Тема: Бензин | 02 августа 2005 г. |
"Что может заставить нефтяников отказаться от такой агрессивной ценовой политики на отечественном рынке? " Ваш комментарий* |
Одной из наиболее болезненных тем в последнее время стал рост цен на бензин. Антимонопольная служба ищет картельные сговоры, возмущаются депутаты, ситуация беспокоит Президента (о чем он неоднократно говорил). Правительство обсуждает способы ограничения роста цен. Однако экспортная пошлина на нефтепродукты в очередной раз повышена. Некоторые аналитики отмечают, что это неизбежно приведет к удорожанию горючего на внутреннем рынке, поскольку производители будут таким образом компенсировать свои потери До введения стабилизационного фонда, основная стратегия российских нефтяных компаний предусматривала рост экспорта, как наиболее перспективного рынка, как с точки зрения его емкости, так и цены экспортной продукции. Предложение нефти внутри страны осуществлялось по остаточному принципу либо в силу политических причин или в силу гораздо меньшей перспективности отечественного рынка по низким относительно мирового уровня ценам. Введение высоких экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, ослабление диалога нефтяников с властью, изменило это соотношение. За последний год, начиная с августа 2004 года, из 14,4 долл./барр. прироста цен на российскую нефть 9 долл./барр. "съело" повышение ставки экспортной пошлины, еще 3,5 долл./барр. пришлось на повышение НДПИ. Таким образом, фактический прирост конечного уровня цен на нефть для нефтяного сектора российской промышленности составил менее 2 долл./барр. (около 13% всего прироста), или около 5% от уровня цен за июль 2004 года. Делая необходимую поправку на укрепление валютного курса, которое произошло за год, начиная с 1 августа 2004 года - а это -2%, получим, что цена выпускаемой на экспорт продукции в рублевом эквиваленте увеличилась всего на 3%. Для сравнения индекс цен производителей увеличился с тех пор более, чем на 21%, номинальные расходы населения за январь-май увеличились на 22%, доходы населения - на 24%. Это обозначает рост платежеспособности отечественных потребителей, который увеличивается в большей степени, чем внешний спрос, платежеспособность которого для нефтяных компаний сильно ограничена государством. С экономической точки зрения, спрос на бензин является неэластичным, т.е. при большом изменении цены на товар, спрос на него, в свою очередь, изменится в меньшей степени, что приведет к росту выручки (как произведение цены на объем продаж). Для бензина этому способствует наличие большого количество дополнительных товаров, которые связаны с его потреблением. Учитывая расходы владельца автомобиля, которые он несет вне зависимости от интенсивности использования автомобиля - ОСАГО, страхование непосредственно автомобиля, расходы на техническое обслуживание, амортизацию стоимости самого автомобиля и купленных дополнительно к нему аудиосистему, шины, колеса и т.д., то доля затрат на бензин в общей структуре содержания будет невелика, что и побуждает автовладельцев не сокращать спрос на бензин даже в условиях значительного роста цены на него. Учитывая рост доходов населения на 24%, то по моему мнению, нефтяники могут себе позволить как минимум 24% прирост стоимости бензина в таких динамичных городах, как Москва. В конце концов, данный размер увеличения цен на бензин не увеличивает долю бензина в затратах населения "со средним достатком", и соответственно, не ухудшает их благосостояния. Если принимать во внимание динамику уровня цен на бензин с 2000 года, то текущий уровень цен на бензин (по крайней мере, на соответствующие населению "со средним достатком и выше" высокооктановые сорта А-95 и А-98) является далеко не пределом для московского автолюбителя. Лично я ожидаю усиление ценовой дифференциации бензина. Что может заставить нефтяников отказаться от такой агрессивной ценовой политики на отечественном рынке? Только адекватный потенциал роста внешнего спроса, т.е. как минимум те 24% роста уровня цен вместо текущих 3 - 5%. Следовательно, чтобы заинтересовать нефтяников в достижении стабилизации цен на бензин на внутрироссийском рынке, необходимо не останавливать рост экспортных пошлин, а снизить их примерно на треть, а на это государство вряд ли пойдет. Тем более у государства не будет гарантий того, что нефтяники откажутся от дальнейшего повышения внутреннего цен, только уже за счет увеличения издержек. Реально ограничивать рост экспортных пошлин для повышения доходов и инвестиционного потенциала нефтяников необходимо после того, как государство сможет обеспечить некоторые политические условия для крупномасштабных инвестиций внутри страны: гарантированные условия сохранения прав собственности, и создания инвестиционного фонда, который государство может соинвестировать, снижая риски частного бизнеса, в наиболее капиталоемкие инфраструктурные проекты. |