Периодические издания | Аналитические материалы | Статистические базы данных | Архивы | О компании | Полезная информация | Карта сайта

АЛ Веди

Другие материалы раздела "Макроэкономика"

Реакция международных организаций на текущее состояние экономики России — крайняя озабоченность ходом реформ и скептицизм в отношении среднесрочной перспективы

Аналитическая лаборатория "Веди", Центр развития


Текущее состояние экономики России — в условиях крайне благоприятной внешней конъюнктуры и достигнутых результатов — вызывает неоднозначную реакцию как внутри страны, так и со стороны внешних инвесторов и аналитиков. Формально очевидно, что с экономикой, более 70% экспорта которой составляют нефть, природный газ, черные и цветные металлы, при ценах на нефть около 50 долл./барр. ничего плохого происходить не может. Исключая тот факт, что подобная экономика испытывает "шок" — позитивный, но все же "шок". Данный шок обусловливает структурные изменения и провоцирует финансовую нестабильность. Актуален и вопрос, насколько экономика России способна аккумулировать все средства, поступающие от внешнего "шока", и трансформировать их в построение фундамента для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.

Статистические данные показывают, что, несмотря на продолжающийся рост цен на сырую нефть и общую благоприятную мировую конъюнктуры на сырьевых рынках, основные макроэкономические индикаторы России, оставаясь положительными, ухудшаются по сравнению с предыдущими годами. Так, темпы роста ВВП в январе-мае 2005 г. составили 5.4%, а промышленное производство фактически стагнирует. В финансовой сфере положение не намного лучше — уровень инфляции остается на сравнительно высоком уровне.

Действующие ныне тенденции в экономике России достаточно тревожны — как для правительства и субъектов хозяйственной деятельности, так и с точки зрения внешних инвесторов и международных финансовых организаций. Опасения последних нашли свое отражение в отчетах, посвященных нынешнему состоянию российской экономики, подготовленных международными организациями — Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Основные критические замечания и рекомендации, представленные в этих материалах, несколько различаются, но их объединяет достаточно четкий контекст — ухудшение инвестиционного климата в России и обеспокоенность реализацией структурных реформ. Возможная предвзятость авторов данных отчетов нивелируется естественной "встроенностью" России в систему мирохозяйственных связей — как поставщика сырья на мировые рынки, объекта инвестирования, полноправного участника на рынке высоких технологий и прочее. Часть выводов и рекомендаций представляются поверхностными, часть — довольно значимыми. Но в целом реакцию аналитических служб мировых финансовых организаций на состояние экономики России можно оценить как достаточно адекватную — обеспокоенность текущей ситуацией в России и ее ближайшими перспективами. И с этой точки зрения представленные отчеты в качестве независимого (или относительно независимого) анализа видятся как крайне полезные — для оценки текущего состояния и выработки среднесрочной стратегии. Ниже мы приводим основные результаты и рекомендации рассматриваемых отчетов о состоянии экономики России — возможно, для дискуссии, возможно, для прямого использования при выработке среднесрочной экономической политики.

МВФ считает экономическую политику, проводимую в России, не вполне адекватной сложившимся реалиям

В итоговом заявлении миссии МВФ выражается обеспокоенность замедлением темпов роста ВВП и ростом инфляции в России — главным образом из-за проводимой экономической политики. Ключевые выводы миссии строятся на основе следующей конструкции: ослабление бюджетной политики может вызвать рост инфляции и снижение темпов экономического роста за счет повышения процентных ставок и укрепления реального курса рубля выше долгосрочного равновесного уровня. Вместе с тем проведение реформ (кроме банковской), по мнению экспертов, в России замедлилось, а растущие расходы бюджета снижают вероятность аккумулирования необходимых для проведения реформ средств в условиях изменения мировой конъюнктуры и возможного уменьшения цен на нефть ниже 28 долл./барр. в среднесрочной перспективе.

Основным негативным моментом, по мнению экспертов МВФ, выступает увеличение социальных выплат бюджета, финансируемых за счет роста доходов от нефти. Поскольку источники невосполнимы, то и рост доходов от них может оказаться временным, а при снижении цен на нефть правительство будет не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства. Следовательно, необходимо проведение реформ для улучшения инвестиционного климата — по меньшей мере, для замещения рентных поступлений в случае резкого изменения мировой конъюнктуры.

В данном случае диагноз выглядит неубедительным, а последствия течения "болезни" — не вполне адекватными, в связи с чем "больной" может отвергнуть в целом правильно прописанное лекарство в силу следующих причин.

Во-первых, замедление темпов роста происходит не столько в связи с увеличением внутреннего спроса, сколько в связи с возникшими ограничениями экспорта. В первом квартале 2005 г., по нашей оценке, вклад в рост ВВП темпа роста потребления домашних хозяйств составил те же 4.2%, что и годом ранее. Вклад чистого экспорта уменьшился — и не столько за счет увеличения импорта, сколько за счет сокращения темпов роста экспорта.

