Актуальные проблемы и темы, затрагиваемые в докладах |
ОЭСР |
МВФ |
Fitch |
Всемирный банк |
Другие исследования по данной теме |
Дата публикации |
Июнь 2005 г. |
Июнь 2005 г. |
Октябрь 2005 г. (New) |
Июнь 2005 г. |
Июнь 2005 г. |
Ноябрь 2005 г. (New) |
Название |
Russia: Building Rules for the Market/Россия: установление правил для рыночной экономики |
Russia — Concluding Statement of the 2005 IMF Mission/Россия: итоговое заявление миссии МВФ 2005 года |
Staff Report for the 2005 Article IV Consultation/Доклад персонала для консультаций 2005 года в соответствии со Статьей IV |
Russia’s Rising Capital Flight and Private External Debt (Special Report)/ Россия: увеличение оттока капитала и рост внешнего долга частного сектора |
World Development Report 2005. A Better Investment Climate for Everyone/Доклад о мировом развитии–2005. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения |
Russian Economic Report/Доклад об экономике России |
Основная проблематика доклада |
Всесторонняя оценка текущего состояния в сфере регулирования экономики в России |
Оценка текущих тенденций экономического развития и эффективности государственной экономической политики в России |
Оценка текущих тенденций экономического развития и эффективности государственной экономической политики в России |
Специальный отчет о состоянии рынков капитала в России |
Общий доклад о развитии стран мира с точки зрения их инвестиционной привлекательности |
Текущие тренды и перспективы развития российской экономики |
Экономический рост |
Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ |
Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ |
Сокращаются все основные источники роста последних лет. Производственный потенциал практически полностью задействован и в настоящее время ВВП не может расти более чем на 5-6 процентов без повышения темпов инфляции
|
|
|
Рост цен на углевороды усложняет достижение устойчивого и диверсифициронного роста в России. Концентрация роста преимущественно в "неторгуемых" секторах экономики хорошо вписывается в основные симптомы так называемой «голландской болезни» |
"Пятнадцать лет экономических реформ в России: итоги и перспективы"/Fifteen Years of Economic Reform in Russia: What Has been Achieved? What Has to be done?, 2005, OECD
Российская Федерация: доклад - октябрь 2005/Russian Federation: 2005 Article IV Consultation - Staff Report , 2005, IMF Staff Report
"Россия - по-прежнему региональный "полюс роста"?"/Is Russia Still Driving Regional Economic Growth?, 2005, IMF Working paper
"От экономики переходного периода к экономике развития"/From Transition To Development, 2004, World Bank CEM
|
Налоги |
|
Слишком высокие темпы снижения налогов. Следует предостеречь власти от попыток изменить принятый порядок аккумулирования части поступлений от экспорта нефти в Стабфонде |
Отложить реформу НДС, запланированную на 2004-2005 гг., или по крайней мере обеспечить ее нейтральность по отношению к доходам, чтобы избежать усиления инфляционного давления |
|
|
Снижение НДС с 18 до 13% можно было бы рассматривать как попытку поделиться частью денежных излишков с частным сектором. Однако данная инициатива является весьма спорной, поскольку НДС представляет собой единственный крупный источник доходов для федерального правительства, который не очень чувствителен к колебаниям цен на нефть и газ |
"Реформа подоходного налога в России"/The Russian Flat Tax Reform, 2005, IMF Working paper
"Система НДС и торговля энергоресурсами: Россия и Украина"/VAT Design and Energy Trade: The Case of Russia and Ukraine, 2005, IMF Working paper
|
Бюджет |
|
|
Дальнейшее смягчение политики следует отложить до тех пор, пока не спадет циклическое давление. Бюджетный стимул без учета нефтяного сектора достиг существенной положительной величины |
|
|
В то время как заложенные в бюджете на 2006 г. дополнительные расходы могут несколько увеличить инфляционное давление, объемы расходов в целом по-прежнему согласуются с общей политикой жесткого финансового контроля на макроуровне |
"Реформирование бюджетной системы России: на пути к делегированию бюджетного управления?"/Reforming the Russian Budget System: A Move to More Devolved Budget Management?, 2005, IMF Working paper
|
Денежно-кредитная политика |
|
|
Денежно-кредитная политика остается либеральной: ЦБ РФ продолжает противодействовать укреплению рубля, проводя нестерилизуемые интервенции |
|
|
|
|
Инвестиции |
Государству следует проводить последовательную политику по снижению бюрократического давления и "зарегулированности" экономики, поощряя конкуренцию |
