Тема: Инфляция 31 октября 2005 г.
Осипова О.А.

"Cпециальное поручение "



Ваш комментарий*
Фамилия,
имя:
Должность,
место работы:
Ваш e-mail:
Тема:
Ваш
комментарий:
  
* — Заполните форму или отправьте на e-mail comment@vedi.ru.

26 октября Президент дал положительную оценку антиинфляционным мерам Правительства и Банка России, хотя пока ускорение инфляции относительно прошлого года не ликвидировано. За девять месяцев текущего года инфляция составила 8,6% (против 8,1% за девять месяцев прошлого года) и уже очевидно, что целевой ориентир по инфляции в 8,5% и даже стабилизация темпов роста цен на уровне прошлого года будет весьма неплохим результатом.

Для обоснования "успехов" денежных властей и Правительства Президент также выбрал для сравненния темпы роста цен до вступления в должность (в 1998-1999 г.), которые тогда составляли 84,5% и 36,6%, соответственно.

Следует отметить, что наиболее низкий темп роста цен за постсоветскую историю России был достигнут в 1997 г. (11%) и действующим властям пока не удается поставить новый рекорд инфляции для России. На наш взгляд, именно в сопоставлении с 1997 г. очевидны "успехи" и "провалы" аниинфляционной политики. Во-первых, очевидным является ускоренный рост влияния внешних цен. Более быстрыми темпами растут цены на аграрную продукцию и бензин, а также платные услуги (прежде всего ЖКХ, цены на которые за девять месяцев текущего года растут опережающим темпом - 31%). В тоже время можно говорить о рекордном снижении базовой инфляции (продукции пищевой промышленности и стоимости непродовольственных товаров без учета топлива). В текущем году мы ожидаем ее снижения до 5,5%.

В этих условиях очевидно, что определенные успехи в проведении антиинфляционной политики имеются и, прежде всего, они связаны с умеренно-жесткой денежной политикой. В свою очередь, последняя в основном достигалось благодаря жесткости бюжетной политики (как в связи со стерилизации избыточного притока нефтедолларов в Стабилизационный фонд, так и за счет накопления других внешних доходов на остатках в Банке России). Хотя федеральный бюджет без учета экспортных доходов и НДПИ уже в 2004 г. был дефицитным (1,1% ВВП) и это отчасти способствовало дополнительному росту денежного спроса. В 2005 г., по оценке, такое "денежное стимулирование экономики" за счет бюджета составит уже 1,8-2% ВВП. Однако пока это не сказывается на ускорении базовой инфляции, что является основным, поскольку после ослабления "нефтяного бума" и остановки всплеска роста цен на мировом аграрном рынке (который по всей видимости еще сохранится в ближайший год) именно базовая инфляция будет определяющей для долгосрочного тренда. Наоборот, чрезмерное ужесточение денежной политики способно оказать негативное воздействие на спрос и вызвать торможение экономического роста.

Необходимо отметить, что пока темпы роста базовой инфляции удается сдерживать и в связи с достаточно большим "запасом" ценовой конкурентоспособности в пищевой промышленности, а также производителей бытовой техники, которые смогли извлечь выгоду от девальвации рубля и пока еще сохраняет интерес к расширению рынка в том числе за счет умеренного роста цен. По нашей оценке, стоимость продуктов питания в 2004 году оставалась примерно на 69% ниже сопоставимого уровня с США, в то время как до кризиса в 1998 г. стоимость продуктов питания была сопоставима с их уровнем в США. Стоимость оборудования для дома оставалась на 41% ниже сопоставимого уровня с США, в то время как до кризиса бытовая техника обходилась российскому покупателю примерно на 7% дороже, чем американскому потребителю.

Повышенные темпы роста цен на платные услуги могут еще сохраняться в течение более длительного времени - как в связи с адаптацией цен на газ и электроэнергию к "новому среднему уровню" цен на топливо на мировых рынках, так и в связи с ростом объема предоставляемых платных услуг в медицине и образовании. В этом секторе многое будет зависеть от успеха реформ, однако переход на рыночные формы оплаты основных услуг очевидно приведет к более высокому инфляционному фону в экономике.

В этих условиях очевидно, что антиинфляционные меры, необходимость разработки которых отмечена Президентом, охватывают весь спектр экономических проблем, который можно разбить на следующие блоки:

  • проведение денежной политики, адекватной достижению целевого ориентира по базовой инфляции. Банку России необходимо учитывать дальнейшее ослабление бюджетной политики в условиях достаточно благоприятной внешней конъюнктуры, а также возможность роста несоответствия между возможностями наращивания денежного предложения за счет покупки валюты и спросом на деньги в экономике в связи с увеличением взаимосвязи роста резервов и потоков капитала;
  • планирование спроса и предложения на аграрную продукцию и меры по стимулированию конкуренции на аграрном рынке. Использование мер поддержки производителей за счет квотирования и высоких таможенных пошлин является крайне нежелательным для достижения стабилизации цен;
  • дальнейшее проведение реформ естественных монополий при одновременном расширении прямых компенсационных выплат в связи с необходимостью повышения внутренних цен малообеспеченным слоям населения. Это означает, что оценочный рост доходов бюджета в связи с повышением цен монополистов (напрямую от монополистов или за счет увеличения поступлений от инвестиций монополистов) должен быть привязан к необходимой компенсации малообеспеченным слоям населения;
  • проведение реформ в секторе медицины и образования с более жестким определением сегмента платных услуг и категорий граждан, которые получают компенсации или продолжают получать более широкий спектр услуг бесплатно. Одновременно необходимо повышение контроля за качеством оказываемых бесплатных услуг;
  • рост заработных плат в бюджетном секторе должен продолжаться наряду с постепенной стабилизацией роста административных расходов, финансируемых за счет бюджета, и стимулирование постепенной монетизации льгот бюджетников.


  • © АЛ "Веди" 2005; www.vedi.ru.