Тема: Бюджет, Банковская система 10 ноября 2005 г.
Осипова О.А.

"Влияние бюджетных нововведений на денежный рынок"



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

С 1 января 2006 г. начнут действовать поправки к бюджетному кодексу в части введения процедур кассового обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы. Хотя в соответствие с Положением о Федеральном казначействе обслуживание может осуществляться через счета в Центральном банке и кредитных организациях, кроме этого возможно размещение временно свободных средств бюджета на депозитах, вводимые процедуры предполагают, что кассовое обслуживание будет проводиться через счета Центрального банка. Региональные банки еще летом начали бить тревогу по поводу возможного сокращения депозитной базы. Насколько серьезны подобные опасения?

Фактически это приведет к необходимости перевода средств из банковской системы в казначейство к 1 января 2006 г., а также временному замедлению скорости обращения средств региональных и местных бюджетов в 2006 г. Для денежного рынка в конце года это означает временный рост спроса на ликвидность банков, активно работающих с региональными и местными бюджетами.

На 1 октября 2005 г. остатки на счетах региональных и местных бюджетов коммерческих банков составляли 220 млрд. руб. К концу года обычно привлеченные бюджетные средства снижаются. Таким образом, возможный "провал" ликвидности в декабре может составить от 180 до 200 млрд. руб. По данным Банка России в основном бюдетные счета сконцентрированы у первых 20 банков по величине активов (примерно 82%). По данным на начало сентября у первых пяти банков ликвидных активов более чем достаточно. У следующих пятнадцати банков средства бюджета на 32% больше, чем вложения в госбумаги и для "изъятия" остатков бюджета банки будут также использвать средства, размещенные на МБК.

Банк России 15 декабря 2005 г. выкупит ОБР-3 на сумму 79 млрд. руб., что частично компенсирует возникающий дефицит ликвидности. Однако для дополнительной временной стабилизации денежного рынка могут потребоваться дополнительные меры.

В базовом сценарии, по нашим оценкам, приток ликвидности за счет роста резервов Банка России до конца года замедлится (Банк России не увеличивает резервы без учета Стабфонда до конца года) и тогда добровольные резервы банковского сектора (корсчета и ликвидность стерилизованная Банком России за счет размещения ОБР, обратного модифицированного РЕПО, депозитов и др.) снизятся до 440-450 млрд. руб. с 754 млрд. руб. на начало октября или до 8,7% совокупных депозитов (на уровне сентября 1998 г.). По оценке, для того, чтобы объем ликвидности к депозитам не снизился ниже 11-12% (минимальное значение в послекризисный период) потребуются дополнительные вливания в размере 100-150 млрд. руб. Либо на выручку Банку России придет приток капитала и резервы вновь начнут расти, либо потребуется активизация позиций на денежном рынке и рынке госбумаг. В любом случае без активного участия Банка России вряд ли можно будет избежать дисбаланса денежного рынка.


© АЛ "Веди" 2005; www.vedi.ru.