Вклад различных компонент в экономический рост

  2003 г. 2004 г. 2005 г.
IV квартал I квартал II квартал III квартал IV квартал I квартал
Внутренний спрос 8.9 8.8 9.4 10.0 9.9 7.8
Потребление домашних хозяйств 4.2 4.9 5.3 5.5 6.2 4.2
Потребление государственных учреждений 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.8
Валовое накопление основного капитала 3.3 1.7 2.0 1.9 2.3 1.3
Чистый экспорт -0.1 0.0 -1.2 -2.1 -2.1 -1.3
ВВП, % (г/г) 7.7 7.6 7.7 7.1 6.4 5.2
Примечание. Сумма компонент может не совпадать с приростом ВВП, поскольку в таблицу не включены изменение запасов и статистическое расхождение. С 2004 г. прирост всего ВВП рассчитан по новой отраслевой классификации (ОКВЭД).
Источник: расчеты Центра развития по данным Росстатагентства; оценки за первый квартал — Центр развития.

Спад в первом квартале в отраслях, конкурирующих с импортом, наиболее заметный в производстве автомобилей (-5.7%), текстильном (-4.8%) и швейном (-3.8%) производстве, можно, конечно, считать проявлением "голландской болезни", но, например, в производстве продуктов питания, которое также конкурирует в импортом, отмечался рост (на 4.3%).

Во-вторых, в силу того, что рост расходов бюджета будет направлен главным образом на погашение внешнего долга, т.е. большая часть "нефтяных" сверхприбылей будет направлена на сокращение процентных платежей по внешнему долгу России в будущем. В данном контексте вполне можно рассчитывать на рост социальных расходов без увеличения ожидаемого роста налогового давления. Социальные выплаты текущего года на 60% покрываются экономией за счет процентных платежей. Это как раз заслуга А. Кудрина в противодействии инвестиционному расходованию бюджетных средств. Тем не менее угроза "эйфорийных" трат бюджета в связи с неожиданно большими поступлениями есть и ее придется преодолеть. Пока не предложен и внятный механизм увеличения расходов: процедура принятия решений носит, на наш взгляд, несколько упрощенный и поспешный характер.

В-третьих, относительно высокий уровень инфляции связан в основном с немонетарными факторами. Покупка иностранной валюты Банком России на рынке (без учета стерилизации средств в Стабилизационном фонде) даже не компенсирует растущего спроса на ликвидность. Предложение ликвидности в первом полугодии 2005 г. снизилось на 3.6% по сравнению с ростом на 0.6% в прошлом году, а базовая инфляция снизилась практически вдвое (до 1.8 с 3.6% годом ранее). Фактически компенсационные выплаты бюджета позволяют поддержать беднейшие слои населения в условиях неожиданного повышения цен на необходимые товары, хотя такое решение было принято под давлением неудач с монетизацией льгот. В первом квартале бюджетные выплаты позволили компенсировать замедление роста реальных доходов, наблюдавшееся в начале года. Здесь также необходимо проводить более жесткую увязку с доходами бюджета от повышения цен естественных монополий и реализовывать адресную поддержку населения.

Бюджетное равновесие в текущем году соответствует 24 долл./барр. только в связи с дополнительными поступлениями от "ЮКОСа", которые являются разовой акцией. Без таких поступлений расходы бюджета соответствовали бы поступлениям при ценах на нефть в 29 долл./барр. В то же время федеральный бюджет все еще является сбалансированным, поскольку непроцентные расходы, с учетом уже принятых дополнительных трат, пока еще остаются на 59 млрд. руб. ниже доходов без учета внешних поступлений (экспортных и импортных пошлин, НДПИ) и неожиданно полученных средств от "ЮКОСа". Сохраняются условия и для укрепления рубля, курсовое значение которого пока еще на 20–30% выше долгосрочного равновесного уровня, а повышение процентных ставок в мире не сказалось на росте ставок по российским облигациям.

Таким образом, в среднесрочной перспективе, на наш взгляд, экономическая политика, проводимая российскими денежными властями, является вполне адекватной сложившимся реалиям. Главная проблема — именно точная оценка условий, которые сложатся в будущем, и соответствия им применяемых мер. Не только Банк России, но и правительство РФ должны быть готовы к изменению внешней конъюнктуры и разрабатывать "пакеты" таких мер в благоприятных условиях, поскольку изменение структуры экономики и снижение ее зависимости от нефти — это долгосрочный процесс. Результат не проявится немедленно, так как для получения реальной заметной отдачи необходимо "завоевание" определенной доли не только на относительно небольшом внутреннем рынке (то на что нацелен процесс импортозамещения), но и на мировом рынке, что в отличие от сырьевого рынка является непростой задачей — особенно учитывая, что на завоевание значительной доли мирового сырьевого рынка ушло около 15 лет.

