Тема: Инфляция 23 мая 2005 г.
Валерий Миронов

"Опасен не столько сам уровень инфляции, сколько некоторые связанные с ним показатели"

Правительство не выполняет план по инфляции второй год подряд. Недовольство Президента в данном случае понятно, - Путин потребовал от Грефа удержания инфляции в рамках 10%. Однако на рост инфляции влияют такие факторы, как рост тарифов ЖКХ, цены на сельхозпродукцию, цены на бензин. И вот тут Греф сказал, что не хотелось бы повторять опыт Украины с административным регулированием рынка. Но удастся ли удержать инфляцию в этом году в пределах 10%, не прибегая к таким способам?

В апреле началось некоторое замедление инфляции, она составила чуть больше 1%, это больше, чем год назад, но меньше, чем в предыдущие месяцы этого года. В то же время, по оценке нашего Центра выйти на 10% инфляции по итогам года будет крайне затруднительно.

И вообще опасен не столько сам уровень инфляции, сколько некоторые связанные с ним показатели.

Во-первых, важно отслеживать динамику инфляционных ожиданий. Их рост снижает возможности краткосрочного подстегивания производства за счет периодической эксплуатации неожиданной инфляции как фактора роста. Кроме того, рост инфляционных ожиданий является связующим звеном в цепи раскручивания инфляционной спирали, передавая импульс от инфляции спроса и инфляции издержек и т.д.. Наконец, рост ценовых ожиданий может негативно повлиять на темпы роста инвестиций, рост которых и так уже замедлился в этом году и может замедлиться еще больше.

Во-вторых, важна не инфляция сама по себе, пока она не перешла некого критического уровня, а связанная с ней динамика реального курса рубля, укрепление которого негативно влияет на ценовую конкурентоспособность.

Пока инфляционные ожидания достаточно стабильны, и, в общем, мы не предвидим их роста в ближайшие месяцы этого года. Что касается динамики реального курса рубля, то здесь есть некоторые настораживающие признаки, но в любом случае есть и другие пути поддержания темпов роста кроме борьбы за сдерживание инфляции и против укрепления рубля, тем более, что в долгосрочном плане бороться с укреплением рубля в условиях такого притока валюты трудно.

Напомню, что в прошлом году правительственный прогноз инфляции также не оправдался — темпы роста потребительских цен фактически остались на уровне 2003 года — около 12%. При этом темпы экономического роста были достаточно высоки. В этом году - при примерно той же инфляции — явное замедление роста экономического роста. Поэтому причины торможения в сфере производства могут быть и не связаны лишь с показателями валютно-денежной сферы, но и с факторами, негативно влияющими на динамику инвестиций. При этом уменьшение в этом году инвестиционной активности не может быть связано ни с ростом инфляционных ожиданий, как уже говорилось выше, ни с ростом процентных ставок — по данным опросов и банковской статистики они пока стабильны. В то же время к числу факторов, негативно влияющих на инвестиции, нужно отнести как кризис во взаимоотношениях власти и бизнеса, так и снижение склонности к инвестированию собственных доходов промышленных предприятий (во всяком случае в активы внутри России) и склонности банков к кредитованию — кредитный портфель банков в I-м квартале при дефлировании оптовыми ценами остался неизменным.

По мнению Грефа российская экономика в последнее время очень выросла, что дает надежду на неплохие перспективы. Достаточно ли экономических средств у правительства чтобы бороться с инфляцией?

Если посмотреть на рост цен в начале этого года, то мы увидим, что в наибольшей степени в первом квартале этого года цены увеличились в сфере производства нефтепродуктов, в добыче полезных ископаемых и в металлургии — на 30–50% в годовом выражении при среднем росте в 20 с лишним процентов. Возникает вопрос, как с этим бороться? Вообще для борьбы с ростом цен могут применяться меры, не только связанные с регулированием денежной массы или цен на продукцию естественных монополий, но и меры, которые я бы называл не административными, а скорее антимонопольными. Во всех цивилизованных странах антимонопольной политика уделяется очень большое внимание, а в США даже стремятся устроить конкуренцию между госорганами, в том числе и в сфере антимонопольного регулирования, для того, чтобы друга друга контролировали.

В конце концов, в Америке антимонопольное регулирование доходило до разделения крупнейших компаний, монополизировавших рынок, в начале прошлого века и позднее, и ничего страшного не случалось, наоборот, все хорошо и прекрасно управляют своей экономикой.

С другой стороны, можно голословно утверждать, что, власть вообще и рыночная власть, в частности, теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять и строго наказывать за якобы имеющий место ценовой сговор, но ведь главное тут — доказать, что есть монополистический сговор. Иначе это будут одни разговоры или дальнейшее ухудшение инвестиционного климата.

В то же время, борьба с монопольным взвинчиванием цен, с инфляцией в целом и реальным укреплением рубля не решает проблему конкурентоспособности. Можно видеть, что отрасли, которые в первом квартале медленнее всех наращивали свои цены, а значит медленнее снижали свою ценовую конкурентоспособность — это отрасли обрабатывающей промышленности. Но эти же отрасли в наибольшей степени снизили темпы роста, а точнее этот блок отраслей в первом квартале со снятой сезонностью вообще устойчиво снижал объемы производства. Примером этому является наш автопром, входящий в четвертый кризис за последние 7 лет.

Сдерживание цен им не помогло, а укрепление нацвалют в странах-торговых партнерах России шло более медленными темпами. Об этом говорит в частности динамика эффективного реального курса рубля, который был в последние годы относительно стабилен, и лишь в конце прошлого года наметился переход к его укреплению с 3–4% до 6–8% в годовом выражении. Но это только в последние месяцы, и сразу однозначно говорить о том, что замедление роста в начале этого года вызвано усилением процессов укрепления рубля я бы пока не стал. Нельзя упускать из виду торможение инвестиций, имеющее иной комплекс причин.

© АЛ "Веди" 2005; www.vedi.ru.