Тема: Конкуренция на рынке финансовых услуг 18 мая 2005 г.
Дмитрий Лепетиков

"Задача антимонопольной службы состоит не в том, чтобы устраивать какие-то показательные процессы"

16 мая ФАС возбудила два дела в отношении Сбербанка по признакам нарушения Сбербанком России федерального законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Первое выразилось в распространении ложных, неточных или искаженных сведений относительно порядка выплаты пенсий военнослужащим, способных причинить убытки иным финансовым организациям. Второе — ФАС подозревает Сбербанк в совершении действий, затрудняющих доступ на рынок банковских услуг в Тверской области другим банкам, и причинение убытков другим банкам-конкурентам на региональном уровне.

Во-первых, у антимонопольной службы давно достаточно неприязненные отношения со Сбербанком, поэтому не мудрено, что появились очередные претензии. Во-вторых, надо смотреть, насколько велики объемы претензий в данном случае. Я не знаю, например, каковы объемы выплаты пенсий военнослужащим, каков удельный вес этой операции в операциях Сбербанка, и где и в чем идет ущемление прав.

Что касается Тверской области, то появляется вопрос — является ли эта инициатива конкретно тверского Сбербанка, или это общая политика самого Сбербанка. И в том, и в другом случае, я считаю, что подобного рода конфликты не носят глобального характера, и не угрожают финансовой стабильности и правам граждан в масштабах всей страны. Следовательно, они могут решаться каким-то более простым способом, чем судебное дело. Нужно было как-то найти разумный компромисс. Если это инициатива только в Тверской области, то просто дать указание руководству местного Сбербанка, чтобы оно не проявляло лишней самодеятельности.

Чем может закончиться такая ситуация для Сбербанка?

В лучшем для Сбербанка случае, он просто примет какие-то меры, например, упростит порядок выплаты пенсий военнослужащим или изменит форму договора, который применяется в Тверской области. В худшем для Сбербанка случае, с него могут попытаться взять крупные штрафы, но мне сложно оценить перспективу успеха их взимания. На мой взгляд, здесь задача антимонопольной службы состоит не в том, чтобы устраивать какие-то показательные процессы и привлекать к уголовной ответственности крупнейших участников рынка за, на мой взгляд, незначительные нарушения в их деятельности. А в том, чтобы совместно с участниками рынка — в данном случае, совместно со Сбербанком — избегать повторения или продолжения подобных вещей. Поэтому лучшее, что здесь можно ожидать — стороны договорятся, никаких уголовных дел не будет, а Сбербанк внесет некоторые изменения в свой документооборот. В худшем случае, это может вылиться в материальные претензии, а, в свою очередь, вряд ли Сбербанк согласится сразу на подобного рода санкции. Значит будут судебные процессы, будут совершено ненужные споры и обсуждения. И, вместо того, чтобы как-то изменить ситуацию, ее просто законсервируют на спорном уровне.

Претензии же останутся, и они будут тянуться и ходить по всевозможным судебным инстанциям, и сколько это продлится — неизвестно никому. На мой взгляд, такая ситуация, разве что удовлетворит амбиции некоторых руководителей антимонопольной службы — какие мы отважные, любого можем засудить! Но для дела это не на пользу, а во вред. На пользу было бы спокойное, совместное со Сбербанком решение, чтобы Сбербанк скорректировал свою политику по этим вопросам, а антимонопольная служба не устраивала громких PR-ных дел.

© АЛ "Веди" 2005; www.vedi.ru.