К сожалению, реформы, предписанные МВФ, направленные в будущее, носят слишком характер. Упомянуто о торможении реформ в образовании и здравоохранении, однако, на наш взгляд, их эффективность, кроме сокращения текущих расходов, пока доказана весьма слабо. МВФ лишь вскользь отмечает, что предпочтительнее было бы расходовать средства на развитие инфраструктуры и улучшение инвестиционного климата (за счет реформы ОАО "Газпром", вступления в ВТО, а также проведения реформы госслужбы, административной и судебной реформ). Однако при отсутствии общей стратегии развития и понимания результата, который должен быть достигнут в целом, вряд ли можно добиться этого за счет единичных реформ.

Вверх

Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех? Уроки для России, вытекающие из очередного доклада Всемирного банка о мировом развитии

Обсуждение очередного, 27-го по счету, ежегодного доклада Всемирного банка о мировом экономическом развитии, прошедшее 22 июня 2005 г. в Центре стратегических разработок, вызвало, пожалуй, наибольший интерес в России по сравнению с появившимися почти одновременно докладами ОЭСР и МВФ. Этот интерес объясняется как широким контекстом самого доклада, так и ситуацией, сложившейся в российской экономике, когда модель экономического роста, основанная на девальвации и использовании незагруженных производственных мощностей, практически полностью исчерпала себя. В этих условиях для ускорения темпов экономического роста необходимы инвестиции, и мнение международных экспертов, основанное на мировом опыте в области улучшения инвестиционного климата, в связи с этим особенно интересно.

В последние годы Россия по темпам экономического роста — среди мировых лидеров, однако, на фоне основных ее конкурентов (Бразилия, Индия, Китай и, тем более, США), структура ее экономики характеризуется явным преобладанием экспорта необработанного сырья (около 80%) и мизерной долей в промышленном экспорте высокотехнологичной продукции, что ставит естественные пределы устойчивому росту российской экономики. При этом предпосылки для изменения такой ситуации пока явно не складываются — доля накопления по отношению к ВВП, хотя и находится на среднемировом уровне в 20%, но пока вряд ли достаточна для улучшения структуры экономики, особенно если учесть отставание от Китая по этому показателю более чем в два раза (более 40%) и отставание от всех основных конкурентов по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и по развитию банковской системы.

Некоторые ключевые индикаторы экономики России и ее конкурентов по данным доклада Всемирного банка о мировом развитии (2005 г.)

  Россия Бразилия Индия Китай США Мир в среднем
Население, млн. чел. (2003 г.) 143.4 176.6 1064.4 1288.4 291 6271.7 (всего)
Плотность населения, чел./кв. км (2003 г.) 8 21 358 138 32 48
ВВП, млрд. долл. (2003 г.) 433 492 599 1410 10882 36356 (всего)
Среднегодовой прирост, % (1990–2003 гг.) -1.8 2.6 5.8 9.5 3.2 2.6
Валовой национальный доход (ВНД), долл. на душу населения (2003 г.) 2610 2710 530 1100 37610 8180
То же, с учетом ППС 8920 7480 2880 4990 37500 8180
Уровень грамотности взрослого населения (св. 15 лет), % (2002 г.) 100 86 61 91 н/д 79
Коэффициент детской смертности (до 5 лет) на 1 тыс. детей (2002 г.) 21 37 90 38 8 81
Среднегодовой прирост ВВП на душу населения, % (2002–2003 гг.) 7.8 -1.4 6.4 8.4 2 1.4
Общие расходы правительства на конечное потребление, % ВВП (2003 г.) 16 20 13 13 16 17
Валовое накопление капитала, % ВВП (2003 г.) 20 20 24 42 18 20
Внешний баланс товаров и услуг, % ВВП (2003 г.) 11 2 -2 1 -4 1
Экспорт, млрд. долл. (2003 г.) 135 73 55 439 724 7480 (всего)
Промышленный экспорт, в % от общего экспорта (2002 г.) 22 54 75 90 81 78
Экспорт высоких технологий, в % от промышленного (2002 г.) 13 19 5 23 32 21
Приток частного капитала, нетто, млрд. долл. (2002 г.) 8 9.9 4.9 47    
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. (2002 г.) 3 16.6 3 49 40 631 (всего)
Внутренние кредиты банков, % ВВП (2002 г.) 44 63.6 58.5 166 70 180
Источник: Всемирный банк: доклад о мировом развитии, 2005 г.

