесткое законодательство в плане защиты прав акционеров и кредиторов, но не обладает эффективной правовой системой, позволяющей применять эти законы   "Судебная система в странах с переходной экономикой: оценка прошлого и взгляд в будущее"/Judicial Systems in Transition Economies: Assessing the Past, Looking to the Future, 2005, World Bank Report
Естественные монополии Следует провести реформу естественных монополий, направленную против того, чтобы государство одновременно выступало в роли собственника и регулирующего органа. Это позволит существенным образом повысить эффективность экономики в целом Следует провести реформу естественных монополий, которая должна положительным образом повлиять на поведение инвесторов         "Реформа железных дорог в России"/Regulatory Reform of Railways in Russia, 2005, OECD Report

"Реформа электроэнергетики в России"/Electricity Reform in Russia, 2005, OECD, IEA1 Report
Структурные реформы и государственное управление Государство должно отказаться от методов прямого вмешательства (формального и неформального) в экономику и перейти вместо этого к установлению четких правил игры. Следует последовательно улучшать качество институтов не только государственного управления, но и судебной системы Правительству следует продолжать реформы в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ. Учитывая рост текущих расходов бюджета, это будет непросто. Неэффективность госуправления в настоящее время является одним из основных сдерживающих факторов. Следует продолжить начатые административную реформу, реформу государственного управления и судебную реформу Структурные реформы вне банковской системы фактически остановились. Реализация плана реформ с 2002 года проходит неудовлетворительно, в частности в отношении государственной гражданской службы, государственной администрации и естественных монополий. Из-за неожиданно сильного сопротивления реформам социального сектора, власти, по-видимому, стали придерживаться более осторожного подхода, и ожидания относительно темпа реформ стали заметно менее амбициозными     Предстоящие выборы вкупе с благоприятной общей макроэкономической ситуацией и трудностями проведения социальных реформ в начале года (монетизация социальных льгот) могут ассоциироваться со все более и более осторожным отношением к реформе в Москве. Тем не менее, 2006 г. может оказаться особенно значимым годом для экономических реформ в России на субнациональном уровне "Реформа управления и развитие открытого рынка"/Enhancing Market Openness in Regulatory Reform in Russia, 2005, OECD Report

"Возможности по улучшению качества государственного управления в России"/Government Capacity to Produce High Quality Regulation in Russia, 2005, OECD Report

"Роль конкурентной политики в реформе государственного управления"/The Role of Competition Policy in Regulatory Reform, 2005, OECD Report

"Эффективность бюджетирования на основе результатов: обзор эмпирических исследований"/Does Performance Budgeting Work? An Analytical Review of the Empirical Literature, 2005, IMF Working paper
Отток капитала       Сравнения с другими крупными развивающимися рынками свидетельствуют, что отток капитала из России достаточно высок. Более того, он продожает увеличиваться, несмотря на макроэкономическую стабильность. Отток капитала определяется как размером свободного капитала, так и желанием вывести его из страны. Отток капитала необязательно является причиной низких внутренних инвестиций — это скорее симптом неблагоприятного инвестиционного климата   Существенное уменьшение чистого оттока капитала из частного сектора  
Внешняя задолженность частного сектора     Стратегия компаний заимствовать за рубежом с одновременной выплатой высоких дивидендов свидетельствует о недостаточной уверенности в будущем, защищенности прав собственности. В случае финансовой нестабильности в России ряд компаний потеряют доступ на рынок капитала и рефинансирование долга может оказаться проблематичным, так как вывезенные капиталы вряд ли будут возвращены с целью погасить долги        
"ЮКОС"     Дело ЮКОСа нанесло ущерб инвестиционному климату Fitch не ожидает появления "ЮКОСа-2" в основном сценарии      
Приватизация Несмотря на проблемы с проведением приватизации в 1990-е гг., в целом она оказала положительное влияние на производительность предприятий в частном секторе       Опросы показывают, что 80% россиян считают, что массовая приватизация 1990-х была несправедливой    
Регионнальное развитие           Проблемы регионального развития и регионального расслоения, по-видимому, станут все более важными для будущего России. Нерациональное пространственное распределение людей и капитала создает особые трудности для развития российской экономики "Регионы России: неравенство доходов, трудовая мобильность и фискальная политика"/Russia's Regions: Income Volatility, Labor Mobility and Fiscal Policy, 2005, IMF Working paper

"Регионы России и внешняя торговля"/Russian Regions and Their Foreign Trade, 2005, ETLA2 Discussion paper
Миграция           Россия до сих пор не проводила последовательной политики привлечения иностранной рабочей силы, особенно высококвалифицированных работников. Cсуществует огромный потенциальный миграционный резерв – миллионы квалифицированных русскоговорящих жителей бывших республик СССР. Официальные правила должны стать менее жесткими, но более осмысленными. Можно разработать балльную систему оценки мигрантов Доклад о перспективах мировой экономики в 2006 году: экономическое значение денежных переводов и миграции/Global Economic Prospects 2006: Economic Implications of Remittances and Migration, 2005, World Bank Report
Вступление в ВТО, Международная торговля             "Влияние Вступления в ВТО и Программы Дохи на Россию: Важность Устранения Препятствий Прямым Иностранным Инвестициям в Сфере Услуг для Экономического Роста и Снижения Бедности"/The Impact on Russia of WTO Accession and the Doha Agenda: The Importance of Liberalization of Barriers Against Foreign Direct Investment in Services for Growth and Poverty Reduction, 2005, World Bank Report

"От распада – к повторной интеграции: Восточная Европа и бывший СССР в системе международной торговли"/From Disintegration to Reintegration: Eastern Europe and the Former Soviet Union in International Trade, 2005, World Bank Report

1 IEA - International Energy Agency Назад
2 ETLA - Research Institute of the Finnish Economy Назад
Вверх

© АЛ «Веди» 2005–2006; www.vedi.ru.