Тема: Финансовый контроль 26 июня 2006 г.
Ведев А.Л.

"Я не являюсь либералом, но поддерживаю систему рыночной заинтересованности"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

Глава Счетной Палаты Сергей Степашин считает, что в России необходимо разработать концепцию или соответствующий закон по государственному финансовому надзору. Это позволило бы скоординировать различные контрольные органы, разграничить их полномочия и повысить эффективность. В частности, эти вопросы могли бы быть отрегулированы в новом Бюджетном кодексе, который Минфин должен осенью представить в правительство и Госдуму. Какова система финансового контроля сейчас, что в ней не устраивает и требует улучшения?

Я бы коснулся следующего аспекта. У нас логика такова, что в среднесрочной перспективе цены на нефть будут высокие, останется сырьевая направленность в экономике. Поэтому при существующем налоговом режиме государство будет богатым. У государства будут ресурсы в широком смысле, которые необходимо направить на общественные нужды. Имеется в виду как на финансирование бюджетных сфер и регионов, так и в виде госинвестиций на поддержку экономического роста. Каким образом это можно сделать? В настоящий момент государство располагает бюджетом, Инвестфондом и Стабилизационным фондом. Так или иначе, исходя из логики того, что государство будет богатым экономическим агентом, то есть агентом, располагающим существенными средствами, плюс, учитывая усиление роли государства в экономике. Соответственно, сразу встаёт вопрос об эффективности использования данных средств. Так или иначе, средства будут и их надо эффективно использовать, это раз, и контролировать их использование, это два. И здесь возможны два либо параллельных, либо чем-то взаимоотрицающих друг друга момента и подхода к решению этой проблемы. Первое, это создание системы контроля, или так скажем, систематизация контроля над использованием государственных средств. За счёт чего? За счёт принятия различных законов, поправок в бюджет, и плюс за счёт создания различных комиссий и комитетов, которые будут рассматривать и оценивать, следить, чтобы все точно выполнялось, финансировалось и так далее. В этой сфере я не специалист, но как мне кажется, это, похоже, механический процесс, который будет идти. И второе, - это хеджирование рисков в конкурентную среду. Создание государственного инвестбанка, помещение его в конкурентную среду с другими инвестбанками, передача части средств на возвратной основе. Я не являюсь либералом, но поддерживаю эту систему рыночного регулирования и рыночной заинтересованности. Государственные средства должны помещаться либо в рыночную среду, либо на взаимной основе, например, на паритете государственных денег и частных инвестиций, участвовать в проектах большой эффективности и на возвратной основе. Мне кажется, что это более рабочая концепция.

А предложения от госчиновников об усилении эффективности, на мой взгляд, направлены в некую тупиковость этого направления. И естественно, они порождают комитеты, комиссии и органы. При этом их эффективность вызывает сомнения. Более того, мировая практика показывает, что где-то это работает более эффективно, где-то менее эффективно. Можно сравнить модели немецкую, японскую и американскую, но это всегда проблемная область, потому что и в Соединённых Штатах большие проблемы с тратами государственных средств, будь то военный бюджет или какие-то федеральные программы.


© АЛ "Веди" 2006; www.vedi.ru.