Чем в такой ситуации может помочь мировой опыт? По мнению экспертов Всемирного банка, основные положительные уроки можно извлечь из опыта Китая и Индии, где в 1980–1990 гг. доля частных инвестиций в ВВП почти удвоилась. При этом ключевую роль здесь по-прежнему играют национальные капиталы — хотя в 2000-х годах в 92 развивающихся странах доля ПИИ выросла в несколько раз — до 3–4% ВВП, однако это лишь примерно четверть всех инвестиций в основной капитал.

Ключевую роль в создании благоприятного инвестиционного климата играет государство, которое путем проводимой им политики и практических мероприятий влияет на затраты, риски и барьеры на пути конкуренции, с которыми сталкиваются фирмы.

При этом налоговые затраты фирм далеко не исчерпывают всех непроизводственных издержек предпринимательской деятельности. Издержки, связанные с соблюдением контрактных обязательств, неудовлетворительной инфраструктурой, преступностью, коррупцией и правовым регулированием, колеблются в развивающихся странах в диапазоне от примерно 8% совокупных продаж в Польше до 25% в Танзании.

Поскольку инвестиционная деятельность ориентирована на будущее, то в основе инвестиционной активности лежат не столько существующие условия, сколько ожидания. В связи с этим не только обычные рыночные, но и политические риски, а также макроэкономическая нестабильность и правовая неопределенность значительно ухудшают инвестиционный климат. По мнению экспертов Банка, повышение предсказуемости политики увеличивает вероятность новых инвестиций на 30% — видимо, в среднем для развивающихся стран.

Наконец, снятие барьеров на пути конкуренции, облегчение процессов входа новых фирм на рынок и выхода с него являются третьим важнейшим направлением деятельности государства в деле улучшения инвестиционного климата. В качестве положительного примера приводится сфера телекоммуникаций в 90-е годы прошлого века в Бангладеш и Уганде, где устранение препятствий для конкуренции способствовало резкому росту инвестиций, в том числе со стороны мелких предпринимателей.

Основной упор в улучшении инвестиционного климата авторы доклада делают на совершенствовании базовых условий экономической деятельности, весьма настороженно относясь к выборочным государственным интервенциям и созданию отраслевых приоритетов в господдержке. По их мнению, мировой опыт централизованного "выявления победителей" хотя и был, по-видимому, успешен в ряде восточноазиатских стран, но сегодня все же кажется "азартной игрой".

Причиной уменьшения шансов на успех подобной стратегии является возросшая конкуренция среди правительств развивающихся стран, которые все в большей мере стремятся поддержать те или иные отрасли своих экономик. В результате начиная с 1962 г., когда шли успешные эксперименты в странах Юго-Восточной Азии с так называемой "промышленной политикой", направленной на поддержку экспорта, число стран, экспортирующих электрооборудование, утроилось, а число стран, экспортирующих детали для моторизованных средств передвижения, более чем удвоилось.

Кроме того, удешевление информации, большая мобильность капитала, формирование глобальных сетей поставщиков и перманентное изменение технологий приводят к тому, что типы промышленного развития и сферы конкурентных преимуществ меняются очень быстро.

Две приведенных выше причины, по мнению авторов доклада, делают более проблематичным, чем ранее, успешное применение выборочных интервенций. Новые отрасли в современных экономиках часто возникают вне связи с прямыми усилиями государства.

В качестве примера приводится спонтанное возникновение в 80-е годы текстильной отрасли в Бангладеш, которая к 2003 г. включала в себя уже более 1 млн. чел. и экспортировала продукцию на сумму около 2.3 млрд. долл. в год. А началось все с создания в 1979 г. корейской корпорацией "Дэу" небольшого предприятия по пошиву одежды "Деш" со 130 работниками, большинство из которых, переняв в Корее опыт организации бизнеса, начали позднее собственное дело. Другим примером является развитие в последние 10 лет отрасли по производству фруктов, овощей и цветов в Кении, которая стала вторым по объему экспортером такого рода продукции в ЕС (более 350 млн. долл. в 2003 г.).

Негативный пример подобного рода — попытка государства создать в 1980 г. в Сенегале текстильный конгломерат "Сотекска". Вложение нескольких десятков миллионов долларов до сих пор не привело к успеху, хотя попытки реанимирования проекта продолжались вплоть до недавнего времени.

Говоря о значительном росте числа стран, экспериментирующих с промышленной политикой, и о ее низкой эффективности, авторы доклада все же признают, что выборочные государственные интервенции в экономику могут быть оправданны, если они приводят к эффекта "переливу" (spillover) (например стимулирование ПИИ, НИОКР) либо позволяют ускорить создание необходимых базовых условий для бизнеса. При этом необходимо уменьшать риск неудачи государственных интервенций за счет встраивания их в контекст применения базовых мер по улучшению инвестиционного климата (т.е. неселективных мер), четкой постановки и обоснованности целей, концентрации на источниках, а не на симптомах, за счет жесткого контроля получателей госресурсов и регулярного мониторинга результативности госпрограмм. Предлагается также более активно координировать деятельность национальных правительств развивающихся государств и международных агентств, чтобы неконцессиональные займы и гарантии по конкретным сделкам, которые предоставляют последние (более 25 млрд. долл. в год), в большей степени соответствовали выбранным приоритетам государственных интервенций.

