Тема: Инфляция | 21 июня 2005 г. |
"Основные проблемы, связанные с инфляцией в текущий момент – уровень так называемой небазовой инфляции" Ваш комментарий* |
Правительство приняло за основу основные параметры проекта федерального бюджета на 2006 год, перспективный финансовый план на 2006 - 2008 гг. и основные параметры прогноза социально-экономического развития на этот же период. Председатель Правительства М.Е. Фрадков заметил, что Минэкономразвития при прогнозировании нужно изыскать ресурсы, которые позволили бы удвоить ВВП к 2010 г., а кроме того, необходимо сдерживание инфляции и снижение ее до 4% к 2008 году. Что касается заявленных цифр, которые озвучил Фрадков, они, на мой взгляд, являются чрезмерно оптимистичными. Тем не менее, я не исключаю того, что в ближайшие 3 года темп роста потребительских цен действительно может существенно замедлиться - при определенных условиях, согласно нашим прогнозам, уровень инфляции к 2008 году может составить около 6%, что почти так же хорошо, как и ee "требуемый" уровень. Каковы же эти определенные условия? В настоящее время основная проблема высокой инфляции заключается в том, что правительство очень плохо контролирует администрируемые цены. Об этом можно судить по таким показателям, как базовая и небазовая инфляция. Базовая инфляция - это темпы роста потребительских цен, за исключением краткосрочных неравномерных изменений цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер. Небазовая инфляция и есть те самые краткосрочные неравномерные изменения цен. В прошлом году за январь - апрель базовая инфляция составила 3,2%, в текущем году - 3,3%, то есть, де-факто это говорит о том, что результаты стабилизационной денежно-кредитной политики прослеживаются: та часть инфляции, которой могут управлять, и за которую ответственны ЦБ и монетарные власти, держится на уровне прошлого года. Таким образом, политика стабилизации номинального курса рубля и снижения темпов роста денежной массы последовательно приносит свои плоды. А основные проблемы, связанные с инфляцией в текущий момент - уровень так называемой. небазовой инфляция. Если в прошлом году в январе - апреле на небазовую инфляцию приходилось 1,4 п.п. из 4,6%, то есть, чуть меньше 30%, то в текущем году она перевалила за 50%. Безусловно, к концу года это соотношение уменьшится в силу сезонности повышения администрируемых цен, но, тем не менее, 50% - это много. Это значит, что вклад администрируемых цен в текущий момент превысил вклад макроэкономических факторов, которыми реально управляет ЦБ и денежные власти. Это означает то, что, что мы плохо контролируем рост цен в ЖКХ и в ряде отраслей, которые формируют цены на ресурсы отраслей конечного спроса - электроэнергетика, газ, транспорт, и так далее. И основная проблема заключается вовсе не в том, что уровень инфляции в текущем году высок, а в том, что в отсутствие контроля мы не застрахованы от того, что в будущем инфляция может быть еще больше. То есть, с чем нам необходимо, на мой взгляд, бороться в будущем - научиться контролировать данный рост. Во-первых, контролировать рост цен на продукцию ЖКХ либо путем ужесточения контроля над издержками, или повышения качества предоставляемых услуг, и не допускать чрезмерного роста тарифов на электроэнергию, газ, транспорт. Потому что эти изменения, отражаемые в индексе оптовых цен или индексе цен производителей, так или иначе, через полгода - год перейдут на инфляцию издержек предприятий, которые производят конечную продукцию и в окончательном итоге - на инфляцию потребительских цен. К примеру, у нас в прошлом году рост потребительских цен был 11,7%, а рост цен производителей 28,3% (в то время как в прошлом эти темпы были сопоставимы). Я думаю, что этот всплеск оптовых цен и дал, возможно, повод для отраслей ЖКХ повысить цены на свои услуги, естественно с января следующего года. Второе - мы считаем, что ЦБ следует продолжить политику курса на стабилизацию - удержание номинального валютного курса определенных рамках - скажем, 27,6-28,6 руб./долл., в случаях ухудшения мировой конъюнктуры - возможна мягкая контролируемая девальвация валютного курса на 2-3% в год. Данная политика, с одной стороны, поддержит отечественного производителя и несильно навредит росту иностранных инвестиций и заимствований (если таковые будут), с другой стороны, создаст впечатление финансовой и валютной стабильности. Влияние девальвации на инфляцию будет минимально, так как сейчас вклад в инфляцию администрируемых цен значительно больше, а базовая инфляция, по нашим расчетам, и уложится в "плановые" 8,5% в этом году и около 7% в следующем. Третье - рост номинальных доходов населения. По моему мнению, существенным фактором удорожания платных услуг населению, оказываемого частным и некоммерческим сектором (например, в сфере образования, развлечений, культуры - услуги репетиторов, стоимость билетов в театры и выставки, транспортных услуг), является не рост внутренних издержек, а следствием роста платежеспособности спроса. Академически говоря, в отсутствии стагнации (ограничений) спроса, производители данных услуг могут корректировать свои расценки, стараясь сохранить постоянной долю затрат на свои услуги в номинальных доходах потребителей (ценообразование от спроса), а не исходя из темпа роста своих издержек (ценообразование от предложения). Таким образом, в условиях резкого замедления темпов роста номинальных доходов населения, возможно, уменьшится и темп роста цен в этой категории платных услуг. Причин для сокращения темпов роста номинальных доходов много - ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, сокращение инвестиционных расходов, замедление темпов роста промышленности. Что касается связи роста цен и планируемым увеличением пенсий. Безусловно, противоречие между заявленными приоритетами и теми действиями, которые сопровождают данные заявления, есть. Тем не менее, вклад дополнительного увеличения пенсий в общий рост доходов населения невелик, - по нашим расчетам дополнительное увеличение пенсий составит не более 4-6% общего прироста доходов. В предположении, что из этого дополнительного дохода пенсионеры не будут делать сбережения, прирост номинального платежеспособного спроса увеличится не более, чем на 8-9%, при росте что даст увеличение роста номинального спроса не более чем на 1-1.5 п.п. (т.е. дополнительные 110 млрд. руб. при общем объеме потребительских расходов в 9,3 трлн. руб. в 2005 году (прогноз) На мой взгляд, этот вклад очень небольшой и недостаточно силен для того, чтобы существенно повысить инфляцию. Тем более что особенность потребительской корзины пенсионеров, я думаю, такова, что рост пенсионных расходов будет способствовать росту спроса в основном секторах пищевой и легкой промышленности, где возможность увеличения цен сильно затруднена в силу интенсивной конкуренции между производителями. В данных вышеперечисленных условиях, мы считаем возможным двукратное замедление темпа роста потребительских цен, хотя цифру в 4% считаем несколько оптимистичной. |