Тема: Стабилизационный фонд | 4 июля 2005 г. |
"Средства Стабилизационного фонда могут достаточно эффективно использоваться для достижения ключевой цели – ускорения экономического роста" Ваш комментарий* |
Средства Стабилизационного фонда могут достаточно эффективно использоваться для достижения ключевой цели – ускорения экономического роста Я считаю, что расходование части средств Стабилизационного фонда на осуществление проектов, способствующих модернизации экономики, вполне оправдано. Конечно, можно и дальше накапливать "кубышку", направляя средства лишь на досрочное погашение внешнего долга. Однако итоги пяти месяцев 2005 г. показывают, что реальное укрепление рубля и рост инфляции происходят и на фоне практически полной стерилизации в бюджете нефтяных сверхдоходов. При разработке бюджетных проектировок на 2006-2008 гг. цена отсечения в Стабфонд была поднята лишь ради удвоения зарплат и пенсий - и это не лучший вариант. Экономика в настоящее время не страдает от недостатка потребительского спроса. Напротив, потребительская активность населения почти так же высока, как и год назад (рост оборота розничной торговли за январь-май 2005 г. составил 11,0% против 11,4% за январь-май 2004 г.). И, тем не менее, это не обеспечивает соответствующего роста выпуска отраслей, ориентированных на внутренний спрос, поскольку их продукция проигрывает в конкуренции с импортом. Служащий основным источником увеличения доходов и, соответственно, потребительских расходов населения в 2005 г. рост оплаты труда обеспечивается сокращением прибыли предприятий по сравнению с первыми месяцами прошлого года - как в обрабатывающих отраслях промышленности, так и в строительстве, связи, отраслях, предоставляющих коммунальные услуги. А это означает сужение собственного инвестиционного потенциала этих отраслей. Бюджетная политика последних лет была направлена на изъятие инвестиционных ресурсов из экономики путем прогрессивного налогообложения обложения нефтяного сектора. При этом сбережения государства не трансформируются в инвестиции. В 2004 г. объем капитальных вложений федерального бюджета был вчетверо ниже его профицита, а в 2005 г. этот разрыв еще больше увеличится. Обычным возражением против государственных инвестиций является их неэффективность по сравнению с частными. Действительно, без участия рыночных стимулов качественно отобрать и проработать инвестиционные и инновационные программы, создать механизмы финансирования жилищного строительства сложно. Тем не менее, эффективность государственных инвестиций может быть очень высока в тех отраслях, куда частные инвестиции просто не пойдут. Это касается, например, космической отрасли. Значимость ее развития велика как с точки зрения обеспечения военной безопасности страны, так и с точки зрения "мирного" использования для нужд связи, метеонаблюдения и других целей, соответствующих современному уровню развития технологий. При этом расходы федерального бюджета на космос в бюджете 2005 г., также как и в предыдущие годы, составляют всего около 0,1% ВВП. Коммерческое использование космоса, как показывает практика, позволяет лишь отчасти финансировать текущее использование существующей техники и объектов, но не позволяет обеспечить финансирование новых научных разработок в этой области. И это притом, что космическая программа - одна из немногих высокотехнологичных областей, где Россия пока еще конкурентоспособна. Развитие жилищного строительства также требует поддержки государства, хотя основной объем средств, безусловно, должен поступать от частных инвесторов и населения. Господдержка должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить не только рост спроса на жилье со стороны населения, но и рост предложения жилья, лишь в этом случае возможно реальное улучшение жилищных условий. При этом инвестиции в жилищное строительство, создавая дополнительный спрос на рабочую силу, строительные материалы и технику, действительно могут способствовать ускорению экономического роста. И в этом плане средства и Стабилизационного фонда могут достаточно эффективно использоваться для достижения ключевой цели - ускорения экономического роста в среднесрочной перспективе. |