Еще одним дополнением стандартных мер по улучшению инвестиционного климата, наряду с государственными инвестициями, может быть ограничение свободы действий национального правительства за счет добровольного принятия им на себя ряда ограничений (например, при вступлении в международные организации и т.п.). Это, с одной стороны, может повысить доверие инвесторов, но, с другой стороны, снижает адаптационный потенциал национальной экономической политики.

Рассуждая о результативности затрат развитых стран на улучшение инвестиционного климата в проблемных регионах, которые (затраты) составляют около ? официальной помощи развитию (более 20 млрд. долл. ежегодно), авторы доклада указывают на возможную альтернативу в виде ликвидации торгового протекционизма в самих развитых странах, что может к 2015 г. обеспечить развивающимся странам материальную выгоду в 85 млрд. долл.

Говоря об основных направлениях улучшения инвестиционного климата, авторы доклада подчеркивают важность комплексного учета всех факторов, влияющих на инвестиционную активность, а также необходимость учета средне- и долгосрочных интересов — иначе, например, стимулирование инвестиций за счет снижения налогов может снизить устойчивость бюджета и сократить важные для инвестиционного процесса госрасходы, например в инфраструктуру и образование.

Кроме того, по мнению авторов доклада, процесс совершенствования инвестиционного климата — это "не спринт, а марафон", т.е. он должен идти постоянно, при этом крайне важны создание доверия в отношениях между бизнесом и государством, консенсус основных слоев общества по поводу выбора модели экономической политики, учет специфики национальной экономики (единого рецепта улучшения инвестиционного климата нет). При этом последний, на наш взгляд, особенно актуален. Во всяком случае, к такому выводу подталкивает изучение показателей инвестиционного климата разных стран, полученных на основе опросов и помещенных в приложение к основной части доклада. Если смотреть на основные показатели, то Россия вроде бы опережает или, по крайней мере, не отстает от своих основных конкурентов, за исключением такого показателя, как "непредсказуемая интерпретация законов", однако если у конкурентов быстрый рост продолжается уже долгие годы, то забыть о российских минус 1.8% снижения ВВП в среднем за последние 15 лет пока как-то не удается.

Возвращаясь к основному ограничению инвестиционной активности в российской экономике, можно отметить, что такая непредсказуемость — не редкость в мировой экономической истории и зачастую она, так же как и в России, связана с диаметральной противоположностью позиций разных общественных групп по отношению к проблемам собственности. В качестве примера приводится Зимбабве, где многие доказывают, что земля, отнятая в период колониальных войн в XIX веке, должна быть возвращена ее владельцам. В то же время ее добросовестные приобретатели, естественно, против. Консенсус, достигаемый на основе применения механизмов срока давности, в Зимбабве, как и в России, не срабатывает. Насильственный же захват собственности, начавшийся в Зимбабве в 2000 г. под флагом восстановления справедливости, привел к тому, что самая динамичная в 1997 г. экономика Африки к 2003 г. стала экономикой самого быстрого спада. В качестве выхода из такого рода ситуаций авторами доклада предлагаются компенсационные меры (по опыту Бразилии, Колумбии и ЮАР) и изменение политики в сфере налогообложения. Однако применение такого рода мер с наибольшей эффективностью возможно лишь в условиях растущей экономики.

Таким образом, взаимосвязь между благоприятным инвестиционным климатом и проблемами в сфере собственности проходит полный цикл. Видимо, и в России, циклически двигаясь по спирали, возможно и сохранить позитивную динамику экономики, и устранить самые одиозные искажения в структуре прав собственности на наиболее значимые национальные активы. При этом оценки авторов доклада о том, что 80% граждан России недовольны итогами массовой приватизации, возможно, лишь частично верны. Доля недовольных может резко сократиться при устранении нескольких самых явных нарушений. А это откроет дорогу к значительному улучшению инвестиционного климата и ускорению экономического роста.