Увеличение текущих расходов бюджета подрывает возможности роста экономики, поэтому акцент следует сделать на инвестиционных расходах и улучшении инвестиционного климата |
Резкое повышение предельных налоговых ставок в нефтяном секторе, до почти 90 процентов при уровне цен выше 25 долларов США за баррель, возможно, отрицательно сказалось на производстве нефти и инвестициях |
|
В Польше, России, Словакии и Украине фирмы, которые считают, что права собственности защищены, реинвестируют на 14–40% доходов больше, чем те, кто считает обратное |
Определенные усилия правительства успокоить частных инвесторов в сочетании с еще более высокими ожиданиями в отношении цен на нефть повысили привлекательность российского рынка |
"Отчет о мировой финансовой стабильности: развитие рынков и ценные бумаги"/Global Financial Stability Report: Market Developments and Issues, 2005, IMF Report
|
Инфляция |
|
Вследствие снижения налогов и увеличения выплат бюджетникам будет усиливаться давление на инфляцию |
В последние годы общий уровень инфляции превышал целевой показатель, даже когда повышение директивных цен откладывалось. Замечание по статистике: трудности с получением информации по компонентам ИПЦ и ИЦП и тот факт, что не сообщается информация об используемых в этих индексах весах, вследствие чего осложняется проведение анализа |
|
|
|
"Спрос на деньги и инфляция в долларизованной экономике: Россия"/Money Demand and Inflation in Dollarized Economies: The Case of Russia, 2005, IMF Working paper
|
Обменный курс |
|
Центробанку следует сконцентрировать усилия на сдерживании инфляции, а не на контроле за реальным обменным курсом, эффективность которого была очень низка в последние годы |
Противодействие укреплению валюты при смягчении налогово-бюджетной политики создает риск нарушения стабильности |
|
|
Многие отрасли промышленности вынуждены бороться за выживание вследствие быстрого укрепления рубля |
|
Банковская система |
|
Центробанку следует продолжить начатые реформы по ужесточению надзора в банковском секторе, особенно в сфере кредитования, и переходу на международные стандарты контроля за деятельностью банков |
Власти осуществили многие рекомендации, однако некоторые ключевые проблемы еще не решены, включая введение полного бухгалтерского учета по МСФО, укрепление прав кредиторов и разработку стратегических планов в отношении все еще доминирующих государственных банков |
|
|
|
|
Законодательство |
Существующее законодательство в основном отвечает требованиям современной экономики, однако необходимо развивать институты, обеспечивающие его исполнение |
|
|
|
Россия позаимствовала довольно жесткое законодательство в плане защиты прав акционеров и кредиторов, но не обладает эффективной правовой системой, позволяющей применять эти законы |
|
"Судебная система в странах с переходной экономикой: оценка прошлого и взгляд в будущее"/Judicial Systems in Transition Economies: Assessing the Past, Looking to the Future, 2005, World Bank Report
|
Естественные монополии |
Следует провести реформу естественных монополий, направленную против того, чтобы государство одновременно выступало в роли собственника и регулирующего органа. Это позволит существенным образом повысить эффективность экономики в целом |
Следует провести реформу естественных монополий, которая должна положительным образом повлиять на поведение инвесторов |
|
|
|
|
"Реформа железных дорог в России"/Regulatory Reform of Railways in Russia, 2005, OECD Report
"Реформа электроэнергетики в России"/Electricity Reform in Russia, 2005, OECD, IEA1 Report
|
Структурные реформы и государственное управление |
Государство должно отказаться от методов прямого вмешательства (формального и неформального) в экономику и перейти вместо этого к установлению четких правил игры. Следует последовательно улучшать качество институтов не только государственного управления, но и судебной системы |
Правительству следует продолжать реформы в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ. Учитывая рост текущих расходов бюджета, это будет непросто. Неэффективность госуправления в настоящее время является одним из основных сдерживающих факторов. Следует продолжить начатые административную реформу, реформу государственного управления и судебную реформу |
