Тема: Газ | 29 июня 2005 г. |
"Тенденция к слиянию нефтяных и газовых активов просматривается в деятельности крупнейших международных нефтегазовых компаний" Ваш комментарий* |
На собрании акционеров Газпрома было объявлено, что процесс покупки государством 10,7% акций концерна завершен. Некоторые аналитики говорят, что теперь либерализация акций Газпрома выходит на финишную прямую. Кроме того, менеджмент Газпрома планирует, что Газпром превратится в крупнейшую нефтегазовую компанию, и будет активно приобретать нефтяные активы. Рынок акций Газпрома, несомненно, будет либерализован, это, если рассуждать логически, может произойти достаточно быстро. Сейчас, когда даже чисто гипотетическая угроза потери контроля над компанией миновала, можно либерализовать рынок акций вне зависимости от серых схем, которые могут использоваться подставными лицами, номинальными держателями в оффшорах и т.д. Что касается второго вопроса, то действительно реформы естественных монополий в мире сопряжены с естественными процессами диверсификации, в частности со слияниями электроэнергетических и газовых компаний, а также со слияниями электроэнергетиков с нефтяниками, компаниями по водоснабжению и телекоммуникациям. В США в некоторых штатах потребителям начинает предлагаться целый пакет услуг. Тенденция к слиянию нефтяных и газовых активов просматривается в деятельности крупнейших международных нефтегазовых компаний.. А наши нефтегазовые компании были искусственно разделены в начале 90-х годов на нефтяной и газовый сектора, и это положение сохранялись все эти годы. Таких компаний в мире больше не существует, вернее, они, конечно, есть, но это, как правило, нефтяные компании, обслуживающие интересы государства. А деятельность Super-Majors типа BP и прочих диверсифицирована как с точки зрения производства, т.е. комбинации добычи нефти и газа, так и собственности, когда владельцами компаний являются миллионы мелких акционеров и эти компании действительно являются народным достоянием. Попробуй их тронь, сразу потеряешь голоса миллионов избирателей. Поэтому если говорить о "Газпроме", то всесторонняя диверсификация его деятельности вполне обоснована, в том числе распыление значительной части его акций при уверенном сохранении контрольного пакета у государства. В то же время, диверсификация его производственной деятельности, т.е. поглощение нефтяных активов логично с целью превращения не в гигантского монстра, включившего в себя все нашу нефтянку, а в свете последующего разделения газодобывающих активов на 2-3 компании и превращении их в 2-3 крупнейших нефтегазовых компании. При этом, учитывая "газовый характер" нашей электроэнергетики, возможно, не будет излишним и поглощение электроэнергетических активов. Ценовой лаг между ценами на нефть и на газ - приблизительно 9-12 месяцев. Поэтому комбинирование нефтяного и газового бизнеса означает снижение рисков, связанных с колебаниями выручки, уменьшение кассовых разрывов, снижает необходимость поиска краткосрочных кредитов. Нефтяные должны получать доступ к газотранспортирующим сетям, к экспорту газа - через единый синдикат, чтобы не допустить чрезмерного снижения экспортных цен при хаотичном выходе на рынок многих производителей. Реформирование газовой естественной монополии даже менее проблематично, чем реформирование электроэнергетики. Ведь реформирование последней осложняется невозможностью накапливать электроэнергию, неэластичностью спроса и предложения на пределе производственных возможностей, а также эффектом кольцевания сетей (эффект петли), который проявлялся в 2003г. в Калифорнии и в Италии. И все же я думаю, что у нас реформирование естественных монополий будет развиваться не по принципу от простого к сложному, т.е. от реформирования газовой отрасли к реформированию электроэнергетики, а наоборот, так как инерция реформирования электроэнергетики уже набрана, наполовину или больше процесс юридического раздела в региональных АО-энерго уже прошел и бросать дело на пол-пути вряд ли будут. Единственно надо учесть три предпосылки успешности реформирования в электроэнергетике - это необходимость обеспечить большое число действительно независимых производителей, обеспечить высокую ликвидность рынка производных инструментов, а также создать сильное госрегулирование рынка. Именно, в странах с сильным, т.е. с эффнективным государством реформирование естественных монополий более-менее успешно шло по пути внешнего контроля. Там же, где наладить госрегулирование не удается, сохраняется внутренний контроль, т.е. фактически госсобственность на естественно-монопольные активы. Из сказанного выше следует, что либерализация рынка газа произойдет не скоро, т.е. после 2008г., а к этому времени надо создать условия для увеличения числа независимых производителей газа. |