Некоторые показатели инвестиционного климата в России и в странах-конкурентах по данным опросов, %*

  Россия Бразилия Индия Китай
Год опроса 2002 2003 2003 2002/3
Размер опросной выборки, число фирм 506 1642 1827 3948
Неопределенность в политике
основное ограничение 31.5 75.9 20.9 32.9
непредсказуемая интерпретация законов 75.1 66 64.1 33.7
Коррупция
основное ограничение 13.7 67.2 37.4 27.3
сообщили о даче взяток 78 51 н/д 55
отношение взяток к продажам 2.3 н/д н/д 2.6
Судебная система
основное ограничение 9.5 32.8 н/д н/д
Преступность
основное ограничение 12.4 52.2 15.6 20
Правовое регулирование и налогообложение
ставки налогов как основное ограничение 24.6 84.5 27.9 36.8
Финансовая система
основное ограничение 17 71.7 19.2 22.3
Электроснабжение
основное ограничение 4.6 40.1 28.9 5
потери от отключений, % продаж н/д 3.8 11.6 5
Труд
квалификация рабочей силы как основное ограничение 9.9 39.6 16.7 30.7
* — Доля управляющих высшего звена. рассматривающих названные ограничения как основные или очень серьезные (если не указано иное).
Источник: Всемирный банк: доклад о мировом развитии, 2005 г.

Вверх

Доклад ОЭСР "Россия: установление правил для рыночной экономики

Представленный 20 июня 2005 г. доклад ОЭСР под названием "Россия: установление правил для рыночной экономики" посвящен анализу и предложениям по улучшению эффективности государственного регулирования в России.

Авторы доклада отдают должное тем реформам, которые были проведены в начале 1990-х гг., отмечая их роль в достижении Россией высоких темпов экономического роста в последние пять лет. Именно структурные реформы, а не девальвация 1998 года и благоприятная внешнеторговая конъюнктура, имели, по их мнению, определяющее значение для этого. В частности, важным моментом стала либерализация внешней торговли, которая, хотя и не во всех случаях, но способствовала ускорению реструктуризации предприятий, испытывающих на себе давление конкуренции со стороны иностранных компаний. Тем не менее российская экономика пока полностью не преодолела наследия советской эпохи, в результате многое еще предстоит сделать, в особенности в области формирования рыночных институтов, защиты прав собственников и обеспечения эффективного функционирования рынков.

В современной ситуации, по мнению экспертов ОЭСР, стратегия государства должна формироваться вокруг следующих основных направлений:

– Повышение качества институтов.

Это касается не только самого государственного аппарата и федеральных органов исполнительной власти, реформа которых была недавно начата, но и судебной системы, независимость которой уже не раз ставилась под сомнение. Особенно ярко последний факт проявляется в тех случаях, когда интересы частных экономических агентов сталкиваются с государственными интересами.

– Сокращение государственного участия в экономике.

В докладе отмечается, что на десять крупнейших промышленных групп и ряд государственных компаний в газовой отрасли и электроэнергетике приходится около половины промышленного производства страны. Это создает множество проблем, связанных с тем, что государство одновременно выступает в роли собственника и регулирующего органа. Неизбежные в этом случае конфликты интересов в управлении приводят к потере эффективности как рассматриваемых отраслей, так и экономики в целом.

– Пересмотр регулирующей функции государства.

Это направление представляется наиболее сложным и противоречивым, поскольку затрагивает широкий спектр вопросов — от проблемы дебюрократизации экономики до снижения барьеров для иностранных инвестиций и торговли. Но общая идея заключается в том, что государство должно отказываться от прямого вмешательства в дела бизнеса, вводя рыночные инструменты регулирования — такие, как, например, антимонопольное законодательство. Впрочем, как отмечается авторами доклада, само по себе законодательство мало чего стоит — нужны соответствующие институты, которые бы обеспечивали его исполнение. На это и должны быть направлены основные усилия правительства. Поддержание институтов гражданского общества и свободной прессы могут также способствовать этому.

– Политика в области конкуренции.

Несмотря на то что правительство открыто демонстрирует свою приверженность идейным принципам конкуренции, в ряде отраслей наблюдается совершенно противоположная тенденция: влияние государства становится все более ощутимым как в плане расширения его присутствия в роли собственника, так и в плане бюрократического вмешательства.

В целом можно выделить две ключевые идеи, которые стали лейтмотивом данного доклада. Во-первых, это необходимость осуществления широкомасштабных реформ, что должно обеспечить своего рода синергетический эффект от проведения реформ сразу по нескольким направлениям. И, во-вторых, изменение принципов функционирования самого государства и государственного управления. Без этого любое, даже самое тщательное, переписывание законодательства не возымеет нужного эффекта на экономический рост и развитие. Власть должна отказаться от методов прямого вмешательства (формального и неформального) и перейти к установлению прозрачных, четких правил игры, к созданию администрации, которая займет требуемую от нее в новых условиях позицию.

Такое заключение означает, что для поддержания высоких темпов экономического роста и обеспечения существования рынка вообще, государство должно, в первую очередь, начать с себя, поскольку в настоящее время именно его несовершенство остается главным препятствием на пути развития страны.