Структурные реформы вне банковской системы фактически остановились. Реализация плана реформ с 2002 года проходит неудовлетворительно, в частности в отношении государственной гражданской службы, государственной администрации и естественных монополий. Из-за неожиданно сильного сопротивления реформам социального сектора, власти, по-видимому, стали придерживаться более осторожного подхода, и ожидания относительно темпа реформ стали заметно менее амбициозными |
|
|
Предстоящие выборы вкупе с благоприятной общей макроэкономической ситуацией и трудностями проведения социальных реформ в начале года (монетизация социальных льгот) могут ассоциироваться со все более и более осторожным отношением к реформе в Москве. Тем не менее, 2006 г. может оказаться особенно значимым годом для экономических
реформ в России на субнациональном уровне |
"Реформа управления и развитие открытого рынка"/Enhancing Market Openness in Regulatory Reform in Russia, 2005, OECD Report
"Возможности по улучшению качества государственного управления в России"/Government Capacity to Produce High Quality Regulation in Russia, 2005, OECD Report
"Роль конкурентной политики в реформе государственного управления"/The Role of Competition Policy in Regulatory Reform, 2005, OECD Report
"Эффективность бюджетирования на основе результатов: обзор эмпирических исследований"/Does Performance Budgeting Work? An Analytical Review of the Empirical Literature, 2005, IMF Working paper
|
Отток капитала |
|
|
|
Сравнения с другими крупными развивающимися рынками свидетельствуют, что отток капитала из России достаточно высок. Более того, он продожает увеличиваться, несмотря на макроэкономическую стабильность. Отток капитала определяется как размером свободного капитала, так и желанием вывести его из страны. Отток капитала необязательно является причиной низких внутренних инвестиций — это скорее симптом неблагоприятного инвестиционного климата |
|
Существенное уменьшение чистого оттока капитала из частного сектора |
|
Внешняя задолженность частного сектора |
|
|
Стратегия компаний заимствовать за рубежом с одновременной выплатой высоких дивидендов свидетельствует о недостаточной уверенности в будущем, защищенности прав собственности. В случае финансовой нестабильности в России ряд компаний потеряют доступ на рынок капитала и рефинансирование долга может оказаться проблематичным, так как вывезенные
капиталы вряд ли будут возвращены с целью погасить долги |
|
|
|
|
"ЮКОС" |
|
|
Дело ЮКОСа нанесло ущерб инвестиционному климату |
Fitch не ожидает появления "ЮКОСа-2" в основном сценарии |
|
|
|
Приватизация |
Несмотря на проблемы с проведением приватизации в 1990-е гг., в целом она оказала положительное влияние на производительность предприятий в частном секторе |
|
|
|
Опросы показывают, что 80% россиян считают, что массовая приватизация 1990-х была несправедливой |
|
|
Регионнальное развитие |
|
|
|
|
|
Проблемы регионального развития и регионального расслоения, по-видимому, станут все более важными для будущего России. Нерациональное пространственное распределение
людей и капитала создает особые трудности для развития российской экономики |
"Регионы России: неравенство доходов, трудовая мобильность и фискальная политика"/Russia's Regions: Income Volatility, Labor Mobility and Fiscal Policy, 2005, IMF Working paper
"Регионы России и внешняя торговля"/Russian Regions and Their Foreign Trade, 2005, ETLA2 Discussion paper
|
Миграция |
|
|
|
|
|
Россия до сих пор не проводила последовательной политики привлечения иностранной рабочей силы, особенно высококвалифицированных работников. Cсуществует огромный потенциальный миграционный резерв – миллионы квалифицированных русскоговорящих жителей бывших республик СССР. Официальные правила должны стать менее жесткими, но более осмысленными. Можно разработать балльную систему оценки мигрантов |
Доклад о перспективах мировой экономики в 2006 году: экономическое значение денежных переводов и миграции/Global Economic Prospects 2006: Economic Implications of Remittances and Migration, 2005, World Bank Report
|
Вступление в ВТО, Международная торговля |
|
|
|
|
|
|
"Влияние Вступления в ВТО и Программы Дохи на Россию: Важность Устранения Препятствий Прямым Иностранным Инвестициям в Сфере Услуг для Экономического Роста и Снижения Бедности"/The Impact on Russia of WTO Accession and the Doha Agenda: The Importance of Liberalization of Barriers Against Foreign Direct Investment in Services for Growth and Poverty Reduction, 2005, World Bank Report
"От распада – к повторной интеграции: Восточная Европа и бывший СССР в системе международной торговли"/From Disintegration to Reintegration: Eastern Europe and the Former Soviet Union in International Trade, 2005, World Bank Report
|