Вверх

Рейтинговое агентство Fitch решило дать свою оценку инвестиционному климату в нашей стране, указав на глубокое недоверие к государственным институтам и правам собственности в стране.

Международное рейтинговое агентство Fitch заявило о значительном ухудшении инвестиционного климата в России. Специальный отчет о росте оттока капитала из России и об увеличении частного внешнего долга, возможно, написанный несколько месяцев назад , вышел лишь после того, как завершился судебный процесс по "делу "ЮКОСа"", с одной стороны, и когда Россия приступила к досрочному погашению долга перед странами Парижского клуба на фоне очередного роста нефтяных цен — с другой. К тому же через две недели Банк России представит оценку оттока капитала за второй квартал текущего года. Однако рейтинговое агентство Fitch, по всей видимости, не видит признаков улучшения инвестиционного климата в стране, а негативные тенденции в нашей экономике, по его мнению, настолько велики, что любое ухудшение внешней ситуации может привести к потере Россией "инвестиционного" рейтинга. Инвесторы ожидали от рейтинговых агентств более оптимистичной оценки. Пока суверенный рейтинг России в иностранной валюте находится на нижней границе "инвестиционных" рейтингов и соответствует "BBB-" (как и у Казахстана, Мексики и Болгарии) со "стабильным" прогнозом. На таком же уровне оценивает Россию и в Standard & Poor's.

По подсчетам экономистов агентства Fitch, общий отток капитала из России по линии нефинансового сектора в 2004 г. составил 33 млрд. долл. (около 6% ВВП, или почти половину сальдо торговли и услуг), достигнув максимальной величины с 1997 г. Такой существенный отток "отражает сложный деловой климат и глубокое недоверие к институтам и правам собственности в стране". Всего с 2001 г. из России предприятия вывезли 100 млрд. долл., что "является симптомом враждебного инвестиционного климата". Fitch указывает на "дело "ЮКОСа"" как на одну из основных причин ускорения оттока капитала. В отчете подчеркивается, что, несмотря на улучшение макроэкономической стабильности и укрепление финансовой системы, произошедших за последние четыре года, объем утечки капитала не снизился в отношении к ВВП или к положительному сальдо торгового баланса. При этом в агентстве отмечают не только необычно большой объем вывоза капиталов, но и продолжающееся увеличение этого показателя. Интенсивность оттока капитала относительно ВВП (в среднем за период 2002–2004 гг.) в России оказалась в три раза выше, чем у Польши, и в шесть раз выше, чем у Бразилии. Кроме того, Россия единственная страна с "инвестиционным" рейтингом, у которой двузначный уровень инфляции.

Отток капитала снижает объем инвестиций внутри страны. Российские сбережения, размещенные в других странах, потенциально могли бы быть инвестированы внутри страны. По данным агентства Fitch, валовые внутренние инвестиции в России в прошлом году составили 21.4% ВВП против 26.5% в восьми странах Центральной и Восточной Европе, вступивших в прошлом году в ЕС. Низкие инвестиции вызваны, по мнению агентства, неверием бизнеса в неизменность правил игры.

На фоне масштабного оттока капитала российские компании активно заимствуют за рубежом. Внешний долг частного сектора увеличился более чем в два раза всего за два последних года, с 48 млрд. долл. до 106 млрд. долл. на конец 2004 г. Российские предприниматели считают, что иностранные инвестиции в нашей стране защищены лучше. Российские компании, пытаясь компенсировать политические риски, выводят свои прибыли за рубеж, а для продолжения бизнеса наращивают иностранные заимствования. Это означает, что при резком ухудшении инвестиционного климата на приток капитала можно рассчитывать лишь условно — в случае кризиса иностранные займы, вероятнее всего, сократятся, а ранее выданные российским компаниям кредиты мгновенно покинут страну. Рост внешних заимствований частного сектора ведет к увеличению общего объема долга страны, повышая ее уязвимость к внешним факторам.

Приток капитала в нынешних масштабах создает российским властям достаточно комфортные условия, позволяя наращивать валютные резервы и не беспокоиться за финансовую состоятельность страны. Денежные власти акцентируют внимание на более скромных показателях чистого оттока капитала частного сектора. За первый квартал 2005 г. чистый отток составил менее 1 млрд. долл. (в первом квартале прошлого года — 4 млрд. долл.), а за последние четыре года — около 34 млрд. долл. Банк России ожидает в этом году сокращения чистого оттока до 3 млрд. долл., а в правительстве надеются, что через два-три года Россия станет нетто-импортером капитала.

По мнению Fitch, отток капитала, учитывая профицит платежного баланса и размер валютных резервов, не создает в ближайшей перспективе внешних финансовых рисков. Однако чистый отток капитала не отражает увеличения общих объемов вывоза и ввоза капиталов. За внешне удовлетворительными показателями чистого оттока скрываются довольно опасные процессы. Российские компании массово выводят капитал за границу и так же активно занимают на внешнем рынке. При ухудшении внешнеэкономических условий и либерализации валютного регулирования денежные власти в среднесрочной перспективе могут столкнуться с рекордным ростом чистого оттока капитала из страны.

Вверх

Доклады международных организаций: сопоставительный анализ текущих оценок и рекомендаций

Актуальные проблемы и темы, затрагиваемые в докладах ОЭСР МВФ Fitch Всемирный банк
Дата публикации 20 июня 2005 г. 6 июня 2005 г. Июнь 2005 г. Июнь 2005 г.
Название Russia: Building Rules for the Market/Россия: установление правил для рыночной экономики Russia — Concluding Statement of the 2005 IMF Mission/Россия: итоговое заявление миссии МВФ 2005 года Russia’s Rising Capital Flight and Private External Debt (Special Report)/ Россия: увеличение оттока капитала и рост внешнего долга частного сектора World Development Report 2005. A Better Investment Climate for Everyone/Доклад о мировом развитии–2005. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения
Основная проблематика доклада Всесторонняя оценка текущего состояния в сфере регулирования экономики в России Оценка текущих тенденций экономического развития и эффективности государственной экономической политики в России Специальный отчет о состоянии рынков капитала в России Общий доклад о развитии стран мира с точки зрения их инвестиционной привлекательности
Экономический рост Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ Снижение темпов роста в результате замедления структурных реформ    
Налоги   Слишком высокие темпы снижения налогов. Следует предостеречь власти от попыток изменить принятый порядок аккумулирования части поступлений от экспорта нефти в Стабфонде    
Инвестиции Государству следует проводить последовательную политику по снижению бюрократического давления и "зарегулированности" экономики, поощряя конкуренцию Увеличение текущих расходов бюджета подрывает возможности роста экономики, поэтому акцент следует сделать на инвестиционных расходах и улучшении инвестиционного климата   В Польше, России, Словакии и Украине фирмы, которые считают, что права собственности защищены, реинвестируют на 14–40% доходов больше, чем те, кто считает обратное
Инфляция   Вследствие снижения налогов и увеличения выплат бюджетникам будет усиливаться давление на инфляцию    
Обменный курс   Центробанку следует сконцентрировать усилия на сдерживании инфляции, а не на контроле за реальным обменным курсом, эффективность которого была очень низка в последние годы    
Законодательство Центробанку следует продолжить начатые реформы по ужесточению надзора в банковском секторе, особенно в сфере кредитования, и переходу на международные стандарты контроля за деятельностью банков   Россия позаимствовала довольно жесткое законодательство в плане защиты прав акционеров и кредиторов, но не обладает эффективной правовой системой, позволяющей применять эти законы  
Естественные монополии Следует провести реформу естественных монополий, направленную против того, чтобы государство одновременно выступало в роли собственника и регулирующего органа. Это позволит существенным образом повысить эффективность экономики в целом Следует провести реформу естественных монополий, которая должна положительным образом повлиять на поведение инвесторов    
Структурные реформы и государственное управление Государство должно отказаться от методов прямого вмешательства (формального и неформального) в экономику и перейти вместо этого к установлению четких правил игры. Следует последовательно улучшать качество институтов не только государственного управления, но и судебной системы Правительству следует продолжать реформы в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ. Учитывая рост текущих расходов бюджета, это будет непросто. Неэффективность госуправления в настоящее время является одним из основных сдерживающих факторов. Следует продолжить начатые административную реформу, реформу государственного управления и судебную реформу    
Отток капитала     Сравнения с другими крупными развивающимися рынками свидетельствуют, что отток капитала из России достаточно высок. Более того, он продожает увеличиваться, несмотря на макроэкономическую стабильность. Отток капитала определяется как размером свободного капитала, так и желанием вывести его из страны. Отток капитала необязательно является причиной низких внутренних инвестиций — это скорее симптом неблагоприятного инвестиционного климата  
Внешняя задолженность частного сектора     Стратегия компаний заимствовать за рубежом с одновременной выплатой высоких дивидендов свидетельствует о недостаточной уверенности в будущем, защищенности прав собственности. В случае финансовой нестабильности в России ряд компаний потеряют доступ на рынок капитала и рефинансирование долга может оказаться проблематичным, так как вывезенные капиталы вряд ли будут возвращены с целью погасить долги  
"ЮКОС"     Fitch не ожидает появления "ЮКОСа-2" в основном сценарии  
Приватизация Несмотря на проблемы с проведением приватизации в 1990-е гг., в целом она оказала положительное влияние на производительность предприятий в частном секторе     Опросы показывают, что 80% россиян считают, что массовая приватизация 1990-х была несправедливой
© АЛ «Веди» 2005; www.vedi.ru. Вверх